Доктор Николаос Ван Дам из Нидерландов, бывший посол в Ираке, заявил в интервью с корреспондентом "Rudaw", что для того, чтобы избежать конфликтов и кровопролития, для Иракского Курдистана лучшим остается быть "де-факто независимым", чем в полной мере претендовать на это. Автор книги "Борьба за власть в Сирии", Ван Дам также считает, что, независимо от исхода конфликта в Сирии, курдскому населению страны не нужно бояться возобновления преследований по национальному признаку, как это было в прошлом.
"Rudaw": Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Иракском Курдистане в отношении текущих событий, особенно в отношении напряженности между Эрбилем и Багдадом?
Доктор Николаос Ван Дам: Главный вопрос, который поставлен на карту заключается в том, что пока курдский район является частью суверенной Республики Ирак, центральные силы правительства должны официально иметь возможность для развертывания своих подразделений по всей стране, в том числе - в Курдистане. Во-вторых, доходы, полученные от разведки нефти и газа в пределах национальной территории Ирака, должны направляться через центральное правительство и перераспределяться в пользу всей страны, а не только в интересах тех районов, где нефть и газ были найдены. Если будет иначе, то регионы в Ираке, которые не имеют каких-либо запасов нефти и газа останутся очень бедными, в то время как другие регионы со значительным запасам нефти и газа постепенно станут богатыми. Что касается энергетических ресурсов, курдское региональное правительство на самом деле работает так, как если бы оно было независимым национальным представителем. Вполне естественно, что Багдад отвергает такую политику курдов. Было бы иначе, если была достигнута договоренность заранее, где бы оговаривались все условия по разделению доходов от нефти и газа между Багдадом и автономным курдским регионом.
С другой стороны, под влиянием прошлых конфликтов между Багдадом и курдами было создано большое взаимное недоверие, и вполне понятно, что Региональное правительство Курдистана не хочет, чтобы вооруженные силы Багдада вторглись на их территорию еще раз. Тем не менее, это должно официально считаться нарушением курдами суверенной власти централизованного государства. Если Курдистан является частью суверенного Ирака, курдское региональное правительство должно принять это во внимание. Де-факто ситуация складывается следующим образом: Курдистан является официальной частью Ирака, но на практике независимым или полунезависимым. Курды явно не хотят повторить печальный опыт, который у них уже был с центральной властью Багдада в прошлом.
"Rudaw": Не могла бы независимость Курдистана стать удобным решением для монтажа разногласий между Эрбилем и Багдадом?
Доктор Николаос Ван Дам: Это зависит от курдского регионального правительства, которое само решит, какой путь выбрать. Полную независимость, однако, очень трудно реализовать без войны и бесконечных конфликтов, как это произошло в прошлом. Национальные границы, составленные в прошлом колониальными силами, могут показаться непопулярными для многих, но, в конце концов, они оказываются гораздо более долговечными, чем предполагалось, или хотелось бы. Конструктивный диалог между Багдадом и Эрбилем, с учетом как реальной ситуации на местах, так и исторических реалий, кажется лучшим вариантом. То, что усложняет ситуацию даже больше, это эффект, который возможная независимость иракского Курдистана может оказать на сопредельные государства и их курдские регионы. Кажется, для курдов лучше быть де-факто независимыми или полунезависимыми, чем официально утверждать это.
Одна вещь вызывает уверенность: курды не готовы отказаться от своей улучшившейся ситуации и своих достижений, только чтобы снова стать частью единого централизованного Ирака, тем самым отступая при авторитарном правлении Багдада. Ситуация в курдском Ираке существенно улучшилась, в частности в области экономического развития и безопасности. Здесь, кажется, уже нет способа просто вернуться в прошлое. Если положение курдов действительно может быть улучшено путем позиционирования себя под центральной властью Багдада, другое дело. Однако, при нынешней ситуации, это приведет, скорее всего, к противоположному, со всеми его недостатками для курдов. В различных аспектах нынешняя ситуация в иракском Курдистане выглядит лучше, чем в остальной части Ирака.
"Rudaw": Вы верите, что в Сирии свобода от диктатуры президента Башара аль-Асада обязательно будет означать свободу для курдов? Или курды должны быть готовыми к новой эре преследований в пост-асадовской Сирии?
Доктор Николаос Ван Дам: Я ожидаю, что в случае падения режима президента Башара аль-Асада, военные, которые свергнут его, возьмут власть на себя. Это зависит от этих военных (правителей), действительно ли они готовы поделить власть, которой они достигли многими кровавыми боями с многочисленными жертвами, с теми, кто будет затем возвращаться из-за границы, фактически не будучи вовлечен в кровавую военную борьбу. Это означает, что если смена режима не приведет к свободе для сирийского народа в целом, она не приведет и к свободе курдов Сирии. Это, однако, не означает, что курды будут преследоваться по национальному признаку при новом виде диктатуры, как это было раньше. Если действительно в пост-асадовской Сирии будет достигнута свобода, было бы только логично, если эта свобода будет также включать в себя свободу курдов, на равных основаниях с другими группами населения.
"Rudaw": С начала текущего восстания в Сирии возник кризис недоверия между курдскими политическими силами и арабскими оппозиционерами. Курды постоянно ищут гарантии своего будущего в Сирии, в то время как арабская оппозиция, и в том числе недавно созданная коалиция, отказывается вести открытые переговоры, которых требуют курды, и говорит, что курдские права будут обсуждаться только после падения нынешнего режима. Как вы думаете, курдские сомнения оправданы?
Доктор Николаос Ван Дам: Пока нет никакого единого мнения среди оппозиции в целом, я думаю, было бы нереалистично ожидать каких-либо надежных сделок между так называемой арабской оппозицией и курдской оппозицией (которые, похоже, не будут объединены). С другой стороны, для оппозиции не составляет труда взять на себя обязательство демократического правления по всей Сирии, включая районы с курдским большинством. Преемник режима, вероятно, не будет арабским националистическим режимом, насколько как режим БААС во время его пребывания у власти. Поэтому не следует опасаться похожей дискриминационной политики в отношении сирийских курдов.
"Rudaw": Турецкое правительство постоянно показывает свою озабоченность потенциальной ролью Рабочей партии Курдистана (РПК) в курдских районах Сирии после падения режима Асада. В случае, если курды Сирии получат свои права и установят форму автономного округа в северной Сирии без влияния РПК, каким будет отношение Турции, и как она будет вести дела с новой властью в курдском регионе?
Доктор Николаос Ван Дам: Это зависит также от состава преемника сирийского режима. Турецкое правительство, вероятно, не хочет поощрять любые тенденции (в создании) курдских автономий в соседних странах, за исключением тех случаев, когда это происходит в ее стратегических интересах, и помогает борьбе против РПК в Турции. Если сирийская автономная область будет представлять собой защитный кожух против, например, РПК и события в Сирии не будут негативно влиять на внутреннюю ситуацию в Турции и ее стабильность, можно ожидать, что Турция смириться с новой ситуацией, и не будет иметь что-то против нее. Но это только теоретические спекуляции.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Николаос Ван Дам, Нидерланды, Сирия, Сирийский Курдистан, Курдистан, Турция, Турецкий Курдистан, иракская армия, КРГ, нефть, Башар Асад, арабы, курды, Баас, РПК