Проекты строительства газопровода "Набукко" лишены конкретики и потому не представляют угрозы для поставок российского газа в Европу, рассказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Окончательное решение о строительстве газопровода "Набукко-вест", по которому азербайджанский газ будет попадать в Европу в обход России, может быть принято уже в июне, заявил президент Австрии Хайнц Фишер на пресс-конференции после двусторонних переговоров с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Президенты отметили, что пока идет обсуждение маршрута прокладки газопровода: пройдет ли он от турецкой границы через Румынию и Венгрию до австрийского распределительного пункта Баумгартен, или через Албанию и Грецию в Италию по маршруту проекта Трансадриатического трубопровода. Алиев заявил, что не опасается конкуренции со стороны "Южного потока", по которому в Европу в обход транзитных стран должен прийти российский газ.
Каковы перспективы "Набукко", "Голосу России" рассказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
- Каковы перспективы "Набукко", насколько он необходим?
- Вопрос - кому он необходим. Этот проект лоббирует Европейская комиссия как альтернативу поставкам российского газа. Они считают, что Европа слишком сильно зависит от российского газа, особенно в условиях, когда собственная добыча неуклонно сокращается и будет сокращаться впредь. Они ищут альтернативу.
- Алиев не раз говорил, что не боится конкуренции, наоборот, это залог успеха и для производителей, и для потребителей. Между тем пока не сделан выбор между маршрутами, по которым газ может пойти в Европу: либо это "Набукко-вест", либо Трансадриатический газопровод. Чем они отличаются, к какому варианту склоняется Баку?
- Азербайджан занял странную позицию. Он будто выставил на тендер свои 10 миллиардов кубометров газа и говорят: мол, предложите нам лучшую цену, предложите нам лучшие условия. Конкурируют два проекта газопровода: "Набукко" с конечной точкой в Австрии и Трансадриатический газопровод с конечной точкой в Италии. Пока никакого решения не принято.
Но поставки газа могут начаться в лучшем случае в 2019 году, вот в чем дело. Понятно, что рано или поздно эти 10 миллиардов кубометров попадут в Европу, но мы должны понимать, что строительство "Южного потока" уже началось, и оно будет завершено в 2015 году, а уже в начале 2016 года российский газ попадет на те рынки, о которых говорит Азербайджан.
- Сторонники "Набукко" говорят о том, что этот проект спасет Европу от монополии "Газпрома". Такое может случиться?
- Сейчас поставки "Газпрома" в Европу год от года колеблются от 140 до 150 миллиардов кубометров. Будет еще 10 миллиардов кубометров. Это локальный проект для некоторых рынков. В некоторых странах он серьезно улучшит ситуацию, но в целом для Европы это будут практически незаметные объемы, если учитывать, что Европа потребляет порядка 500 миллиардов кубометров газа. 10 миллиардов - это капля в море.
- Раньше Алиев делал акцент на отказе от участия в проекте "Набукко". Почему приоритеты так поменялись?
- Он никогда таких акцентов не делал, от проекта никогда не отказывался. Он всегда говорил, что у Азербайджана есть газ, 10 миллиардов кубометров, и он готов рассмотреть все варианты и выбрать лучший. Это продолжается уже несколько лет. Ничего не подписывается, ничего не происходит. Почему? Не очень понятно.
- Когда стало ясно, что "Южный поток" - это всерьез и надолго, тема "Набукко" ушла из СМИ. Почему сейчас вновь заговорили об этом проекте?
- Периодически эта тема всплывала. Но проблема в том, что нет ничего конкретного, все разговоры ни о чем. Реально ничего не происходит, ничего не подписывается, идут какие-то разговоры о планах, перспективах, надеждах на что-то. Ситуация до сих пор не сдвинулась с мертвой точки. Ни одного контракта на поставку газа не подписано.
В Австрии тоже ничего не подписали. Снова объявили, что через какое-то время, возможно, подпишут контракт на поставку газа, а, возможно, и не подпишут, потому что газ пойдет по другому маршруту, в Италию. То есть опять ничего не произошло, просто новый информационный вброс ни о чем.
- Кроме Азербайджана, эту трубу сможет наполнять газом кто-то еще?
- Сейчас нет. Обсуждается вариант, что когда-нибудь построят газопровод из Туркменистана по дну Каспийского моря. Но тут нет даже соглашения между Туркменистаном и Азербайджаном о разделении шельфа Каспия - страны спорят из-за месторождений. Для начала надо решить хотя бы этот вопрос, а потом уже говорить о чем-то еще.
- А у Азербайджана хватит газа на такой проект?
- У них к 2019 году будет 10 миллиардов кубометров, они должны будут начать вторую стадию разработки месторождения "Шах-Дениз", и тогда к 2019 году они получат, по расчетам, 16 миллиардов кубометров. Из них 6 пойдет в Турцию, а большая часть - в Европу.
Может быть, газа будет меньше, не 10, а 7-8 миллиардов кубометров, пока сложно об этом говорить, так как не началась вторая стадия разработки. Но, опять же, они сначала должны подписать контракт, а потом начать разрабатывать месторождения.
- Если у Азербайджана ничего не получится с "Набукко", какой можно найти выход?
- Российский газ. А что еще остается? Самые большие запасы газа в мире - в России. Европе, конечно, не хотелось бы попадать в серьезную зависимость, но куда деваться? Это взаимная зависимость, мы зависим от них, они - от нас. В Европе маловато газа, а он нужен.
- Раньше говорили, что без азербайджанского или иранского газа проект "Набукко" недееспособен. Я так понимаю, что использовать иранский газ невозможно, и остается один азербайджанский?
- Иранский газ находится под запретом, американцы запрещают его использовать. Там враждебный США режим. Если режим будет дружественным, тогда будет другой разговор.
- Получается, что проект недееспособен уже на стадии задумки?
- Изначальные планы - большой "Набукко" на 30 миллиардов кубометров. А в Азербайджане есть только 10 миллиардов кубометров свободного газа, и то они появятся только через несколько лет.
Поэтому и заговорили о привлечении других стран - Ирана, Ирака, Туркменистана. Сейчас говорят о локальном проекте, об азербайджанских 10 миллиардах, которые, вероятно, будут доступны к 2019 году. А "Южный поток" строится, его уже не остановить.
.
Теги: Nabucco, Сергей Правосудов, газ, Россия, Хайнц Фишер, Ильхам Алиев, Румыния, Венгрия, Албания, Греция, Италия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Ирак