В этом интервью "Rudaw", Аднан Муфти, член политического бюро Патриотического союза Курдистана (ПСК) и бывший спикер парламента Курдистана, обсуждает письмо, которое было отправлено Президентом Ирака Джалялем Талабани иракскому премьер-министру Нури аль-Малики.
Муфтий говорит, что письмо Талабани предупредило аль-Малики, что если он нарушит конституцию, он будет привлечен к ответственности. Муфтий также говорит, что он не ожидал, что Малики проигнорирует требования политических партий, которые поддерживали его в то время, когда другие пытались отстранить его от власти.
"Rudaw": Разве отношение Малики стало сюрпризом для Талабани?
Аднан Муфти: Отношение Малики было неожиданным. Это не было сюрпризом, ведь все мы знаем, что Малики в последнее время действовал тщеславно.
Конституция делегировала много полномочий Совету Министров, но, к сожалению, Малики монополизировал всю власть и сосредоточил ее в своих руках. Кроме того, из-за отсутствия политического консенсуса между политическими партиями после выборов 2010 года, аль-Малики не соблюдает соглашения, заключенные между Эрбилем и Багдадом. До сих пор должности, связанные с министерством безопасности, не были заполнены. Кроме того, аль-Малики назначил своих марионеток на 26 военных должностей, которые должны занимать офицеры, назначенные парламентом. Это является неконституционным.
Когда были предприняты не увенчавшиеся успехом попытки отстранить его от должности, Малики просчитался. Вместо того чтобы думать реалистично и оценить партии, которые не закрыли свои двери для него в то время, Малики принял другое направление и пошел на создание операционного командования "Dijla", хотя он обещал президенту Ирака не делать этого.
Кроме того, делегация Регионального правительства Курдистана (КРГ) посетила Багдад, и команда из Багдада должна была посетить Курдистан. Но багдадская команда не приехала. Вместо этого, Малики углубил вопросы и послал армию на спорные территории. Это также нарушает конституцию. Конституция говорит, что иракская армия не должна вмешиваться в политические вопросы или решать проблемы в пользу той или иной партии.
"Rudaw": Если формирование "Dijla" является неконституционным, то почему иракский президент не подал жалобу?
Аднан Муфти: Как президент Ирака Джаляль Талабани отвечает за контроль конституции. Он будет предупреждать всех, кто нарушает Конституцию. 19 ноября Али Гедан, командующий иракскими подразделениями пехоты, направил письмо в определенные части и приказал их мобилизовать. Талабани, выступая за конституционные полномочия, сразу направил письмо Гедану. Талабани указал Гедану, что его приказы являются неконституционными, поскольку статья 67 говорит, что армия не имеет права вмешиваться в политические вопросы.
Талабани также сообщил Гедану, что он был назначен командовать пехотой неконституционным путем, потому что командиры всех подобных подразделений должны назначаться парламентом. В случае Гедана этого не было сделано. Таким образом, Гедан не проводит никаких конституционных полномочий. Талабани попросил Гедана отменить его приказ немедленно, в противном случае он будет предан суду.
"Rudaw": Не следовало бы Талабани послать это письмо аль-Малики, главнокомандующему иракскими вооруженными силами?
Аднан Муфти: Талабани направил копию письма Малики. Если кто-либо нарушает Конституцию, президент Ирака будет предупреждать его и принимать против него правовые процедуры. Письмо Талабани было предупреждением для всех, не только для Малики.
"Rudaw": А Талабани предвидел такое поведение Малики?
Аднан Муфти: Я лично знаю Малики, и не ожидал, что увижу это от него. До падения режима Саддама Хусейна, между его партией (Дава), ПСК и Демократической партией Курдистана (ДПК), а также другими курдскими политическими партиями, были хорошие отношения. Эти партии боролись вместе против прежнего режима. Все они столкнулись со страшными моментами правления партии Баас.
Таким образом, мы ожидали, что они извлекли урок из практики бывшего иракского режима. Мы надеялись продолжить борьбу вместе после распада власти Саддама, и построить демократический Ирак, где все различные общины могли бы пользоваться своими правами. В демократических странах власть является временной. Вы можете потерять ее на следующих выборах. Так от куда же это высокомерие?
"Rudaw": Значит, вы не ожидали, что Малики будет действовать так, как он действует сейчас?
Аднан Муфти: Правильно, мы не ожидали этого. Но он, может, также не ожидал, что курды быстро объединятся в ответ на его действия. Малики думал, что он мог уйти от этого. Лучшим ответом аль-Малики стало курдское единство. Мы все должны понимать, что одностороннее, недемократическое, авторитарное правление не имеет места в Ираке. Они не могут править, если нет уважения воли народа.
"Rudaw": Несколько дней назад встретились Талабани и президент Курдистана Масуд Барзани. Что обсуждалось на заседании?
Аднан Муфти: В ходе встречи обсуждалась нынешняя ситуация, они проинформировали друг друга о своих мнениях и их оценках ситуации. К счастью, их мнения по вопросу о спорных территориях были похожи. Это национальный вопрос и за него не возможно торговаться.
"Rudaw": Что вы думаете о письме аль-Малики, которое привез в Курдистан спикер парламента Усама Нуджаифи?
Аднан Муфти: Малики понимает, что курды объединились перед лицом этого вопроса. Все было по-другому несколько месяцев назад, когда курды не были едины. Малики представил себя как друга курдов. Он разговаривал с курдскими СМИ и утверждал, что симпатизирует курдам, чтобы привлечь внимание курдов к себе. Тем не менее, курды не смотрят на этот вопрос с эмоциональной точки зрения. Курды знают, что он не сочувствует делу курдов.
"Rudaw": Что содержится в письме Нуджаифи?
Аднан Муфти: В письме Нуджаифи говорится, что аль-Малики готов сесть за стол переговоров и обсудить проблемы. Малики просил вернуться к соглашению 2009 года, которое требует установления высокого военного комитета для координации действий иракской армии и сил пешмерга на спорных территориях. Курды направили письмо шиитам и попросил их изменить политику Малики.
"Rudaw": Силы пешмерга могут отразить любое нападение со стороны иракской армии?
Аднан Муфти: Курдское единство способно противостоять всему. Что касается военной мощи, я не знаю, вы можете спросить об этом министра пешмерга.
"Rudaw": Что вы думаете об американской позиции по этому вопросу?
Аднан Муфти: Администрация Обамы не уделяет много внимания этому вопросу. Тем не менее, США попросили Курдистан и Ирак облегчить напряженность. Но сегодня Америка не является той, какой она была при администрации Буша. Армия США не находится в Ираке, и они придают Ираку меньшее значение.
"Rudaw": В последнее время были опубликованы ряд старых фотографий с вами, вашим отцом и аль-Малики. Сколько лет длятся отношения вашей семьи с аль-Малики?
Аднан Муфти: Я знаю Малики с тех пор, когда он был в иракской оппозиции. После восстания, аль-Малики и двое других лиц [Абу-Иосиф и Абу Салах], которые также вели борьбу с Саддамом, посетили меня. Они были моими друзьями. Позже они навестили моего отца. Наши отношения с аль-Малики были и остаются хорошими. Тем не менее, сегодняшний аль-Малики – не тот Малики, которого я знал. Теперь он премьер-министр Ирака. Он имеет власть и амбиции.
"Rudaw": Что тогда Малики говорил о курдах и о будущем курдов?
Аднан Муфти: Он говорил, что курды являются нацией, и имеют свои права. Он говорил, что курды были угнетены. Он смотрел на этот вопрос с точки зрения ислама. Иногда он говорил, что курды должны иметь в Ираке пост вроде президентского. Тем не менее, слова, которые человек говорит, находясь в оппозиции это одно, и совсем другое, когда он находится у власти.
"Rudaw": Члены политбюро партии Дава говорят, что проблемы между Талабани и аль-Малики могут быть решены в одно заседание. Правда ли это?
Аднан Муфти: Если они имеют в виду решения без коррекции политики, без расформирования "Dijla", я так не думаю. Если они не изменят политику в отношении курдов и не изменят свою политику в отношении статьи 140 и "Dijla", ничего не будет решено.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, иракская армия, Dijla, пешмерга, Аднан Муфти, ПСК, Джаляль Талабани, Нури аль-Малики, КРГ, Саддам Хусейн, Дава, Баас, Масуд Барзани, Усама аль-Нуджаифи, США, Барак Обама