Среди курдских групп, борющихся за свои гражданские правами с правительствами стран Ближнего Востока, "Партия свободной жизни Курдистана" (Пежак) в Иране остается аномалией, - она ведет вооруженную борьбу в одиночку.
В то время как курды в Турции, Сирии и Ираке получили некоторые права или автономию, в Иране они добились незначительного прогресса: курдские регионы Ирана остаются одними из беднейших и наименее развитых, а Исламская Республика регулярно казнит курдских активистов.
"Иранские курды глубоко репрессированы и имеют мало возможностей для политического или культурного самовыражения", отмечает Вера Эккариус-Келли, исследователь курдской политики и профессор сравнительной политологии в Сиенском колледже штата Нью-Йорк.
"Иранский режим пытает и казнит курдских активистов, и сосредоточен на искоренении их партизан, в частности "Пежак"", рассказывает она в интервью "Rudaw".
В октябре прошлого года в Иране были казнены два члена "Пежак". Один из них - известный лидер Хабиболла Голпарипур.
Аналитики отмечают, что толчком к созданию "Пежак", ответвления воинствующей "Рабочей партии Курдистана" (РПК) в Турции, стало разочарование курдской иранской молодежи в традиционных курдских партиях, - "Демократической партии Иранского Курдистана" (KDPI) и "Курдской Иранской Коммунистической партии" ("Komala").
"Пежак является результатом двух параллельных динамик", утверждает Джорди Теджель, профессор международной истории в Женевском Институте международных исследований и развития, автор нескольких книг и статей о курдах.
"С одной стороны, курдская молодежь была разочарована в традиционных курдских партиях, потому что они оставили иранскую территорию в 1980 году и укрылись в Иракском Курдистане. Они были вынуждены отказаться от нападений на иранских военных, чтобы избежать возможных репрессий против Иракского Курдистана. Это создало вакуум, который был заполнен Пежак".
"С другой стороны, после ареста турецко-курдского лидера Абдуллы Оджалана в 1999 году, его партия провела встречу и решила, что организация должна диверсифицироваться на все курдские территории с помощью создания новых партий, связанных с РПК", говорит Теджель.
Это решение привело к созданию "Партии Демократического решения Курдистана" (PCDK) в Ираке в 2002 году, "Партии демократического Союза" (PYD) в Сирии в 2003 году и "Пежак" в Иране спустя год.
Лидеры "Пежак" утверждают, что борются за автономию в составе Ирана для приблизительно восьми миллионов курдов страны.
Иран развернул 5000 солдат на северо-западе страны вдоль ее общей границы с Иракским Курдистаном, где находится "Пежак", утверждающий, что имеет около 3000 вооруженных партизан, половина из которых женщины.
Силы "Пежак" взяли на себя ответственность за убийство нескольких иранских пограничников и солдат в течение последних лет. Из них семь иранских солдат были убиты возле границы Иракского Курдистана в августе.
По предположениям Эккариус-Келли, "всего 1000 бойцов остаются лояльными к партизанским силам, которые больше не будут получать значительную западную защиту теперь, когда иранский режим ведет ядерные переговоры".
В прошлом году Иран достиг соглашения с возглавляемой США группой из пяти других стран, в результате чего Исламская Республика согласились увеличить доступ к своим ядерным объектам в обмен на снятие ряда международных санкций, которые нанесли ущерб иранской экономике.
"Теперь, когда Вашингтон и Тегеран имеют общие интересы в Сирии, и вступили в переговоры, "Пежак" необходимо измениться. "Вооруженный вариант обречен на провал", предсказывает она.
Даже Оджалан, который остается заключенным в тюрьме на турецком острове Имрали, в октябре прошлого года заявил, что "Пежак" должны попытаться решить курдский вопрос в Иране путем политических переговоров с Тегераном.
"В настоящее время, борьба "Пежак" в Иране может иметь два основных последствия: увеличение репрессий курдского населения Ирана и, следовательно, больший гнев по отношению к режиму", говорит Теджель. "Но, в любом случае, военная стратегия в Иране связана с провалом", добавляет он.
Лидер "Пежак", Абдуррахман Хаджи Ахмади, находится в Германии, которая до сих пор сопротивлялась неоднократным требованиям Тегерана о его экстрадиции.
"В марте 2010 года он был арестован немецкой полицией, но непонятно, почему он был освобожден, так быстро", говорит Эккариус-Келли. "Иранский режим потребовал экстрадиции, но, так как он является гражданином Германии, и будет казнен в Иране, то очевидно, что он никогда не будет туда отправлен", говорит она, добавляя, что Ахмади регулярно ездит в Курдистан.
"Возможно, между немецкими, европейскими и американскими чиновниками разведки было соглашение относительно "Пежак" и ее деятельности в Иране", предполагает она.
Мануэль Марторель, журналист и автор нескольких книг о Курдистане, заявил, что не считает "Пежак" отражением надежд иранских курдов.
"Мы не должны смешивать сообщения средств массовой информации о действиях "Пежак" и симпатии, которые они вызывают среди молодежи из социальной и более сложной реальности Иранского Курдистана, где помимо борьбы с режимом есть другие религиозные, племенные, территориальные и политические факторы", заявил Марторель в интервью "Rudaw" в испанском городе Памплона.
Он считает, что другие традиционные иранские курдские партии восстановят свое старое влияние на население, как только Иран откроет двери для большей свободы, ожидаемой при новом президенте Хасане Роухани, избранном в июне.
По словам Эккариус-Келли, "Пежак воспринимается как крайне агрессивная многими иранскими курдами, которые опасаются, что Тегеран полностью сосредоточен на военном решении этнических проблем".
"Жестокость Ирана поставила "Пежак" на легитимный уровень среди молодых курдов, но в настоящее время потепление в отношениях между правительством США и иранским режимом сигнализирует о чрезвычайно трудном будущем для курдских боевиков в Иране", говорит она.
Между тем, Марторель вспоминает об Ахмади, как об умном политике, отличающемся от негибких лидеров РПК.
"Я брал интервью у делегации "Пежак" в Европейском парламенте несколько лет назад, и был удивлен ее лидером, Абдулрахманом Хаджи Ахмади. У него не было обычной жесткости лидеров РПК, он был очень вежлив, умен и очень хорошо информирован", вспоминает журналист.
Об Ахмади очень мало информации. Известно, что он родился в 1941 году, имеет ученую степень в области сельскохозяйственного машиностроения и управляет своей группой из неприметной квартиры в немецком городе Кельне, стены которой увешаны изображениями курдских мучеников.
На фото AP: Бойцы "Пежак" во время тренировки на одной из своих баз в горах Кандиль вблизи иранской границы.
Теги: Иран, Иранский Курдистан, Пежак, курды, Вера Эккариус-Келли, Хабиболла Голпарипур, Турецкий Курдистан, РПК, KDPI, Комала, Джорди Теджель, Иракский Курдистан, Кандиль, Абдулла Оджалан, PCDK, PYD, Сирийский Курдистан, США, Сирия, Хаджи Ахмади, Абдуррахман Хаджи Ахмади, Германия, Мануэль Марторель, Хасан Роухани