Мохаммед Амин Пенджвени, близкий друг и доверенное лицо Абдуллы Оджалана, сообщил, что заключенный в тюрьме лидер "Рабочей партии Курдистана" (РПК) приветствовал идею объединения всех курдских политических партий для участия в курдской национальной конференции в Эрбиле, которая должна состояться в этом месяце. Сегодня, когда Оджалан посылает сообщения из тюремной камеры, они часто включают в себя приветствие для Пенджвени, а иногда Оджалан просит своих коллег посоветоваться с ним по некоторым вопросам. В этом интервью с "Rudaw" Амин Пенджвени обвиняет Турцию в невыполнении своих обещаний, данных Оджалану по поводу продолжающегося мирного процесса, и предупреждает, что "если турецкие обещания не будут выполнены в текущем году, мирный процесс закончится". Вот его интервью.
"Rudaw": Созыв курдской национальной конференции снова серьезно обсуждается. Произойдет ли он действительно на этот раз?
Мохаммед Амин Пенджвени: Позвольте мне начать с объяснения появления идеи конференции. В 1980 году началось палестинское освободительное движение. Первое, что они сделали после этого, было создание Палестинского национального совета в Тунисе. Этот инцидент повлиял на Абдуллу Оджалана. С тех пор Оджалан выступает за национальную конференцию. Он обсуждал эту идею со всеми, с кем встречался.
Позже идея серьезно обсуждалась между РПК и ДПК ("Демократической партией Курдистана"). В 1983 году, когда Идрис Барзани посетил Оджалана в Дамаске, стороны подписали девять пунктов соглашения. Одним из пунктов соглашения было проведение национальной конференции. Однако тогда конференция не состоялась.
"Rudaw": Как стороны согласились на проведение конференции в Эрбиле?
Мохаммед Амин Пенджвени: На самом деле, изначально возникла идея провести конференцию в Халабдже, в целях предотвращения претензий любой стороны на право собственности на конференцию. Однако идея Халабджи не оправдалась, и поэтому это будет сделано в Эрбиле. Политическое лидерство Курдистана принадлежит Эрбилю, и поэтому лучше, если конференция состоится в Эрбиле.
"Rudaw": Почему для конференции было выбрано это время, и какая из сторон настаивает на этом?
Мохаммед Амин Пенджвени: Это время стало предметом серьезного обсуждения в РПК. Я могу сказать, что это стало инициативой РПК. РПК была двигателем для этой конференции. Сторонам Южного (Иракского) Курдистана понравилась идея, и они поддержали ее. Даже некоторое время назад делегация из Кандиля приезжала сюда и обсуждала этот вопрос со всеми политическими партиями Курдистана.
"Rudaw": Теперь, когда Талабани госпитализирован, а Оджалан находится в тюрьме, остается (Масуд) Барзани. Как вы думаете, без Оджалана и Талабани, Барзани сможет успешно провести конференцию?
Мохаммед Амин Пенджвени: Насколько я знаю, Талабани знает о конференции и согласен с ее проведением. Оджалан также направил письмо и поблагодарил организаторов. Он спросил Барзани следить за работой конференции. Как я сказал, Оджалан поздравил Барзани с тем, что он возглавит конференцию.
"Rudaw": Ахмед Саади Пира, член политбюро ПСК в предыдущем интервью "Rudaw" заявил, что Турция, Иран и Сирия были уведомлены о конференции. Была ли необходимость информировать эти страны?
Мохаммед Амин Пенджвени: На самом деле, это в этом не было необходимости - сообщать Турции, Ирану и Сирии. Тем не менее, некоторые из сторон хотят принять отношение этих стран во внимание. Но будут ли эти страны консультироваться с курдами, если они захотят сделать что-то подобное? Это внутреннее дело и не нужно обсуждать его с ними. Мы все знаем, что есть турецкие, иранские, сирийские, американские и другие тайные службы, работающие в Курдистане. Они принимают к сведению все, что происходит в Курдистане. Поэтому я считаю, запрос разрешения у этих стран был добровольной деградацией.
"Rudaw": Некоторые люди опасаются, что конференция не будет успешной, что вместо этого она будет контрпродуктивной и поможет соседним странам объединиться против курдов. Что вы думаете об этом?
Мохаммед Амин Пенджвени: Соперничество между оккупантами Курдистана настолько велико, что они не смогут объединиться против курдов. Сейчас Турция оказывает поддержку суннитам, Иран поддерживает шиитов. В настоящее время две эти секты сталкиваются друг с другом. Кроме того, существуют глубокие экономические проблемы. По моему убеждению, эти страны являются такими ярыми соперниками, что создание их объединений против курдов невозможно.
"Rudaw": Как случилось, что вы очень близки к Оджалану и РПК, но все же не являетесь членом этой организации?
Мохаммед Амин Пенджвени: В начале 1990-х годов, я уехал из Курдистана в Сирию, чтобы избежать убийства. Были попытки убить меня, потому что я был близок к РПК.
"Rudaw": Кто вас хотел убить?
Мохаммед Амин Пенджвени: Я не хочу называть фамилий, но мне сообщили, что мне угрожает опасность. Так что я был вынужден уехать в Сирию. В Сирии я встретился с г-ном Оджаланом. В то время еще несколько человек были убиты в Бадинане, потому что они были близки к Оджалану. Когда я был в Сирии, я провел большую часть своего времени с Оджаланом. Он говорил о многих вещах. Он даже говорил о Нечирване Барзани. Он сказал, что Барзани посетил его, и он считал Барзани способным молодым человеком. Он надеялся, что Нечирван Барзани будет играть важную роль в будущем. Тогда борьба между Турцией и РПК была на своем пике. В 1992 году Талабани, Мулазим Омер и Камал Буркай пришли к Оджалану и попросил его прекратить борьбу с Турцией. Но Оджалан отказался и сказал, что политика турецкого государства направлена против курдов и основана на отрицании курдов. Таким образом, мы должны были заставить их согласиться силой оружия.
"Rudaw": РПК недавно провела свою девятую конвенцию. Было избрано новое руководство. Во время конвенции Джамиль Байик заменил Мурата Карайылана. Что вы скажете об этом изменении?
Мохаммед Амин Пенджвени: Карайылан был избран главой РПК на первом съезде РПК, который был проведен в 2002-2003 годах. На второй конвенции Оджалан поздравил участников и попросил их предоставить возможность молодому поколению выйти вперед. Он сказал избрать того, кто подходит на эту должность, но он также сказал, что он считает Карайылана хорошим кандидатом. Он поддерживал Карайылана. Карайылан был переизбран. Тем не менее, в соответствии с нормами и правилами РПК, лидер может быть избран только на два срока. Но Карайылан был переизбран на третьей конвенции. Джемиль Байик поддержал Карайылана. На последней конвенции Джемиль Байик стал лидером, и он заслуживает этой должности. Даже когда Карайылан был лидером, он не принимал решений, не посоветовавшись с Байиком.
"Rudaw": Некоторые говорят, что после избрания Байика мирный процесс в Турции может пойти по ошибочному пути, так как Байик является строгим лидером.
Мохаммед Амин Пенджвени: Байик является очень серьезным лидером. Он не подорвет мирный процесс. Тем не менее, это может сделать Турция. Потому, что Турция не выполнила своих обещаний, данных Оджалану. Я хотел бы сказать, что, поскольку я близок к Оджалану, я считаю, что, если турецкая сторона не выполнит свои обещания в текущем году, мирный процесс закончится.
"Rudaw": Ведутся ли в настоящее время переговоры об освобождении Оджалана? Вы думаете, он будет освобожден?
Мохаммед Амин Пенджвени: Закон в отношении освобождения больных заключенных был предложен в турецком парламенте. Если этот закон будет принят, Оджалан может быть тоже освобожден. Тем не менее, я думаю, что осуществить подобное будет сложно.
Теги: Иракский Курдистан, Ирак, Турция, Турецкий Курдистан, Курдистан, курды, РПК, Абдулла Оджалан, Мохаммед Амин Пенджвени, Эрбиль, ДПК, Идрис Барзани, Джаляль Талабани, Масуд Барзани, Саади Ахмад Пира, ПСК, Иран, Сирия, Нечирван Барзани, Кемаль Буркай, Мулазим Омер, Джамиль Байик, Мурат Карайылан, парламент Турции