Переговоры между уполномоченными делегациями в составе только высших офицеров силовых ведомств Ирака и Южного Курдистана, как официально было заявлено в Эрбиле, являются исключительно военно-техническими и не могут касаться других вопросов урегулирования противостояния федерального правительства и органов самоуправления автономного региона.
Это обстоятельство имеет крайне важное политическое значение и может в определенной мере свидетельствовать о том, что, по мнению руководства Южного Курдистана, правовые способы устранения других разногласий окончательно исчерпаны по вине и в связи с отсутствием у Иракского правительства интереса в развитии плодотворного сотрудничества сторон в деле создания эффективного государства на основе неукоснительного соблюдения положений Конституции и уважения принципов равноправного партнерства.
Вся полнота ответственности за обострение антиконституционного политического кризиса и происходящие сегодня провокационные события лежит на федеральном премьер-министре, цель которого установить режим диктатуры арабо-шиитского государства и авторитарное правление, прямо или косвенно поддерживаемое доминирующими в стране радикальными политическими партиями и исламистскими движениями.
Надо отметить, что фундаментальным фактором новой диктатуры в этой формально федеративной республике является не личность премьер-министра, а укоренившаяся философия национал-шовинистического мировоззрения арабской элиты. Именно поэтому Ираком фактически монопольно управляет премьер-министр, обладающий всей полнотой власти и всеми рычагами политического и силового воздействия на ситуацию в стране и государстве.
В стране с разнородной полит-идеологической враждой этно-конфессиональных сообществ, не имеющей очевидных предпосылок для федерализма и демократии, конечно, невозможно рассчитывать на объединение умеренно-либеральных оппозиционных сил, способных свергнуть быстро возрождающийся диктаторский режим правления.
Любые серьезные попытки по свержению ныне правящих политических сил во главе с премьер-министром неизбежно закончатся началом гражданской войны в Ираке. Такой вариант развития событий не отвечает интересам и целям народа Южного Курдистана. Пусть судьбой Ирака без Южного Курдистана озабоченно занимаются арабские политические элиты и народ этой страны. У курдского народа есть своя светлая дорога в будущее.
Руководство Южного Курдистана, оказавшись перед серьезной угрозой вступления в полномасштабную войну, вероятно, приняло решение прекратить официальные полит-экономические отношения с Иракским правительством и категорически предупредить Багдад о полной готовности вооруженных сил автономного региона к надежной обороне и защите всех граждан Южного Курдистана, а также к вынужденным наступательным действиям по обеспечению освобождения оккупированных территорий и восстановления национально-исторического и административно-правового статуса курдских провинций.
Не исключено, что Эрбиль согласился участвовать в военно-технических переговорах, чтобы продемонстрировать международному сообществу заинтересованность автономного региона в цивилизованном разрешении споров и поиске мирного механизма и порядка расторжения федеративных отношений с Багдадом, опираясь прежде всего на Конституцию республики и исходя из бесперспективности дальнейшего продолжения двустороннего диалога в связи с умышленным нарушением другой стороной всех ранее подписанных соглашений.
Руководству Южного Курдистана следовало бы максимально ускорить проведение общенациональной конференции курдского освободительного движения. Пора выдвигать главные требования курдского народа и настойчиво отстаивать их на мировом уровне по правилам и нормам международного права. Полагаю, было бы целесообразно направить от имени Президента Южного Курдистана уведомительное письмо с приглашением на конференцию в адрес высших должностных лиц стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Мирная и оборонительная борьба курдского народа в Ираке должна стать главным стержнем единого движения за освобождение Отечества и нации, потому что имеет объединяющее патриотическое содержание, здравый духовно-нравственный смысл, высшее благословение и, конечно, благородную историческую и геополитическую задачу – создание независимого, демократического и быстро развивающегося государства, а также самоуправляемых автономных территорий в Турции, Сирии и Иране ради главной цели - достижения Свободы.