Почему для иракских курдов так важно, чтобы мир признал массовые убийства Саддама Хусейна геноцидом? В конце концов, прошло 26 лет с печально известного 16 марта 1988 года – даты химической бомбардировки города Халабджа. Ответ заключается в человеческом императиве: жертвы жестокости нуждаются в признании их страданий, чтобы залечить их психологические раны.
"Признание геноцида очень важно психологически", поясняет Энрике Бернард, профессор современной истории в университете Сарагосы (Испания) и признанный эксперт по геноциду.
"Когда вы встречаетесь с семьями погибших и оставшихся в живых, вы понимаете, что для людей важно найти примирение с собой и с другими", говорит он в интервью "Rudaw". По его мнению, 5000 невинных, погибших в Халабдже и 180 000 убитых во время саддамовской кампании "Анфаль", безусловно, были геноцидом, направленным на курдов.
Президент Курдистана Масуд Барзани недавно обратился к странам Европейского Союза с призывом "приложить все усилия для того, чтобы признать геноцид против народа Курдистана".
Кроме самого Ирака, пока только Швеция, Норвегия и Великобритания заявили об этом. Франция и Голландия пока обсуждают этот вопрос. До полного международного признания, пока мир закрывает глаза на саддамовские преступления, курды Ирака не чувствуют себя в безопасности, опасаясь, что нечто подобное повторится опять.
"Признание означает защиту", говорит Борхан Яссан, писатель и доцент Университета Лунда в Швеции.
Пока не будет признание того, что мир - США, Запад и арабские покровители Саддама - закрывали глаза и позволяли диктатору совершать свои преступления, потому что нуждались в нем в борьбе с Хомейни, курды не должны отступать от своего требования признать геноцид.
Но не было ли нападение просто одним из множества злодеяний и зверств, совершаемых в ходе войны?
Даже ветераны журналисты, которые работали во время ирано-иракской войны и видели все это, описывают последствия нападения на Халабджу как небывалый ужас. Об увиденном рассказывал Каве Голестан, иранский независимый фотожурналист, который прибыл вскоре после нападения с группой журналистов на вертолете.
"Жизнь замерла. Жизнь остановилась, как кадр застывшего фильма. Для меня это был новый вид смерти", рассказывал Голестан, который уже видел и смерть и войну. "Последствия были ужасны… Некоторые жители прибежали к нашему вертолету. У них было 15 или 16 прекрасных детей, нас просили, чтобы мы забрали их в больницу. И все журналисты, сидевшие в нем, стали передавать друг другу детей. Когда я взял на руки маленькую девочку, из ее уст полилась жидкость, и она умерла у меня на руках".
Фотографии Голестана принесли ему Пулитцеровскую премию. В 2003 году, составляя репортаж о курдах для "BBC", он погиб, взорвавшись на мине на севере Ирака. Его правда стала очередной жертвой Халабджи.
Невероятно - но не удивительно, - что никогда не проводилось тщательное расследование того, какая из стран продала Саддаму Хусейну нервно-паралитические газы, которые были использованы в Халабдже, или технологии их производства.
Это никогда не было в числе западных интересов – найти поставщиков и друзей Саддама – все хотят избежать неудобных истин и ответственности.
Правительство США, которое перед вторжением в Ирак в 2003 году не уставало повторять, что "Саддам травил газом свой собственный народ", не выражало такого возмущения во время атаки на Халабджу. Тогда Вашингтон использовал Саддама против своего заклятого врага, аятоллы Хомейни.
В 1994 году по запросу Конгресса было обнаружено, что десятки биологических ядов, в том числе различных штаммов сибирской язвы, были отправлены в Ирак американскими компаниями по лицензии министерства торговли. В 1988 году компания "Dow Chemical" продала Ираку пестициды на $ 1,5 млн., несмотря на подозрения, что они будут использоваться для химической войны.
Совету Безопасности ООН - снова не удивительно, учитывая оппозицию США и Запада к Хомейни, - не удалось принять резолюцию против злодеяний Саддама в Халабдже. ООН опубликовал слабое осуждение, в котором так и не решился назвать Саддама преступником.
Слабый упрек ООН лишь подчеркнул его растущий страх перед иранской победой, считает писатель и эксперт по Ближнему Востоку Джуст Р. Хилтерманн, описывающий эти события в своей книге "Ядовитые связи: Америка, Ирак и химическая атака на Халабджу".
Нападение на курдов было возмездием Саддама курдским повстанцам, захватившим Халабджу и вставшим на сторону Ирана ближе к концу войны.
В своей книге Хилтерманн сравнивает курдскую трагедию Халабджи с американской трагедией 9/11.
"Неспособность международного сообщества понять преобразующее значение Анфаля и Халабджи для курдов примерно соответствует непониманию влияния события 9/11 на американскую психику", пишет Хилтерманн.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Саддам Хусейн, Халабджа, Анфаль, геноцид, Энрике Бернард, Масуд Барзани, Европейский Союз, Швеция, Норвегия, Великобритания, Франция, Голландия, Борхан Яссан, Каве Голестан, Иран, США, СБ ООН, Хомейни, Джуст Р. Хилтерманн