22 ноября в РИА "Новости" прошла большая пресс-конференция директора Департамента внешних связей ДПК Хемина Хаврами, который возглавлял делегацию ДПК, находившуюся с визитом в России. Его подробный анализ ситуации в регионе еще раз позволил ощутить позитивный потенциал политики ДПК и Регионального правительства Курдистана.
Политическая ситуация на Ближнем Востоке явно входит в свое русло, по крайней мере, она начала поддаваться политическому урегулированию, что было не вполне очевидно еще несколько месяцев назад, когда стоял вопрос о бомбардировке Сирии, да и военные акции в отношении ядерных объектов Ирана многими казались неотвратимыми.
Курдский вопрос – безусловно, имеет статус регионального. Это обусловлено не только тем, что по нескольку миллионов курдов живут в Ираке и Сирии, десятки миллионов – в Турции и Иране. Но и тем, что кристаллизация курдский общин в государственные образования внутри ближневосточных государств, а потенциально и вне их, изменит региональную архитектуру Ближнего Востока и Средней Азии.
Серия войн, которая прокатилась по Ближнему Востоку – Афганистан, Ирак, потенциально возможные, особенно в свете свержения с помощью внешних сил режима Каддафи в Ливии, войны в Сирии и в Иране, - все это создавало обстановку, в которой были возможны резкие, по сути, непредсказуемые (из-за значительной роли внешних факторов) перемены, в том числе в регионе Большого Курдистана. Все варианты развития событий были на столе, как любят говорить американцы, и это создавало высокие стратегические риски, потому что в условиях высокой непредсказуемости многое зависело от выбора стратегии. И поскольку ресурсы курдских партий много меньше, чем у США и их союзников, то для них был возможен один вариант стратегии по принципу или то, или другое.
В этой сложной ситуации Эрбиль сделал ставку на мирный курс как в стране, т.е. в Ираке, так и в регионе, т.е. прежде всего в отношениях с Турцией, что было естественным продолжением его линии последнего десятилетия, хотя было немало альтернативных предложений, а его миролюбие и кропотливая работа по "набору баллов", когда каждый день шаг за шагом упрочивалось внешнеполитическое или экономическое положение, подвергались критике. Сегодня можно с облегчением сказать, это это был верный выбор.
Внутри Ирака курды постепенно усиливают свои позиции, что проявляется прежде всего в, по сути, в международно признанном праве Южного Курдистана заниматься развитием своей экономики, которое базируется на независимом заключении контрактов на разведку и добычу нефти и газа, а также в возможности их неограниченного экспорта через турецкую территорию. Безусловно, сохраняется формула отношений с федеративным правительством Ирака, по которой все поступления от экспорта нефти поступают в федеральный бюджет, но у Эрбиля есть рычаг, который делает политику федерального центра предсказуемой. Эрбиль удержался от соблазна стать на путь политической самоизоляции в Ираке, что некоторые призывали сделать путем самопровозглашения независимости или же просто де факто прервав отношения с федеральным центром.
Но не только экономика политика Ирака сейчас не мыслима без курдского фактора. Неслучайно, де факто и де юре пост президента Ирака остается за Джалалом Талабани, несмотря на то, что формально правой подход должен был бы уже привести к появлению на этом посту новой фигуры. Треугольники территорий с доминированием того или иного этноса или конфессиональной группы – шиитский, суннитский и курдский, из которых сложен Ирак, не просто провернуть, уже сейчас они образовали достаточно жесткую, почти не реформируемую фигуру: курдский север, суннитский запад и шиитский юг. Очевидно, что стабильность Ирака будет в полной мере достигнута, если эта региональная композиция будет надежно закреплена в их представительстве на федеральном уровне, а также в защищенности регионов от любой экспансии федеративного центра. Курды вполне определенно заявляют, что рассчитывают на пропорциональное своей численности представительство в федеральных структурах, критикуя закон о выборах в парламент Ирака, по которому они не получают должного представительства из-за того, что за регионом закреплено непропорциональное его численности число мест в парламенте. Есть шансы добиться изменения на этом направлении.
Безусловно, наиболее зримым успехом явилось турецкое направление политики Эрбиля. Турция открыла дорогу курдской нефти, чем помогла формированию пирамиды на севере региона, в основании которой федеративный центр Ирака, следующий слой – это Иракский Курдистан и венчает пирамиду турецкая часть, через которую идут нефтяные артерии Эрбиля. Для Турции переосмысление отношений с Эрбилем, которое привело к диарбакырскому триумфу Барзани, стало важной частью переосмысления отношения к курдскому вопросу вообще. Этот гордиев узел, который был завязан на горле Турции, начинает ослабляться и развязываться, высвобождая и курдскую часть Турции из изоляции и социально-экономического и политического забвения. В Турции возобладало мирное устремление, которое в полной мере высвободит колоссальный потенциал, которым обладают курды этой части Большого Курдистана. В целом видно, что общая энергия курдских частей мощно поднимает курдский вопрос, но столь же очевидно, что этот подъем достигнут именно переходом к мирным политическим способам решения проблем. Неслучайно, что ведущая партия Иракского Курдистана постоянно подчеркивает, что курды хотят и стремятся стать, а по сути уже стали часть решения проблемы, а не остаются только частью самой проблемы.
Показательно сирийское направление, где курды еще ищут свою политику, поскольку они представлены разными партиями, но ясно, что и здесь "эрбильская модель" могла быть крайне полезной и крайне продуктивной для курдского дела. Т.е. дистанцирование от Дамаска, как и не менее жесткое дистанцирование от вооруженной оппозиции, но и в то же время активное участие в международном поиске путей мирного решения сирийской проблемы. Не менее важно и налаживание диалога и взаимопонимание с региональными курдскими силами Большого Курдистана, которое возможно на принципах равноправия и отказа от односторонности в политике курдских партий и групп.
Тот факт, что сейчас курды Сирии и Турции, подобно курдам Ирака, находятся на пути к той или ной форме национальной организации, реальными становятся перспективы региональной автономизации создает возможно появления в этом регионе и чисто курдского треугольника, сложенного из трех частей – северной в Турции, западной в Сирии и южной в Ираке, но они практически слиты в центре, образуя курдскую зону, которая может стать зоной мощного политического и экономического развития в ближайшие десять – пятнадцать лет, что полностью изменит обстановку в этом районе мира, не подвергая его опасности военных и иных неконструктивных потрясений.
Понятно, что связи между курдскими партиями, которые десятки лет так или иначе помогают друг другу, сейчас приобретают особо важное значение, поскольку они позволяют нарастить курдский потенциал, сделать курдов активными игроками в региональной политике, а также в каждой стране региона в отдельности. Но все это достижимо только в результате кропотливой, каждодневной политики, отказа от попыток, получить все и сразу, которые может поставить курдское дело под удар, а не продвинуть его.
Теги: Масуд Барзани, Диарбакр, нефть, Иракский Курдистан, Курдистан, Турция, Иран, Ирак, курды, Сирия, Хемин Хаврами, ДПК, Вадим Макаренко