Ибрагим Ализаде, один из основателей и генеральный секретарь курдской "Коммунистической партии Ирана" (Комала), рассматривает коммунистическую революцию как возможность для Исламской Республики. "Комала" претерпела несколько расколов. После Иранской революции 1979 года партия начала вооруженную борьбу против нового клерикального режима. Сначала она была известна как Революционная группа Иранского Курдистана. В 1983 году лидеры "Комала" вместе с некоторыми иранскими коммунистическими активистами создали "Коммунистическую партию Ирана", и "Комала" стал отделением этой партии в Курдистане. Но в 1991 году, группа откололась и стала "Рабочей Коммунистической партией". В 2000 году партия пережила очередной раскол, в ходе которого и была создана "Комала". В последние годы еще одна группа откололась от партии, сформировав "Социалистическую партию". Ализаде, который был генеральным секретарем "Комала" с 1983 года, в интервью с "Rudaw" рассказал об этих расколах, идеологии его партии и отношениях с Региональным правительством Курдистана (КРГ) на севере Ирака. Вот отредактированная стенограмма интервью:
"Rudaw": Ваша партия пережила несколько расколов. Почему?
Ибрагим Ализаде: "Комала" была создана на основе стратегической и идеологической программы. Ее стратегия, идеология и образ мышления бы теми же, как и в момент ее создания, и мы представляли их. Конечно, с течением времени произошли изменения. Всякий раз, когда группы откалывались от "Комала", они заставляли партию пересматривать свою политику.
Тем не менее, было два основных раскола: первый был отделением "Движения коммунистических рабочих", а второй был отделением "Революционного движения Курдистана". Отделение этих двух групп основывалось на идеологии и стратегии, а не на личных разногласиях. Это нормально. Когда группа наших друзей на определенной стадии их политической жизни переживает изменение своей идеологии или разногласия по вопросу своих целей, это вполне нормально для формирования различных политических партий.
Отколы от "Комала" были различались. Один из них был результатом отсутствия деятельности курдского движения, а другой был вызван недостаточным участием в иранском национальном движении, и отсутствием приверженности коммунизму и социализму. В настоящее время, это две очень разные партии. Хотя одна из них до сих пор носит имя "Комала", мы объявили, что они должны изменить это название, потому что в "Комала" они были в меньшинстве.
"Rudaw": Как вы думаете, коммунизм может предложить решение текущих мировых проблем?
Ибрагим Ализаде: К сожалению, страны, которые претендуют на коммунизм, капиталистические по своей сути. Это означает наличие правил капитализма в коммунистических странах. Но когда вы смотрите на мир, вы видите две реальности: во-первых, капитализм зашел в тупик, и не может разрешить все политические, экономические или социальные проблемы; во-вторых, все человечество недовольно текущей жизненной ситуацией. Мы видим, что в капиталистических странах происходят постоянные демонстрации. Таким образом, мы считаем, что должна быть альтернатива нынешней системе, и мы считаем, что мы - альтернатива.
"Rudaw": Не означает ли это, что коммунизм не состоятелен?
Ибрагим Ализаде: Без сомнения, он потерпел неудачу и что очень очевидно. Но я думаю, пришло время для его возрождения.
"Rudaw": Верит ли "Комала" в коммунистическую революцию?
Ибрагим Ализаде: Конечно, всегда есть возможность такой революции. Революции не являются чем-то необычным, вы видите это в эти дни. Мы хотим, чтобы трудовой сектор взял власть. Трудовой сектор должен взять власть через свои партии и организации, и это не должно быть сделано с помощью насилия. Это зависит от реакции капиталистических стран. В результате забастовки, проводимые радикальной и правдивой партией, положат конец капитализму.
Без сомнения, большая часть курдской общины не состоит из рабочих. Это очевидно. Наша политическая программа не состоит в том, чтобы реализовать социализм в Курдистане. Мы не думаем, что мы можем защитить социалистический остров в море, полном проблем и насилия. Таким образом, мы пытаемся установить коммунизм во всем Иране.
"Rudaw": Некоторые из групп "Комала" избрали более националистические подходы. Они вернулись к идеологии, на которой основывалась "Комала". Не кажется ли вам, что для вас тоже настало время пересмотреть свою идеологию?
Ибрагим Ализаде: Я думаю, что есть некоторое недоразумение в отношении идеологий, на которых была создана "Комала". Фундаментальной идеологией "Комала" был социализм. Это была краткосрочная цель создания "Коммунистической партии Ирана". План состоял в том, чтобы организовать трудовой сектор и содействовать социализму. Это история, и мы не можем ее изменить.
Но есть еще кое-что. Разве мы отказались от каких-либо изменений в нашей стратегии и политике? С нашей точки зрения, социализм является наукой. Мы узнаем его как науку. Наука о социализме, как и любая другая наука, развивается. Наряду со всеми общественными открытиями и современной наукой, сегодня социализм также реформируется.
"Rudaw": Вы курдская организация, но вы отказываетесь поднять курдский флаг. Почему?
Ибрагим Ализаде: У нас есть большое уважение к курдскому флагу как флагу Регионального правительства Курдистана. Решение КРГ о поднятии курдского флага было мудрым политическим решением, но, в то же время, флаг является символом. Всякий раз, когда вы выбираете этот символ как символ единого Курдистана, вы должны работать на эту стратегию. Одна сторона не может претендовать на звание более националистической, чем любая другая иранская сторона, принимая федерализм и выражая свою готовность принять всеобщую амнистию, и говоря людям, что вы подняли флаг объединенного Курдистана. Мой флаг похож на флаг этой части Курдистана. Вы должны быть правдивыми, когда дело доходит до флага.
"Rudaw": Вы хотите сказать, что другие политические партии в Восточном (Иранском) Курдистане не были честными по отношению к общественному мнению?
Ибрагим Ализаде: Я думаю, что они не правдивы. "Демократическая партия Иранского Курдистана" (KDPI) указывает, что это их флаг, и он был выбран, когда была создана партия. Но другие партии поднимают тот же флаг, независимо от того, соответствует ли флаг их политической и идеологической цели. Это смущает людей.
"Rudaw": Как складываются ваши отношения с другими отколовшимися от "Комала" группами?
Ибрагим Ализаде: Несмотря на то, что мы критиковали их за выбор слова "Комала" как имени их группы - потому что они должны выбрать имя, которое соответствует их новому положению - у нас нормальные отношения с ними, и мы проводим встречи до определенного уровня.
"Rudaw": Признаете ли вы другие две партии?
Ибрагим Ализаде: В смысле имени, нет. Но, как организации - мы принимаем их существование.
"Rudaw": Есть ли у вас с ними отношения?
Ибрагим Ализаде: Если будет политическая необходимость, и это пойдет на пользу курдскому народу, мы установим отношения с ними. Но до сих пор мы не видели никакой политической необходимости в создании таких отношений.
"Rudaw": Вы имеете в виду, если будет давление?
Ибрагим Ализаде: Речь идет не о давлении. Дело в том, что для каждой встречи должна быть причина. Мы не можем устанавливать отношения на племенной основе. Мы - политические организации, и мы должны иметь веские основания для того, что мы делаем. Если причина убедительная, мы делаем это.
"Rudaw": Вам не кажется, что всем курдским партиям в Иране необходимо укреплять их отношения?
Ибрагим Ализаде: Это две разные темы. Мы будем поддерживать единый фронт всех курдских партий в Иране. К сожалению, в последние несколько лет появились некоторые важные вопросы, которые помешали такой идее. Один из них - роль Соединенных Штатов Америки в регионе. Мы считаем, что Америка здесь не для того, чтобы продвигать интересы курдов и свободы. Америка здесь, чтобы сохранить свою долю в этом регионе. Остальные политические партии имеют другой подход. Были времена, когда Ираном правили реформисты. У них были различные точки зрения в отношении вооруженной борьбы и политической деятельности. Мы всегда подчеркивали, что ни одна партия не должна оставаться на обочине, и что мы должны собраться вместе под одной крышей. Но, к сожалению, они создали различные фракции.
"Rudaw": Какова ваша позиция по отношению к местным организациям, таким как "Объединенный курдский фронт" и реформистские группы?
Ибрагим Ализаде: В Иране существует фронт, который называется правительственные реформаторы. Они возникли в период президентства Мохаммада Хатами, но все они были смещены. Но, поскольку они были необходимы, появилась другая группа реформистов, которую возглавил Хасан Роухани. Тем не менее, правительство реформистов имеет только одну цель - обеспечение выживания исламского режима Ирана любой ценой. Одной из политик, проводимых реформистами, является контроль над радикальными группировками и другими движениями, такими как движения женщин и движения рабочих, в том числе курдское движение… Правительственные реформаторы предпринимают согласованные усилия, чтобы лишить движения их революционной, радикальной и гуманитарной повестки дня через некоторые незначительные реформы. На самом деле, они хотят утихомирить курдский народ курдскими политическими партиями, которые стали инструментом для реформистов.
"Rudaw": Вы не верите в их борьбу?
Ибрагим Ализаде: Нет. На самом деле, они ей вредят. Мы верим в подлинно гражданскую общественность, полугосударственную и гражданскую борьбу внутри страны, и мы стараемся сформировать такую борьбу. Но то, что они представляют, возможно, уничтожит курдское движение. Например, одним из их требований во время их кампании в поддержку Хасана Роухани было назначение курдского губернатора для (Иранского) Курдистана. Но это очень незначительный запрос, ни что иное. И, несмотря на то, что их требование не было рассмотрено, они сказали, что не было никакой дееспособной фигуры для того, чтобы занять этот пост.
"Rudaw": У вас хорошие отношения с "Патриотическим Союзом Курдистана" (ПСК), но не настолько с "Демократической партией Курдистана" (ДПК). Почему?
Ибрагим Ализаде: У нас сбалансированные отношения с ДПК. У нас нет никаких проблем с ними, и у нас были встречи с руководством обеих сторон.
"Rudaw": Было ли это так в прошлом?
Ибрагим Ализаде: Нет, этого не было, потому что в течение многих лет мы были активны в областях, которые были под контролем ПСК. Кроме того, левая группа "Komalai Renjdaran" была одной из основ группы ПСК. Таким образом, исторически, у нас были тесные отношения с ПСК.
"Rudaw": Почему бы вам не открыть офис в Эрбиле?
Ибрагим Ализаде: На самом деле, в последние три года мы пытались открыть наш офис в столице Курдистана, но мы еще не получили одобрения на это.
"Rudaw": Разве это не из-за этого, что у вас лучше отношения с ПСК?
Ибрагим Ализаде: Я так не думаю, потому что они нам не говорили такого. Они всегда ссылаются на технические проблемы.
Теги: Иран, Иранский Курдистан, Ибрагим Ализаде, Комала, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, курды, KDPI, США, Хасан Роухани, ПСК, ДПК, Эрбиль