Иракский Курдистан переживает кризис из-за всплеска притока сирийских беженцев, заявил Фалах Мустафа Бакир, руководитель департамента внешних связей Регионального правительства Курдистана (КРГ), в эксклюзивном интервью с "Аль-Монитор".
Сирийских беженцев в Иракском Курдистане сейчас 220000, и эта цифра увеличивается на 500-1000 человек каждый день. Прибывают сирийские арабы и христиане, а также курды.
Бакир, который находится в Вашингтоне для встреч с политиками США, заявил, что этот кризис "не заметили в международном сообществе".
Беженцы нуждаются в помощи, жилье, образовательных услугах, некоторые из них находятся в лагерях, некоторые из них разбросаны по городам, сказал он, добавив, что этот вопрос является одним из приоритетов в его дискуссиях в Вашингтоне.
Мустафа Бакир говорил о необходимости сбалансировать поддержку КРГ сирийским курдам и его широкие региональные цели, в том числе поддержание хороших отношений с Турцией, которая выступает за смену режима в Сирии.
"В Сириии проживают около 3000000 курдов", сказал он. "Они были лишены своих прав, они не пользовались своими правами человека, культурными правами, национальными правами. Некоторые из них были также лишены права гражданства. Таким образом, мы думали, что это [восстание в Сирии, которое началось в марте 2011] - возможность для них получить лучшее будущее. Мы понимаем, что Сирия является суверенным государством, независимым государством. Мы не хотим, чтобы наши действия рассматривались как вмешательство во внутренние дела Сирии, или нас обвинили в том, что мы нарушаем границу".
Мустафа Бакир объяснил, что амбиции сирийских курдских оппозиционных групп не обязательно соответствуют целям широкой сирийской оппозиции. "Да, курды являются частью оппозиции, но не этой оппозиции", сказал он, имея в виду Сирийский Национальный совет.
"Как оппозиция они [курды] пострадали от рук режима, они были жестоко подавлены, и не могли пользоваться своими правами в Сирии. Но дело в том, что нынешняя оппозиция до сих пор не готова признать права курдов, и не готова двигаться вперед, чтобы признать их", сказал он.
"Для нас важно, чтобы курдский народ был признан как народ, чтобы его права и его будущее были гарантированно защищены впоследствии", сказал Фалах Мустафа. "Но есть одна вещь, - курды не борются, чтобы получить власть в Дамаске. Курды хотят иметь демократическую систему, систему, при которой они могли бы пользоваться своими правами. Они работают над формулой управления, своего рода системой управления, при которой они согласятся на сотрудничество с остальными группами сирийской оппозиции".
"Что касается Турции. Произошло большое развитие наших отношений, появилось лучшее понимание, более тесное сотрудничество, качественный диалог. ...Таким образом, у нас нет каких-либо скрытых вопросов повестки дня, и мы не будем делать ничего, что может представлять угрозу для Турции. Я считаю, Турция понимает позицию КРГ очень ясно, потому что у нас нет скрытой повестки дня".
Фалах Мустафа Бакир описал турецкий мирный процесс с "Рабочей партией Курдистана" (РПК) как "беспроигрышную" ситуацию.
"КРГ с самого начала приветствовало его и предложило свою помощь, если она требуется", сказал Бакир. "Наше руководство сыграло свою роль в общении обеих сторон, и считает, что процесс в интересах обеих сторон, и что это беспроигрышная ситуация. Мы за то, чтобы этот процесс продолжился. Это может занять некоторое время, он не может быть легким процессом после всех этих лет борьбы, но важно его завершить".
Бакир также описал недавний прогресс в отношениях между Эрбилем и Багдадом.
"Как вы знаете, в конце апреля [премьер-министр КРГ] Нечирван Барзани посетил Багдад, что рассматривалось как прорыв. У него был очень открытый, откровенный разговор с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики, с председателем [Иракского Совета представителей] Усамой аль-Нуджаифи и с другими руководителями страны. На встречах говорилось о проблемах Ирака, политическом процессе и отношениях КРГ и Багдада".
"Рамочное соглашение из 7 пунктов было подписано двумя премьер-министрами. Он [Барзани] пригласил премьер-министра посетить Эрбиль. Он [Малики] посетил Эрбиль и встретился с президентом [Курдистана] [Масудом] Барзани, а также президент Барзани посетил Багдад. Это была попытка руководства ослабить напряженность, чтобы вернуть ситуацию в нормальное состояние, и начать говорить друг с другом".
По мнению Бакира, потепление в отношениях не включает прорыв по нерешенным вопросам, например, по федеральному закону о углеводородах и силах пешмарга.
"Вопросы есть. КРГ нужен партнер, партнер, который имеет политическую волю для решения вопросов", сказал министр. "До сих пор этого не хватает Багдаду, хотя были созданы комитеты для работы над этими вопросами. ...Я считаю, что у нас нет много времени, чтобы сосредоточиться на некоторых из этих серьезных проблем. Но если есть желание, мы можем рассмотреть некоторые из вопросов, которые легче решить и решить их до выборов [в 2014 году]. В противном случае, мы полны решимости сохранить ситуацию как она есть, чтобы продолжить диалог, работать в комитетах, встречаться для решений, с тем, чтобы после выборов в 2014 году в Багдаде иметь пакеты проектов, которые будут неотъемлемой частью процесса формирования правительства".
Одним из вопросов, который вряд ли будет решен до выборов, является федеральный закон о нефти. " У нас есть собственный подход к нефти", сказал Бакир. "Есть определенные права, которые мы получили, и мы не готовы идти на уступки по этим конституционным правам", заявил Фалах Мустафа.
Он также подчеркнул заинтересованность КРГ в хороших отношениях с Ираном, и выразил осторожные надежды на избрание президента Хасана Роухани.
"Премьер-министр КРГ [Нечирван Барзани] был приглашен на церемонию инаугурации нового президента Исламской Республики Иран", сказал он. "Мы хотим иметь нормальные отношения, но ясно, что это в основном культурные и экономические связи, которые у нас есть друг с другом. ... Я не знаю, увидим ли мы какие-то изменения в политике Ирана, но мы должны подождать и посмотреть, потому что слишком рано определять подход нового президента".
Бакир описал настроения в Иракском Курдистане перед региональными выборами 21 сентября.
"КРГ имеет право гордиться обеспечением подхода, при котором народ Курдистана может практиковать демократический опыт. Мы сыграли свою роль в развитии региона, и это само по себе является важным шагом, когда мы гарантируем, что ящики для голосования являются способом передачи власти", сказал он.
"Во-вторых, как и в любом другом зарождающемся обществе, люди заботятся о своем личном благополучии, люди заботятся о своих доходах, люди заботятся об условиях жизни, люди заботятся об услугах, об управлении, о справедливости, о равенстве услуг, лучшей системе образования, лучшей системе здравоохранения, социальной системе. И я считаю, сейчас у нас есть соответствующее этому правительство во главе с ДПК, ПСК и другими партнерами. Люди видят разницу. Но на этот раз стороны участвуют самостоятельно, и мы узнаем в течение выборов, за кого отданы голоса.
"А пока стороны проводят кампанию, они пытаются достучаться до избирателей, чтобы объяснить свои политические программы. Мы пригласили большое количество международных наблюдателей в Курдистан, - членов посольств из Багдада, консульств в Эрбиле, - их делегации и организации должны быть свидетелями демократического процесса, который происходит в регионе. Мы уверены, что это будет еще один успех", сказал он.
Фалах Мустафа Бакир рассказал, что иракские курды думают о своем их положении во взрывоопасном регионе.
"Честно говоря, когда люди видят, все эти события, курды говорят, что наступает наше время", сказал министр. "Это также возможность для людей, которым было отказано в их идентичности, для людей, которым было отказано в их правах. Мы считаем, что это правильная вещь, …и курды заслуживают того, чтобы иметь лучшее будущее, - но как нация. У нас есть мечта, и у нас есть амбиции. И мы считаем, что это может быть достигнуто только через мир, когда приходит власть, когда она играет важную роль в управлении ожиданиями людей, и объясняет людям, где мы находимся, какие риски, какие преимущества и какие лучше поступить".
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, Сирия, беженцы, Сирийский Курдистан, Фалах Мустафа, США, курды, Турция, Турецкий Курдистан, РПК, Нечирван Барзани, Нури аль-Малики, Усама аль-Нуджаифи, нефть, пешмерга, Масуд Барзани, выборы, Иран, Хасан Роухани, Иранский Курдистан, ДПК, ПСК