Мы продолжаем публикацию дискуссии "О возможном пути решения Ближневосточной проблемы", которую проводит сайт Cdialog.org.
Напоминаем, что в дискуссии принимает участие Главный редактор нашего сайта, писатель-историк, кандидат экономических наук Вадим Макаренко.
Другие участники обсуждения: доктор Борис Альтшулер, писатель, историк, специалист по древней истории евреев; Мирон Амусья, профессор теоретической физики, публицист; Арье Барац, религиозный философ, писатель; доктор Леонид Ейльман, писатель-историк; Дмитрий Радышевский, религиозный философ, писатель, общественный деятель; Алекс Тарн, писатель; Дан Шапира, профессор истории Ближнего Востока.
Часть вторая.
Вадим Макаренко:
Геополитически я придерживаюсь очень традиционной точки зрения, т.е. детального учета баланса сил и долговременных намерений сторон. С этой точки зрения надо менять геополитическую компоновку Ближнего Востока. В этом плане надо использовать все возможности, все союзы, даже те, что сейчас кажутся маловероятными, в том числе и курдско-израильский альянс. Но до этого еще достаточно далеко. Сегодня Курдистан и сами курды решают другие задачи, им приходится маневрировать, поэтому они воздерживаются от отношений с Израилем на официальной основе, поскольку иная позиция могла бы сильно затруднить маневры в узкостях между "арабскими островами". Сегодня нужны неформальные связи, на уровне так называемой народной дипломатии, нужны усилия историков и культурологов, поскольку отстает изучение этого района.
Правда, как историк (т.е. беря во внимание даже не столетние, а тысячелетние тренды) я вижу ситуацию еще более мрачно. Одна из причин в том, что как историк – альтернативист я вижу древнюю и средневековую историю в другом свете, чем принято. В двух словах моя концепция состоит в том, что античный мир располагался на землях Ближнего Востока и северо-восточной Африки. Западная цивилизация оставила эти земли в 10-14 веках в связи с изменением климата. Она, когда-то выросшая на этих землях, ушла на север Евразии, т.е. в нынешнюю Европу, и в Америку. Арабы — это небольшой этнос, появившийся очень поздно в результате смешения остатков прежнего населения заброшенных районов Ближнего Востока (отсюда масса диалектов арабского языка). Он сумел стать самодостаточным народом, т.е. осуществить синтез новой культуры из того, что было брошено уходящими: произведения греческих философов легли в основу исламской философии. Но до 20 века это было естественное приспособление к среде. Затем ситуация меняется, поскольку меняется западный мир, вошедший в новую фазу развития после промышленной революции первой половины 19 века. Во второй половине 19 – в 20 веке арабский этнос сильно разросся численно и заполнил "брошенные" территории, которые были практически не пригодны для использования в рамках технологий традиционного общества. Понятно, что не будь нефти и газа, современных технологий и современных коммуникаций, это и сейчас было бы совершенно пустое место с ничтожным населением, которое не могло бы оказывать никакого влияния на остальной мир. Нынешний Арабский Ближний Восток – это плод современного развития мира, но паразитирующий плод, который берет от современности соки, а растет по квази-архаичным моделям, поскольку архаичные отношения, когда-то естественные для определенного времени, уже переродились во что-то совершенно новое, ненормальное и неестественное. Пока Запад и другие части мира, которые для восприятия развития вынужденно модернизировались и стали иными, не поймут, что "этот кошмар" (в том числе и терроризм) они порождают сами и только сами могут его подавить, он будет существовать. Израиль в силу своего геополитического положения (не может улететь на Луну) практически в одиночку (остальные, даже США, в любой момент могут устать) ежедневно противостоит этому кошмару, который порождает современный мир, как он поражает отравленную природную среду, в которой возникают разного рода "химерические", или раковые образования. На западе почти запретили курить, чтобы ограничить распространение раковых заболеваний. Пытаются спасать окружающую среду. Обсуждают глобальное потепление и озоновые дыры. Сейчас пытаются подавить иранский ядерный проект санкциями, эта тема обсуждается. Но химерические образования исламского мира не обсуждаются в практическом плане. Причина в том, что они значительно шире, они охватили огромные районы мира, и западный мир не готов ввести глобальные санкции против них. Наверно, он в какой-то степени боится, что уже поздно, поскольку, если их оттолкнуть, они образуют свой, полностью враждебный Западу, лагерь на новой идеологической, а фактически — на цивилизационной основе, поскольку возможно, что он, вобрав технологии Запада, дальше может существовать уже самостоятельно. Более того, он способен перейти в наступление за пределами своей территории. В этом смысле Израиль маркер, предупреждающий об опасности.
Комментарии
Семен Талейсник, Израиль, Лод:
Я обеими руками за независимый Курдистан путём обрезания всех четырёх содержащих его части стран, хотя гарантий, что он не станет обычной мусульманской страной с их отношением к Израилю нет. Даже при сегодняшней поддержке курдов.
Борис Аарон, Израиль, Хайфа:
Ближневосточный конфликт так хорошо спланирован и так славно поддерживается международными бюрократами, ООН , всеми политиками и политиканами, начиная от Бальфура, Сталина, и кончая рогоносной мадам Клинтон, что возможностей его решения в рамках современного международного права на взаимоприемлемых условиях не предвидится. К тому же это великолепная деньги-отмывочная машина, вокруг которой с ложками стоят в очереди и ХАМАС, и евро-бюрократия, и значительная часть израильского истеблишмента. Ну а про всяких "полезных леволиберальных идиотов и говорить нечего.
Владимир Певзнер, Австралия, Брисбан:
"БОГУ В УШИ" - так обычно говорят, когда высказываются интересные мысли и идеи, реализация которых весьма проблематична без неожиданного стечения обстоятельств, т.е. БОГА. Тема дискуссии из этой области. Но если проблемы не формулировать, если не искать пути их решения, не будет и
шансов на какие-либо изменения. Поэтому хочу выразить благодарность Марку Аврутину за большую работу по подготовке этой виртуальной дискуссии. Получилось очень интересно и живо, как будто все участники здесь, все за одним столом. Поздравляю с успешным опытом, который стоит взять на вооружение при обсуждении сложных вопросов. Спасибо и
участникам дискуссии за участие, интересные мысли и информацию. На мой взгляд, в ходе дискуссии принципиально важно было сделать оценку — как может отразиться создание курдского государства на положение Израиля. Единого мнения не сложилось, но, мне кажется, в последствиях создания курдского государства для Израиля всё-таки больше позитивного,
если конечно исключить развитие событий по типу: "Хотели как лучше, а получили как всегда."
Проблема в том, что в одном регионе должно удачно сложиться очень много разных факторов и при этом, тем не менее, надо получить положительный результат. Без Бога явно не обойтись.
Итак, какие факторы, на мой взгляд, должны присутствовать для образования этого нового государства?
1.Осознание США, Европой, Россией и Китаем реальной опасности исламской экспансии, победы радикального ислама.
2. Как вариант противодействия этому, согласованное решение о создании на Ближнем Востоке на базе Курдистана государства витрины демократического мира, многоконфессионального, с конституцией, где устанавливается принцип разделения властей.
Не затрагивая пока проблем с созданием курдского государства, зададимся вопросом, может ли сложиться такое желаемое государство. Думаю это реально, т.к. этот народ не имеет государственности и груза исторических традиций, как например, Афганистан. Не надо разрушать до основания, а затем… Можно сразу строить по новому, используя накопленный опыт. За курдским народом, как верно заметил М.Аврутин, нет тысячелетней истории евреев, на которых обижены все, за всё и навсегда. Это позволит государству курдов иметь нормальные взаимоотношения со странами всего мира, в том числе и исламского. Иметь добрые отношения с Израилем, к которому у курдов нет ни исторических ни современных претензий, не разделять агрессивного настроя исламского мира по отношению к Израилю, и этой позицией активно влиять на разрушение блокады Израиля. Очень важно, чтобы в отношении курдского государства была исключена борьба государства 4-ки за приоритетное влияние на его политику. Оно должно быть нейтральным и быть свободной экономической зоной, что даст ему огромный импульс развития. Гарантами его безопасности должны выступать США, Европа, Россия, Китай. Таким образом, создать еще один мощный центр демократии на Ближнем Востоке.
3. Если даже удастся договориться указанной 4-ке, все проблемы не исчезнут. Отделение какой-то территории с её народонаселением от любого государства всегда очень болезненный момент. Свежие примеры, Югославия, Россия. Наиболее продвинутым районом для отделения конечно является иракский Курдистан. В отношении Турции и Ирана здесь дипломатия и общественная поддержка должна опираться на активные действия народа этих территорий, вплоть до вооруженного восстания. Сирия сегодня не способна удержать ни эти территории, ни народ. В процессе создания курдского государства очень важно единство всех лидеров нацдвижений Курдистана, чтобы в итоге не возникло 2-х, 3-х курдских государств , т.е.,"как всегда". Если все эти подвижки в совокупности начнутся то, по крайней мере, это отвлечет силы агрессии от Израиля. Станет ли создание курдского государства началом перекройки карты Бл. Востока или смены господствующих режимов прогнозировать трудно, но, что геополитический расклад в этом регионе может измениться, это очевидно. При возникновении именно демократического курдского государства изменения на Бл.Востоке могут быть в пользу Израиля. К сожалению пессимизм о реальности реализации выше изложенного весьма высок. Основанием для этого является качество взаимоотношений в базовой 4-ке, сомнение в способности их сегодняшних лидеров подняться до понимания необходимости согласия, как перед фашистской угрозой. Предвидеть, опережать события, как сказали в ходе дискуссии, это качество пророков, но их в правительства не выбирают, т.к. они не дают сладких обещаний. Вот и выходит — наши бы размышления да Богу в уши, может быть, тогда……….
Леонид Комисаренко, Германия, Фрайбург:
"Прочёл дискуссию на обоих сайтах. Моё мнение.
1. Ни одно из 4-х государств ни пяди земли под курдское государство не отдаст. Хотел написать никогда, но скажу в обозримом будущем.
2. Борьба за собственную государственность сегодня практически может вестись только террористическими методами, что в своё время было и в Израиле. И незачем Израилю опускать свой, и без того в глазах "прогрессивной" общественности подплинтусный имидж, связываясь с поддержкой террористических движений. И без того забот хватает. А какие они союзники — хорошо показал штурм израильского посольства в Берлине по одному только подозрению в помощи при аресте Оджалана. Кстати, ни один из участников дискуссии почему-то об этом эпизоде не вспомнил.
3. Конечно, любая нестабильность в лагере врагов Израиля отвлекает их на внутренние разборки. Но это не значит, что нужно выступать в роли поджигателя, тем более явно. А тайно? Тоже нельзя, по той простой причине, что слава "лучших в мире" секретных служб Израиля — не более чем пропагандистский миф. Провалов — хоть пруд пруди, а часть успехов просто приписана: даже Эйхман, н.п. — фифти-фифти. Не они его нашли, хотя выкрали они, да и то стыдно смотреть кино: неделями тренировали похищение при двух нападающих, а из машины вышел один, еле справился. Я это к тому, что долго поддержка курдов тайной не будет.
Пример же Ирака показал, что даже при самых благоприятных условиях курды не готовы подхватить яблочко.
4. Вывод — не лезть в это дело, и сайту там тоже делать нечего".
Вадим Макаренко:
ответ Леониду Комисаренко.
1. Нельзя смотреть и не видеть. Во-первых, курдская государственность существует в рамках Ирака, потому что это очень сильная автономия и ее потенциал только растет, а международное признание в качестве автономии крепнет. Во-вторых, не будем ускорять события, но в Сирии все идет к тому же варианту сильной автономии. В-третьих, В Турции северо-восток де факто курдский, поскольку там доминирует курдский этнос, курдские партии, курдская цивилизация. В Турции вопрос стоит так, либо демократическая Турция, которая принимает формулу многонациональный народ Турецкой Республики, либо дальнейшее обособление территории и опять же выход на де факто, а затем и де юре административную автономию. Самое пока негативно стабильное – это положение курдов в Иране. Но судьба самого Ирана под вопросом, хотя его задают не курды, а державы, чьи вопросы даже Тегерану трудно игнорировать. Подождем — увидим.
2. Никакие партизанские, а тем более террористические методы курдам не нужны. Этап партизанской борьбы прошел, он выполнил свои задачи. В конце концов, турецкие власти ведут переговоры с Абдуллой Оджаланом, хотя он и отбывает пожизненный срок в тюрьме. В Ираке курды имеют выигрышную позицию, которую надо довести до победы, а сбрасывать фигуры на пол нерациональными действиями, к которым призывают нетерпеливые головы. Руководство Иракского Курдистана это прекрасно понимает. В любой момент нынешний Ирак может быть взорван и разлетится на куски, но эта опасность идет не от курдов, а от арабов-суннитов. Если будет новая трансформация Ирака, в ней курды уже смогут отстоять свои позиции – мирно, но с позиции силы экономической и военной, а также на основе широкого международного признания. Сейчас они имеют совершенно другой уровень развития, чем тот который был у Курдистана в 2002-2003 годах.
3. От Израиля не требуется никакой деструктивной поддержки курдов. Обычные экономические связи, подготовка кадров, технологии. Израиль может помочь и себе, и курдам в одном, разрушив нынешнее представление о Ближнем Востоке как исключительно арабском и исламском, восстановив правду об его забытой истории, культуре и цивилизационной основе, но это близко к эффекту Галилея или Коперника, его трудно будет поставить израильтянам в вину. Необходимо сформировать другой взгляд на историю и генезис народов Ближнего Востока. К сожалению, израильские историки некритично восприняли традиционную схему мировой истории, в которой, чего они не заметили, Израилю нет места. Курды, как и израильтяне, лишены своей истории, изменить эту ситуацию – общая задача, еще не осознанная ни в Иерусалиме, ни в Эрбиле. Есть народы, которые уже давно заметили эту необходимость, — это болгары, татары, башкиры, у которых альтернативная история ( я не оцениваю, что уже удалось сделать: дорогу осилит идущий) имеет почти официальный статус. Кстати, Абдулла Оджалан, которого пытаются необъективно представить в качестве заурядного "террориста", будучи лидером национально-освободительного движения всех курдов – именно Большого Курдистана, уже предложил свой вариант истории Ближнего Востока.
4. Абсолютное непонимание событий 2003 года, когда сломить американских "неоконов" было невозможно. Джордж Буш-младший возомнил себя на год-полтора мессией. Из событий 2003 года курды извлекли максимум для своей государственности.
5. "Сидеть и не рыпаться!" — вывод не верный, но для Израиля, обнесенного "китайской" стеной, может и не остаться продуктивной парадигмы поведения и даже мышления, если возобладает такое мнение.
Теги: Вадим Макаренко, Борис Альтшулер, Мирон Амусья, Арье Барац, Леонид Ейльман, Дмитрий Радышевский, Алекс Тарн, Дан Шапира, курды, Курдистан