В западной провинции Анбар иракские военные чиновники раздают оружие и деньги местным суннитским племенам, борющимся с исламистскими боевиками за контроль над крупнейшей провинцией Ирака. Об этом пишет "New York Times".
В тоже время Соединенные Штаты спешат поставить иракскому правительству стрелковое оружие и боеприпасы. Премьер-министр Ирака, Нури аль-Малики, пытается подавить мятеж боевиков, связанных с "Аль-Каидой", приняв ту же стратегию, которую американцы использовали в 2007 году: оплачивать и вооружать племенных ополченцев.
Подобный американский план в сочетании с увеличением численности их войск, помог переломить ход войны в Ираке, но, в конечном счете, как показали недавние события, не принес долгосрочного примирения.
Малики начал переговоры с суннитскими племенами летом прошлого года, и увеличил им поддержку после того, как боевики захватили город Эль-Фаллуджу и часть города Рамади, столицу провинции, почти три недели назад.
В настоящее время, его стратегия сосредоточена на сдерживании кризиса в Анбаре, но оптимисты в его правительстве надеются, что это может быть шагом на пути к примирению между шиитским правительством и суннитским меньшинством. Более того, далеко не ясно, добьется ли он успеха в военном отношении.
Борьба продолжается ежедневно, и боевики все еще сохраняют контроль над Эль-Фаллуджей и частью Рамади. В то время как регулярная армия остается за пределами городов, иракские спецслужбы активно участвуют в борьбе и, как говорят, несут большие потери. Племенные лидеры и американские чиновники говорят, что правительственных поставок оружия не достаточно, чтобы отбить боевиков, которые вооружены снайперскими винтовками и тяжелыми, самоходными установками.
Что касается обещаний Малики, сделанных в адрес лояльных суннитов (предоставление постоянных рабочих мест, пенсий и пособий семьям, если они умрут поле боя), многие сунниты говорят, что они прозвучали слишком поздно, и отмечают, что такие же обещания были сделаны, когда они боролись рядом с американцами, но не были исполнены после ухода войск США.
"С 2006 по 2008 мои соплеменники смогли победить "Аль-Каиду" в сотрудничестве с американскими силами и при поддержке иракского правительства", сказал Усама аль-Нуджаифи, спикер парламента и, пожалуй, наиболее важный суннитский политик в Ираке. "После обретения победы над Аль-Каидой, эти племена были вознаграждены урезанием их заработных плат, убийствами и перемещениями".
Сунниты в целом становятся все более критичными по отношению к правительству, они считают, что Малики толкает их на обочину общества. В частности, жесткая стратегия безопасности правительства часто приводит к массовым арестам суннитов и их лидеров на иногда ложных обвинениях в терроризме. Именно это стало объединяющим фактором для суннитских протестов в прошлом году.
В качестве примера поляризации суннитских и шиитских лидеров в Ираке, г-н Нуджаифи сказал, что он даже не разговаривал с премьер-министром о кризисе в провинции Анбар.
Многие из племенных вождей говорят, что они рады принять оружие и деньги от правительства, чтобы бороться с боевиками, но утверждают, что они не находятся на стороне правительства.
"Мы взяли оружие и вступили в борьбу, потому что Аль-Каида вернулась в наши города", говорит Ахмед Абу Риша, вождь одного из племен провинции Анбар. "Мы обязаны защищать себя и свою провинцию, но не бороться за американцев или иракское правительство".
Другие племенные лидеры, борющиеся с боевиками, говорят, что они не связаны с правительством, и что они не принимали от государства никакой помощи.
"Аль-Каида убила моего брата и других членов моей семьи", говорит шейх Абдул Карим Рафи Фахдави, вождь племени в Рамади. "Я буду мстить. Это наша война, и мы не хотим, чтобы нас обвинили в работе на правительство".
Али аль-Мусави, представитель Малики, отвергает обвинения, что правительство пренебрегает суннитскими бойцами: "Теперь Силы Пробуждения являются частью государства, и считаются таким же, как армия или полиции с точки зрения поощрений, зарплат и пенсий. Даже лечение раненых будет идти за казенный счет".
"Правительство говорило с нами месяц назад", говорит Абу Карам, лидер Анбарского отделения Сил Пробуждения. "До сих пор они не дали нам ничего, кроме обещаний: ни оружия, ни денег. Мы зависим от самих себя даже в покупке обмундирования. Они говорят нам: "Не волнуйся, все будет хорошо"".
Он не доверяет правительству, и говорит, что во время совместного патрулирования с армейскими подразделениями, им даже не разрешали носить оружие.
"Силы Пробуждения были американской идеей, и иракское правительство вернулось к ней сейчас, потому что оно столкнулось с той же ситуацией, с которой американцы столкнулись еще в 2005 году", говорит Абу Карам. "Они знают, что это самая лучшая идея, потому что она была успешной. Но правительство, как и во всем, что оно делает, не знает, как использовать Силы Пробуждения в правильном направлении, как это сделали американцы".
В последние годы правительство реализует программу примирения с бывшими бойцами множества повстанческих групп Ирака, которые возникли, чтобы бороться с американскими войсками. Правительство выкупило у них почти 100.000 единиц оружия, и, в обмен на подписание заявление, что они никогда не убивали иракцев (убийства американцев не рассматривается) и обещание не участвовать в военных действиях против государства, снимает с них все обвинения.
Теперь правительство перевооружило около 1000 из этих мужчин, и отправило их в провинцию Анбар. Об этом заявил Амер аль-Хузайи, правительственный чиновник, ответственный за программу примирения.
Адель Абдул-Махди, бывший иракский вице-президент, который считается умеренным шиитским лидером, говорит, что борьба в провинции Анбар может, наконец, подтолкнуть правительство Малики к прочному примирению с суннитами.
"Это очень опасно", сказал Махди о кризисе в Анбаре. "Но это также открывает определенные возможности".
Мало кто из аналитиков настроен оптимистично по поводу того, что аль-Малики полон решимости наладить прочное примирение с суннитами, особенно перед апрельскими выборами, когда он будет баллотироваться на третий срок. Малики говорил американским чиновникам, что, по его мнению, если он предложит политические компромиссы суннитам, это ослабит его политический вес среди шиитов.
Тем не менее, есть скромные признаки того, что примирение может быть достигнуто. В шиитской святыне, городе Кербела, религиозный истеблишмент предоставил жилье десяткам суннитских семей из Фаллуджи, бежавшим от боевых действий. Все они размещены в лагере, построенном для шиитских паломников.
Некоторые из этих суннитских семей были вынуждены покинуть свои дома в четвертый раз с момента американского вторжения в 2003 году.
Один из беженцев, 45-летний водитель Абдул Азиз, сказал, что он ошеломлен шиитским гостеприимством, и что это напомнило ему о более ранних временах, до начала сектантского кровопролития почти десять лет назад. Он сказал, что по возвращении в Фаллуджу, "я буду с гордостью говорить, что был в Кербеле".
Теги: Ирак, Анбар, сунниты, шииты, США, армия Ирака, Нури аль-Малики, Аль-Каида, Эль-Фаллуджа, Рамади, армия США, Усама аль-Нуджаифи, Силы Пробуждения, выборы, Кербела, Адель Абдул Махди