На волне дипломатических коллизий, произошедших в этом месяце между Вашингтоном и Региональным правительством Курдистана (КРГ), американо-курдские отношения оказались под пристальным вниманием. В то время как курдский анклав, несомненно, служит в качестве стратегического союзника США, медлительность Вашингтона в решении вычеркнуть ведущие партии Курдистана из террористического списка США подтолкнула многих выразить сомнения в прочности и выносливости этой связи.
К лучшему или к худшему, динамика отношений между КРГ и Вашингтоном меняется в результате возрастающего влияния Курдистана в регионе и растущей уверенности КРГ.
В своей книге "США, Ирак и курды: шок, трепет и последствия" доктор Мохаммед Шариф, член Королевского Азиатского общества в Лондоне, исследует сложную связь между США, КРГ и Ираком, и изменения в этом альянсе. В интервью "BasNews" автор рассказал о внешней политике США в отношении Ирака и Курдистана.
"BasNews": Америка до сих пор не удалила "Патриотический союз Курдистана" и "Демократическую партию Курдистана" из своего террористического списка. Как вы думаете, КРГ требует достаточного уважения от Америки?
Мохаммед Шариф: Недавний отказ президента Барзани принять приглашение посетить Вашингтон является явным дипломатическим заявлением для регистрации протеста. Это также демонстрация вновь обретенной уверенности и силы. Это показывает, что Барзани чувствует себя в качестве регионального лидера, иными словами более мощным и независимым внутренне, не имеющим важных соперников в Курдистане.
Это также показывает отсутствие уверенности в способности администрации Обамы и ее решимости помочь решить остающиеся вопросы между КРГ и Багдадом.
В прошлом, однако, курдское руководство было не так настойчиво в своих дипломатических взаимодействиях с США.
"BasNews": Будет ли решен этот дипломатический спор?
Мохаммед Шариф: Визит, безусловно, будет перенесен. Я не думаю, что это приведет к напряжению американо-курдских отношений. США видят КРГ как ценный актив на Ближнем Востоке, и не могут позволить себе потерять союзника в таком враждебном регионе.
Кроме того, во время недавнего выступления на слушаниях в комитете Конгресса, Бретт Мак-Герк, заместитель помощника министра Госдепартамента по Ираку и Ирану, признал, что обе стороны [ПСК и ДПК] должны быть удалены из черного списка как можно скорее. На слушаниях 5 февраля 2014 года Мак-Герк заявил от имени администрации, что он считает это необходимым.
"BasNews": Часто говорят, что история успеха Курдистан содержит отпечатки американских пальцев - вы согласны с этим утверждением?
Мохаммед Шариф: Американский вклад сыграл хотя и важную роль, но случайно. США помогли создать курдскую автономную единицу случайно, после поражения Саддама в Кувейте в 1991 году.
После того, как Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 688 от 5 апреля 1991 года, потребовав немедленно прекратить репрессии против гражданского курдского населения, на следующий день была запущена работа, обеспечивающая условия для преодоления гуманитарного кризиса, вытекающего из массового исхода курдов на границы Турции.
То, что случилось позже с точки зрения развития курдского анклава, не планировалось и не предусматривалось в Вашингтоне. Вся операция была гуманитарной и не более того. Это было неохотное вмешательство, никто в процессе принятия решений в США в 1991-1992 годах, - из тех, кто создавал "Операцию обеспечение", называемую надежным убежищем, и, в конечном счете, бесполетной зоной, - не думал, что, проводимое под руководством США вмешательство, создаст то, что существует сегодня в Курдистане.
"BasNews": Почему Ирак не стал американской историей успеха?
Мохаммед Шариф: На самом деле, Соединенные Штаты отдавали больший приоритет успешному арабскому Ираку, чем КРГ. Одной из основных целей США, проводимых путем свержения Саддама и операции по освобождению Ирака, было создание из Ирака модели для остальной части Ближнего Востока.
Причиной того, что этого не произошло, были неожиданные последствия войны. Устойчивого мятежа не ожидали.
Баасистам в координации с джихадистами удалось запустить в Ираке разрушительную военную кампанию. Кроме того, неправильное обращение в передаче власти иракцам после свержения Саддама было ошибкой необоснованных и нереальных предположений о постсаддамовском Ираке.
В глазах среднего иракца США не были освободителем, но оккупантом. Это оскорбило личное достоинство и национальную гордость многих иракцев, создавая возможности, которые эксплуатируют злостные баасисты, сектантские экстремисты, иностранные джихадисты, иракские националисты, члены племен и злонамеренные соседи Ирака, серьезно дестабилизирующие Ирак, из-за чего он до сих пор не восстановлен.
"BasNews": Несмотря на поддержку США КРГ, в подходе Вашингтона иракско-курдистанские проблемы часто рассматриваются предвзято: что означает продажа оружия Багдаду, но не КРГ?
Мохаммед Шариф: На основании Стратегического рамочного Соглашения, подписанного в последние дни администрации Буша в ноябре 2008 года. Одной из основных статей соглашения была "Оборона, Безопасность и Сотрудничество", это понятие включает помощь США на различных уровнях, включая военную технику.
Когда премьер-министр Ирака аль-Малики встретился с президентом Обамой во время визита в Вашингтон 1 ноября 2013 года, основной целью визита было просить поддержку США на фоне эскалации проблем в области безопасности в Ираке. США озабочены ростом террористической деятельности "Исламского государства Ирака и Леванта", и поэтому согласились рассмотреть иракские просьбы о помощи в разведке, профессиональной подготовке и вооружении. США хотят стабильный, сильный и единый Ирак, и, если это требует от США военной техники, они не откажут в помощи.
"BasNews": Почему США не создали военную базу в Курдистане?
Мохаммед Шариф: США понимают, что создание военной базы в Курдистане станет неправильным посланием. Курды используют возможность провозгласить независимость, которую США не поддерживают. Соединенные Штаты не хотят поощрять курдскую независимость, и не хотят быть втянутыми в защиту ее существования, если и когда она будет объявлена.
Американские военные на курдских территориях понимают, что после объявления курдской независимости они могут быть вынуждены пойти на военное вмешательство против враждебных государств региона.
Соединенные Штаты не желают принимать участие в защите курдской автономии, так как Курдистан не имеет стратегического значения в расчетах внешней политики США и не получит никакой общественной поддержки такого предприятия внутри Америки. Политика США в отношении курдов всегда состояла в том, что курды являются частью большого арабского Ирака, с Багдадом в качестве его столицы.
"BasNews": Сегодня единый Ирак кажется невозможным. Почему США продолжают настаивать на единстве?
Мохаммед Шариф: Соединенные Штаты хотят поддерживать стабильность в Ираке и на Ближнем Востоке. И единство Ирака воспринимается как служение этой цели. Америка считает, что независимый Курдистан станет источником нестабильности в регионе.
Причина, по которой США не поддерживают курдскую независимость, кроется в том, что они поддерживают турецкую целостность, и считают, что провозглашение курдской независимости вызовет войну в регионе. Кроме того, объявление курдской независимости взорвет Турцию с ее большим курдским населением, что приведет к дестабилизации в стране. Правительство США очень внимательно к вопросам, чувствительным для Турции, и - что всегда будет сдерживающим фактором и является основной причиной политики США – это стремление сохранить Ирак единой страной.
По этой причине Курдистан не может добиться независимости прямо сейчас, поскольку нет никакой поддержки такого шага в Вашингтоне, но почва была подготовлена. Соединенные Штаты были против курдской независимости. Но причин для этого противостояния у США уже не остается. Вашингтон теперь понимает, что это то, чего Иракский Курдистан действительно хочет. Учитывая предыдущую американскую позицию,- что независимый Курдистан невозможен,- этот барьер уже перейден, и это огромный шаг вперед.
Многие предпосылки для независимости Курдистана уже существуют, хотя курдское руководство мудро решило не преследовать эту цель прямо сейчас. Курдское руководство, однако, должно быть ясным [в своих сообщениях] Вашингтону о желании курдского народа получить независимость. Оно также должно четко заявить, что, как прагматичные лидеры они не имеют никакого намерения провозгласить независимость прямо сейчас, но, как демократические лидеры, видят это неизбежным, так как это то, чего действительно хочет курдский народ.
"BasNews": В вашей книге рассказывается о непрерывности изменения политики США в отношении Ирака. Как подход Обамы на Ближнем Востоке, в Ираке, и КРГ в частности, отличается от его предшественников?
Мохаммед Шариф: Моя книга утверждает, что политика США в Ираке больше является постоянной, а не меняющейся. Книга утверждает, что политика США в отношении, как арабского Ирака, так и Курдистана, является гораздо более последовательной, чем это часто предполагается.
Единственное отличие президентства Обамы состоит в стиле его руководства и важности его личного участия в различных вопросах, включенных в повестку дня внешней политики США. Когда президент Обама пришел к власти, цель внешней политики уже определилась в том, чтобы свести на нет войну в Ираке и дистанцировать его администрацию от стран Ближнего Востока.
Политика представляет собой видение, вид и цель. Внешняя политика США по отношению к Ираку, однако, была по большей части последовательной в своих целях. Произошло то, что различные вопросы получили повышенное внимание в разное время. Американские цели в Ираке были усилены или уменьшены в их относительной важности на основе геополитического контекста эпохи. Можно также утверждать, что для достижения этих целей рассматривались, принимались и затем использовались различные стратегии. В сущности, в вопросе внешней политики США в Ираке изменения коснулись стратегии (что делать?) и тактики (как это сделать?), а не политики США самой по себе.
"BasNews": Как КРГ действует в отношении американской озабоченности по поводу связей ПСК с Тегераном?
Мохаммед Шариф: США не довольны связями ПСК и ДПК с Ираном. В Вашингтоне существует дискомфорт и даже недоверие в связи с близкими отношениями КРГ и Исламской Республики Иран. Кажется, в Вашингтоне есть восприятие, что КРГ нельзя доверять, когда дело доходит до Тегерана.
Иран, известный своей дипломатической проницательностью, первым открыл консульство в столице Эрбиле, а теперь имеет в Курдистане два консульства - второе находится в городе Сулеймания. Для такого небольшого федерального округа как Курдистан важно иметь хорошие отношения со всеми. Было бы совершенно неразумно для КРГ склониться в пользу одной группы в ущерб другой, открывшись для западных держав больше, чем для стран региона, или наоборот.
"BasNews": Что может произойти в отношениях США и Ирака, если КРГ получит полную автономию?
Мохаммед Шариф: Отношения между США и Ираком будут продолжаться в обычном режиме. США не хотели бы ни отчуждать, ни противодействовать арабскому Ираку.
Однако то, что произойдет в Ираке, вероятно, станет причиной американского беспокойства. Отделение Курдистана, скорее всего, приведет к большому волнению среди арабского суннитского населения, увеличит напряженность между суннитами и шиитами и усилит влияние шиитских политических групп и Исламской Республики Иран.
Политика США в отношении Ирака в первую очередь постоянна, а не меняющаяся, а интересы США в отношении Ирака определяются теми же фундаментальными проблемами. Как и теми же фундаментальными вопросами. Одни и те же фундаментальные вопросы почти всегда приводят к тем же фундаментальным ответам. Что касается интересов США в Ираке, есть пять основных проблемных областей, которые доминировали в отношениях между США и Ираком с 1979 года и в последующий период: обеспечение поставок нефти, опасения по поводу иракской поддержки терроризма, распространение оружия массового уничтожения, сдерживание Ирана и роль Ирака в арабо-израильском споре.
"BasNews": Ирак имеет потенциал разрушения; какой вы видите будущую политику США в отношении страны?
Мохаммед Шариф: США по-прежнему хотят единый Ирак с сильным Багдадом в качестве его столицы. Тем не менее, Америка знает, что Ирак находится в кризисе. Сейчас Вашингтон психологически признает то, что Ирак имеет потенциал разрушения. Кроме того, старый порядок на Ближнем Востоке быстро исчезает, и арабская весна развивается со значительной скоростью. Переход все еще находится на ранних стадиях, и то, что последует за этим, является неопределенным. Некоторые границы, однако, скорее всего, будут перерисованы, и в результате могут даже возникнуть некоторые новые государства.
Сейчас, однако, международная обстановка не подходит для независимости Курдистана. Курдское руководство мудро решило не объявлять независимость прямо сейчас, когда Иракский Курдистан имеет почти все атрибуты и привилегии независимого государства без бремени и недостатков суверенного государства.
С другой стороны, внешне, КРГ должно гарантировать, что региональная стабильность будет сохранена, и что независимый орган не расстроит региональных союзников США, и не поставит под угрозу их территориальную целостность. Это может быть достигнуто путем договоров о взаимной безопасности и создания отличных торговых и дипломатических отношений с государствами региона. Региональная стабильность и устойчивость американского союзника НАТО, Турции, является основным предпочтением Вашингтона, когда дело доходит до курдского вопроса. Питер Гэлбрайт однажды сказал мне: "Турция является единственной причиной того, что нет независимого Курдистана".
Д-р Мохаммед Шариф является членом Королевского азиатского общества (Лондон). Он работал для ООН и читал лекции в области международных отношений в Университете Сулеймании в Иракском Курдистане. Он защитил докторскую диссертацию в области международных отношений в Университете Дарема и имеет степень магистра в области международных отношений Университета Бристоля в Великобритании.
Книга "Соединенные Штаты, Ирак и курды: шок, трепет и последствия" будет опубликована 12 марта 2014 года.
Теги: Ирак, США, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, Мохаммед Шариф, Масуд Барзани, Бретт Мак-Герк, ДПК, ПСК, Конгресс США, Кувейт, Саддам Хусейн, Барак Обама, Нури аль-Малики, Исламское государство Ирака и Леванта, армия Ирака, Иран, сунниты, шииты, Турция, нефть, НАТО, Питер Гэлбрайт