Предлагаем вашему вниманию интервью пресс-секретаря министерства пешмарга Курдистана агентству "Rudaw".
"Rudaw": Являются ли силы пешмарга национальной армией Курдистана, или они по-прежнему верны своим партиям?
Джабар Явар: С 2010 года мы фактически двигаемся в этом направлении, потому что ранее пешмарга были разделены между двумя основными партиями. Но сейчас мы стремимся к национальной армии, и мы все ближе и ближе к этому с каждым днем. У министерства пешмарга есть 13 бригад с 42000 солдат. Если разделить министерство на три части, то к настоящему моменту нам удалось объединить в национальные силы одну часть. Но остальные две части по-прежнему остаются вне этого, и мы пытаемся довести эти части до уровня национальной армии. Будем надеяться, что в самом ближайшем будущем все силы пешмарга будут признаны национальной армией.
До того как американские войска покинули Ирак, они предложили нам свою помощь, и предоставили много различных тренингов, как и иракским силам. Но, поскольку американцы ушли, ни американская армия, ни иракская армия не предложили пешмарга какое-либо дальнейшее обучение.
Как вы знаете, есть еще один вопрос, который является финансовым. Иракское правительство не посылает деньги министерству пешмарга, что является одним из важнейших вопросов в настоящее время.
"Rudaw": Так к кому же министерство пешмарга обращается по поводу обучения, если Ирак и США не помогают или не предлагают помощь?
Джабар Явар: На данный момент, мы готовим (военнослужащих) сами. Это нельзя сравнивать, но все же мы не можем просто сидеть и ждать, когда нам предложат помощь. Таким образом, фактически мы сами обучаем пешмарга. Кроме того, обучение требует финансовой поддержки, и мы должны откуда-то получать эту поддержку. Поддержка, которую мы получаем, не сравнима с тем, что министерство должно получать от иракской армии. Иракское правительство не посылает нам бюджет пешмарга с 2007 года и поэтому, на данный момент, у нас нет финансовых ресурсов для всех сил пешмарга, чтобы достичь их признания в качестве национальных сил. Финансовая поддержка является важной причиной того, что это не происходит.
"Rudaw": США указали конкретные причины, почему они не будут помогать с обучением?
Джабар Явар: В принципе, существует очень мало персонала США, оставшегося в Ираке. Прежде, чем они ушли, у них здесь было очень большое присутствие, но теперь, при нынешнем присутствии, и при том, что большинство из них являются консульскими сотрудниками, этот вопрос больше не стоит.
"Rudaw": Региональное правительство Курдистана (КРГ) не позволяет иракской армии входить на свою территорию. Означает ли это, что пешмарга исполняют роль армии в защите границ?
Джабар Явар: Да. Если возникнут проблемы, если кто-то захочет бороться против Курдистана, и мы не сможем защитить себя, то мы могли бы попросить Ирак о помощи. Но они должны получать разрешение, прежде чем смогут войти. То же самое касается иракской территории - если у них есть проблемы, мы можем также прийти им на помощь, но они должны будут дать нам разрешение, прежде чем мы сможем войти.
"Rudaw": Если силы пешмарга защищают границу, почему же тогда Багдад отказывается предоставить им бюджет, как указано в конституции?
Джабар Явар: Есть много вопросов между КРГ и иракским правительством, и один из них является вопросом бюджета пешмарга. В основном это вопрос разного толкования обеими сторонами статьи 121 конституции. Ирак считает, что, в соответствии с этой статьей, они не должны отправлять КРГ какие-либо деньги для бюджета пешмарга. Но с точки зрения КРГ, иракское правительство должно обеспечить их финансирование, потому что они являются частью сил обороны Ирака. Разногласия по этому поводу продолжаются, и до сих пор не решены.
"Rudaw": Пешмарга и иракская армия воевали друг с другом на протяжении десятилетий. Как вы думаете, сейчас обе стороны доверяют друг другу, или еще существует какая-то степень недоверия и подозрительности между ними?
Джабар Явар: До 2003 года мы боролись против иракского режима, который был другим режимом, другой властью. Но после этого все изменилось. Мы акционеры в иракском правительстве и сейчас в иракских силах есть много активных курдских представителей. После того, как режим был изменен, чувство недоверия и подозрительности, которые существовали между пешмарга и иракской армией, тогда исчезло довольно быстро, потому что это был другой режим.
"Rudaw": Вы когда-нибудь были готовы отправить пешмарга в другие части Ирака для борьбы с повстанцами?
Джабар Явар: На самом деле, ранее Ирак принимал наше предложение помощи в борьбе с террористами, и для этого силы пешмарга были переброшены в Багдад. И мы по-прежнему открыты для этого, - для отправки силы пешмарга в Ирак, чтобы бороться против террористов. Таким образом, в будущем, если Ирак примет наше предложение, мы пошлем пешмарга снова. Но мы не будем выступать или бороться против гражданского населения.
"Rudaw": Пешмарга приняли сторону американской армии во время войны против режима Саддама Хусейна. Американцы ценят это?
Джабар Явар: Вы не можете сказать, что силы пешмарга просто помогли американцам, потому что мы воевали бок о бок. Они помогли нам, и мы помогли им. Например, многие американцы потеряли свои жизни от рук террористов во время войны, говоря: "мы боремся против террористов." Мы говорили им, где находились террористы, после чего они помогли нам избавиться от террористов, и они благодарили нас, потому что мы подсказывали им. ..Мы работали вместе как одна команда.
"Rudaw": Как пешмарга удалось остаться вне общего насилия и войн в Ираке и на Ближнем Востоке?
Джабар Явар: Есть несколько причин. Во-первых, в 1991 и 1992 годах мы приобрели опыт в том, как управлять собой и, как защитить людей. С этого момента силы пешмарга и департамент полиции приобрели опыт. Существует также хорошая связь между людьми и силами, которые помогают поддерживать безопасность. Кроме того, мы не считаем, что в решение вопросов или достижение любых целей должно идти через борьбу. Мы стараемся вести дела с использование всех путей переговоров, и именно поэтому мы не принимали участие в больших конфликтах. Мы просто хотим вести переговоры за столом и решать вопросы путем диалога.
"Rudaw": Силы пешмарга были когда-то известны как отважные бойцы, что следует из их названия - "идущие на смерть". Но уже почти два десятилетия Курдистан остается мирным. Вы не беспокоитесь о том, что пешмарга теряют свои боевые возможности?
Джабар Явар: Мы боролись нон-стоп, и мы все еще воюем. Мы имеем потери ежедневно. На спорных территориях, которые являются одними из самых опасных мест (в Ираке), каждый день идет борьба между силами и террористами. Я думаю, что, в результате, пешмарга фактически становятся сильнее день ото дня…. Это не является большой полномасштабной войной, но мы все еще постоянно боремся. В подтверждение того, что мы не потеряли наши боевые возможности, вы можете сравнить Ирак и регион КРГ. Вы легко можете убедиться, что площадь КРГ гораздо безопаснее, чем остальная часть Ирака. И к счастью, при всеобщей поддержке, здесь каждый способен жить более спокойной жизнью.
"Rudaw": Люди спорных территорий - курды, христиане и езиды - уязвимы для атак и часто призывают КРГ отправить пешмарга для их защиты. Есть ли пешмарга в этих областях, чтобы защитить их?
Джабар Явар: Да, на спорных территориях есть силы пешмарга. Эти земли находятся под совместной защитой пешмарга и иракской армии. Хотя сейчас там могут быть вопросы между правительствами двух сторон, ведь на самом деле не все вопросы решаются между самими силами.
"Rudaw": Как складываются отношения между пешмарга и министерством обороны в Багдаде?
Джабар Явар: Существует некоторая связь между нами, но она могла бы быть намного лучше. Мы должны были сделать намного больше, чтобы способствовать улучшению коммуникации и улучшению отношений. Можно сказать, что между нами нет доверия. Если бы была сильная связь между министерством обороны Ирака и министерством пешмарга КРГ, мы, возможно, разделили бы операции между нами, имея общие связи в разведке и так далее. Мы не работаем вместе.
"Rudaw": Были ли усилия с вашей стороны, чтобы обратиться к Багдаду и улучшить отношения между двумя министерствами?
Джабар Явар: Мы всегда показывали нашу готовность и желание работать вместе, но это больше их инициатива, они не хотят работать вместе.
"Rudaw": Как ухудшение отношения между центральным правительством в Багдаде и КРГ повлияет на будущую жизнеспособность сил пешмарга?
Джабар Явар: Ну, вопрос ухудшения отношений связан не только с пешмарга, есть много других вопросов, таких как нефть. Пока эти вопросы рассматриваются за столом переговоров, пешмарга жизнеспособны. Но все вопросы взаимосвязаны, и многие не могут быть решены, пока не разобрались с чем-то еще. Чем больше вопросов существует, тем больше напряженность, и чем она больше, тем больше это касается пешмарга. С другой стороны, решение одного вопроса шаг за шагом будет вести к другой проблеме, и так далее, потому что они все связаны. Например, если мы договоримся о решении вопроса нефти, то вопрос финансирования будет решен тоже, и также тогда отсортируется вопрос бюджета пешмарга. Это будет иметь каскадный эффект.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, пешмерга, Джабар Явар, армия Ирака, США, армия США