Захват сирийскими повстанцами наблюдателей ООН недалеко от Голанских высот на сирийско-израильской границе произошел в самое неблагоприятное для западных спонсоров сирийской оппозиции время.
Британский министр иностранных дел Уильям Хейг за несколько часов до захвата заложников объявил о новом пакете помощи в 13 миллионов фунтов стерлингов для боевиков оппозиции.
"Наша политика должна сдвинуться в сторону более активных акций по поддержке оппозиции. Таким образом ,мы усилим и давление на режим Асада, чтобы заставить его принять политическое решение", - так он обосновал решение предоставить им средства защиты, а в будущем, возможно, и наступательное оружие.
После захвата повстанцами заложников из числа миротворцев ООН возникает вопрос: через кого Уильям Хейг собирается давить на правительство Асада? Через бандитов, захватывающих в заложники даже относящихся к ним с симпатией сотрудников международных организаций? И какую демократию, какую стабильность могут принести в регион такие, мягко говоря, неоднозначные вооруженные формирования, как сирийская ветвь "Аль-Каиды", сражающаяся сегодня против Асада?
То, к чему ведут дело союзнички США и Великобритании в Сирии, уже понял Нури аль-Малики, премьер-министр соседней арабской страны – Ирака. Мусульманин-шиит по вероисповеданию, представляющий правящее ныне в Ираке шиитское большинство, аль-Малики уже не раз высказывал опасения по поводу действий радикальных суннитских повстанцев в Сирии. И, судя по всему, в Вашингтоне и Лондоне не прочь его за это наказать.
В последние месяцы против аль-Малики стало подниматься иракское суннитское меньшинство, организовавшее протесты, очень напоминающие "цветные революции" в бывшем СССР. Протестующие создали палаточный городок и выступают вроде как с мирными требованиями. Но совершенно очевидно, что, по примеру Сирии, якобы "мирные протесты" того и гляди перейдут в вооруженные. Это признают и западные специалисты, по службе заинтересованные в демонизации отказавшегося осудить Асада иракского премьера. Так, британский эксперт Шашанк Джоши, научный сотрудник Королевского института объединенных служб в Лондоне, отмечает связь сирийских повстанцев с иракской "Аль-Каидой":
"Эта связь между суннитами по обе стороны границы уже имеет место. Сунниты на западе Ирака мобилизуются против правительства аль-Малики, в котором доминируют шииты. Через границу контрабандой перевозится оружие, часть из него идет суннитским повстанцам в Сирии, и никто не мешает этому оружию пересекать "пористую" сирийско-иракскую границу. Сражающаяся в Сирии против Асада группировка "Джабат ан-Нусра" – это на самом деле сирийская ветвь иракской "Аль-Каиды". Так что возможность того, что насилие как бы перетечет из Сирии в Ирак, очень велика. Аль-Малики очень силен в плане сил безопасности, но у него слабая легитимность".
Легитимность – это способность того или иного правительства доказать законность и обоснованность своего пребывания у власти. За последние годы западные дипломаты, массмедиа и спецслужбы отлично научились расшатывать легитимность правительств суверенных стран. Часто применялась эта тактика и на Украине, и в Грузии – и вот теперь на Ближнем Востоке. Но вот беда – все чаще и чаще установленные при американской поддержке режимы оказываются хуже предыдущих, объявленных нелегитимными.
После свержения Саддама Хусейна Ирак пережил невиданные даже при этом авторитарном правителе теракты. Сейчас такие же теракты совершаются связанными с "Аль-Каидой" повстанцами в Сирии. Все больше вероятность того, что в случае победы повстанцев в Сирии будет установлен режим радикальных исламистов. Тем не менее Запад, и в первую очередь США, Великобритания и Франция, как бы по инерции не могут отказаться от поддержки повстанцев.
Хотя в последние дни и на Западе все чаще звучат голоса в пользу предлагаемого Россией компромиссного мирного соглашения между правительством Сирии и повстанцами. Майкл Стивенс, работающий в эмирате Катар эксперт все того же Королевского института объединенных исследований, видит в действиях Запада по поддержке сирийских повстанцев, все чаще оказывающихся террористами, не наивность, а продуманный план. Цель – провести будущие переговоры с Асадом с позиции силы.
"То, что западные страны пытаются сделать, - это подтолкнуть конфликт к ситуации, когда сложится впечатление, что Башар Асад проигрывает эту войну. Это стандартный метод. Перед тем как вы начинаете переговоры, вы делаете конфликт более интенсивным. Цель – сделать так, чтобы, когда вы будете сидеть за столом переговоров, у вас было больше фишек в игре", - сказал Стивенс.
Что ж, метод этот может и стандартный, но очень циничный. Вряд ли смена политического режима – пусть и не очень демократического – стоит тех жертв и рисков, на которые пошли сирийские повстанцы и их западные спонсоры. И это урок – не только для стран Ближнего Востока.
Фото: EPA
Теги: Сирия, ООН, Свободная сирийская армия, Уильям Хейг, Башар Асад, США, Великобритания, Ирак, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Шашанк Джоши, Аль-Каида, Майкл Стивенс, Россия