Американские эксперты и ученые приветствовали исторические мирные переговоры между Турцией и ее сепаратистской "Рабочей партией Курдистана" (РПК), но остаются в целом скептически настроенными в отношении истинных намерений премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
"Вопрос в том, готов ли Эрдоган предоставить курдам в Турции права, которых они требуют", говорит Майкл Рубин, бывший чиновник Пентагона и видный эксперт по Ближнему Востоку и Турции.
"Я подозреваю, что его конечной целью является прекращение огня, а не справедливость, и в этом случае перемирие не продлится", говорил он.
Из своей тюремной камеры на острове Имрали в Турции, лидер РПК Абдулла Оджалан в прошлом месяце призвал своих бойцов отказаться от тридцатилетней вооруженной борьбы за этническую родину на юго-востоке страны.
В сообщении 65-летнего Оджалана говорится, что РПК начинает новый этап борьбы, которая будет вестись на политической арене.
Кирмандж Гунди, из университета штата Теннесси отклоняет предположения, что Оджалан был продан туркам.
"Это не "капитуляция", как утверждают некоторые. Его послание направляет действия Турции в новое русло, на начало нового пути, где впереди не оружие, а который будет основываться на "гражданском неповиновении", сказал он.
Дениз Натали из Института национальных стратегических исследований при Университете национальной обороны, выразила еще больший скептицизм по поводу целей Эрдогана, подчеркнув идеологические различия между его "Партией справедливости и развития" (AKP), и про-курдской "Партией мира и демократии" (BDP) , которые ведут переговоры между Анкарой и РПК.
"Я не верю, что Эрдогану, который по сути является исламистом, и светской критически-националистической BDP, удастся признать курдский национализм в Турции, которая является весьма светской и этнической," сказала Натали в интервью "Rudaw".
Она считает, что Эрдоган не будет решать проблему курдского вопроса.
"Эрдоган, скорее всего, пойдет лишь до застаивания процесса, не решая никаких реальных проблем, в частности ключевого требования курдов - демократической автономии", сказала она.
Кристиан Синклер, заместитель директора Центра ближневосточных исследований Университета Аризоны, заявил, что план мирного урегулирования Оджалана был смелый и своевременный. Но он по-прежнему сохраняет скептицизм по поводу дальнейших действий.
"Вполне естественно, после многих лет борьбы и несбывшихся надежд, что многие курды настороженно и с тревогой ждут, что будет дальше", сказал Синклер.
Он добавил, что, как премьер-министр и глава партии, Эрдоган ставит свою политическую повестку дня выше, чем что-либо другое.
"Помните, Эрдоган, в первую очередь политик. Поэтому все, что дальше будет тщательно спланировано, будет направлено на его политическую повестку дня", сказал он.
Несмотря на поддержку мирной инициативы Оджалана, Кирмандж Гунди оправдывает подобный пессимизм в отношении будущего.
"Каждый человек имеет законное право быть скептически настроенным в отношении турецких намерений. Наш народ на севере Курдистана имеет почти столетний опыт политики отрицания и угнетения".
Гунди говорит, что настало время правительству Турции завершить многолетний конфликт.
"Турки прошли долгий путь и не могут отказаться от мирного процесса. Таким образом, они должны воспользоваться этой исторической возможностью и покончить с этим ненужным конфликтом", сказал он.
Рубин заявил, что решение Эрдогана о мирных переговорах также может быть связано с вступлением Турции в соревнование за место проведения Олимпиады-2020, решение о котором будет принято в сентябре.
"Интересно, не был ли Эрдоган больше заинтересован произвести впечатление на олимпийский комитет, который был с визитом в Турции в то время?" спрашивает Рубин. "Я не удивлюсь, если после этого решения, Эрдоган решит, что, в конце концов, он не так уж и заинтересован в мирных переговорах".
Но Синклер считает, что Эрдоган еще столкнется с серьезными препятствиями.
"Самой большой проблемой будет договориться с основным турецким населением, которое в течение многих лет силой кормили националистической идеологией, и которое воображает, что все курды террористы", сказал он.
Он опасается, что, если Эрдоган продвинется слишком быстро или предложит слишком много уступок, может быть люфт, как в 2009 году с инцидентом Хабуре, когда бойцы РПК, покидая Турцию в ответ на призыв Оджалана, получил длительные сроки тюремного заключения за предыдущие преступления.
Гунди говорит, что в качестве жеста доброй воли, правительство Эрдогана должно освободить всех курдских политических заключенных и приостановить действие законов, которые уже давно подавляют курдскую идентичность.
"Правительству Эрдогана следует начать готовить почву для изменения расистской турецкой конституции, заменив ее новой, в которой равенство, права человека и демократические принципы признаются и уважаются", сказал Гунди.
После их поддержки переговоров Турции и РПК, многие сейчас интересуются, станут ли США рассматривать возможность исключения РПК из списка террористических организаций.
Президент Курдский национального конгресса (KNC), Лукман Барвари говорит: "Мы ожидаем, что внешняя политика США с учетом быстрых изменений в Турции и в регионе, коснется пересмотра решения о включении РПК в списки террористических групп, так как РПК в настоящее время является партнером в мирных переговорах".
Барвари добавил, что KNC просил об этом Государственный департамент США, и обратился с письмами к президенту США.
Гунди говорит, что это будет лучший способ для правительства США поддержать мирный процесс.
"Я считаю, это должно произойти рано или поздно, потому что без изъятия РПК из списка террористических организаций, мирный процесс не достигнет своей цели и задач", сказал он.
Теги: США, Турция, Турецкий Курдистан, курды, РПК, Абдулла Оджалан, Реджеп Тайип Эрдоган, Майкл Рубин, Имрали, Кирмандж Гунди, Дениз Натали, AKP, BDP, KNC, Кристиан Синклер, Хабур, Лукман Барвари