Земля Ирака является родиной многих древних и значимых цивилизаций в истории человечества. В долине Месопотамии, которая охватывает бассейны рек Тигр и Евфрат, зародилась первая в мире империя - Вавилон. Письменность, наряду с глиняными плитами, впервые появилась вдоль берегов этих рек. На этих территориях впервые в истории начали действовать развитые государственные аппараты. Эта земля по праву считается одной из колыбелей человеческой цивилизации.
Когда в пустынях Аравии к югу от Месопотамии зародился Ислам, народ Ирака был одним из первых, кто принял ислам за пределами Аравийского полуострова во времена халифата Абу Бакра. Со временем Ирак стал одним из центров мусульманского мира, а в 8-м веке в качестве столицы халифата Аббасидов был основан Багдад. На этой земле на раннем этапе истории ислама политика, культура, наука и религия переживали расцвет. Однако, после татаро-монгольского нашествия, в Ираке начался период упадка и, в конечном итоге, с начала 16 в. и до распада империи в период Первой мировой войны эта территория находилась в составе Османской империи. После войны на основе мандата Ирак был передан под управление Британией, преследовавшей цель создания независимого национального государства на этой древней земле.
Здесь мы подходим к вопросу: что же представляет собой Ирак? Британцы рассчитывали на то, что сумеют объединить однородное население людей на этой территории в единый народ, однако в реальности все оказалось гораздо сложнее. Когда англичане определили границы Ирака, люди, проживающие в пределах этих ложных границ оказались представителями разных этнических групп, религиозных верований и языков, но ожидалось, что все они примут новую национальную принадлежность и станут иракцами, образовав нацию по аналогии с современной европейской нацией. В данной статье будут рассмотрены истоки проблемы идентичности 20-го века в Ираке.
Британский мандат
После поражения Османской империи в Первой мировой войне под контролем англичан и французов оказалась вся территория Плодородного Полумесяца: современные государства Ирак, Кувейт, Сирия, Ливан, Иордания и Палестина. В соответствии с секретным соглашением Сайкса-Пико, британцы согласились разделить эти земли с французами посредством произвольно обозначенных территориальных границ. Восточная часть этих территорий, которая отводилась государству Ирак, была под контролем англичан, стремившихся управлять им на основе полученного мандата, как это было с Палестиной и Иорданией. Целью такого управления было формирование марионеточного правительства на местных территориях для дальнейшего осуществления англичанами своих империалистических замыслов.
Подобно другим территориям, управляемым британцами на основе мандатов, границы этой новой страны также были произвольными. В период Османской империи территория между реками Тигр и Евфрат была разделена на три отдельные области, с центрами в городах Мосул, Багдад и Басра. Ирака как политического образования в период Османской империи или когда-либо до этого не существовало вообще. На самом деле, исторически термин "Ирак" относился только к южной части той территории, которая сейчас является Ираком, в то время как северная часть страны была известна по названием "Аль-Джазира".
Поскольку Османская империя была многонациональным государством по своей природе, не было никакой необходимости гражданам этого государства объединяться под единой национальной идентичностью. Курды, арабы, турки, армяне и другие народы могли сохранять свою национальную идентичность до тех пор, пока проявляли лояльность к османскому правительству. Таким образом, те люди, которые оказались на одной территории Ирака, не имели никакого понятия об иракской идентичности как объединяющем факторе. Когда англичане создали современный Ирак, ожидания формирования единой иракской идентичности привели к огромным социальным разногласиям в новой стране, обусловленные наличием различных этнических и религиозных групп.
В северной части этой территории население состояло в основном из курдов - мусульман-суннитов, по языку и культуре отличавшихся от арабов. Курды составляли около 15-20% от общей численности населения Ирака и требовали создания отдельного государства - Курдистан – которое должно было объединить население курдских меньшинств Ирака, Сирии, Турции и Ирана.
В центральной части Ирака проживали арабы-сунниты, объединенные вокруг города Багдада. Их численность составляла около 25 % от общего населения. Несмотря на это, они получили ключевые государственные должности от своих британских покровителей.
В южной части Ирака проживали арабы-шииты. Они составляли абсолютное большинство населения Ирака - более 50%. В социальном плане они сильно отличались от арабов-суннитов, проживающих на севере. Шиитские Улемы (религиозные ученые) играли важную роль в повседневной жизни шиитского населения Ирака. Так, улемы были способны управлять единым шиитским фронтом, в то время как остальная часть Ирака оставалась разделенной по этническому признаку.
Попытки объединить Ирак
Если большинство британцев не имели представления о различиях в иракском обществе, люди, которых они поставили во главе иракского правительства, ситуацию знали лучше. После массовых беспорядков, направленных против создания британцами единого государства, последние объявили Ирак королевством, избрав в качестве короля Фейсала I. Он был арабом-суннитом из Хиджаза, выступавшим против Османской империи на стороне англичан в период Первой мировой войны. После неудачной попытки стать королем Сирии, он мигрировал в Ирак, где был провозглашен королем.
Несмотря на то, что Фейсал официально являлся суверенным королем Ирака, британцы продолжали выполнять роль его "советников". Хотя Ирак официально не являлся подмандатным государством, на практике он не был полностью независимым. Британцы играли значимую роль во внутренней и внешней политике Иракского королевства, что вызывало глубокое возмущение со стороны иракского населения.
В надежде преодолеть разрыв между суннитами и шиитами, Фейсал предпринял попытку объединить Ирак вдоль арабских границ. В систему образования были интегрированы светские идеологии в надежде, что последующее поколение будет идентифицировать себя, в первую очередь, с иракскими арабами, что должно было привести к формированию единой нации. До появления этого поколения, представители которого являлись бы носителями светской арабской идеологии, Фейсал для поддержания порядка должен был опираться на военных. Находившиеся в его подчинении преимущественно арабо-суннитские офицерские корпуса использовали военную силу для подавления восстаний в 1920-х и 1930-х гг., возглавляемых племенными вождями шиитов и суннитов.
Само собой разумеется, что такое повышенное внимание арабской светской идеологии привело к отчуждению неарабского населения Ирака, в частности курдов, проживающих на севере. Их требования об автономии были практически полностью проигнорированы правительством Ирака, так как курдский национализм не вписывался в пан-арабскую националистическую идеологию, которую поддерживали власти Ирака. Данная политика также привела к отчуждению таких этнических групп как ассирийское христианское меньшинство Ирака и иракские евреи.
Доминирование суннитского арабского меньшинства продолжалось в течение всего монархического периода Ирака. В 1958 году монархия в Ираке была свергнута, в результате чего в стране начался период нестабильности, продолжавшийся в течение 10 лет и завершившийся только после прихода к власти баасистов в 1968 году. Несмотря на проведение политики секуляризма и арабского национализма, баасисты при Саддаме Хусейне продолжали концентрировать власть в руках арабо-суннитских элит в Багдаде. Отчужденность курдов и арабов-шиитов продолжало углублять раскол в иракском обществе, что непосредственно привело к появлению сектантского насилия в Ираке в начале 2000-х гг. после американского вторжения в 2003 году.
Пока Ирак пытается восстановить стабильность в стране в 21 веке, проблема иракской национальной идентичности до сих пор остается нерешенной. Искусственное проведение британцами границ в 1920-х годах привело к появлению общества, разделенного на три отдельные части. Как и во многих других мусульманских странах, границы которых были определены европейцами в начале 20 века, единство среди населения Ирака остается недостижимой целью. Пренебрежение британцами этническим и религиозным составляющими иракского народа привели к тому, что современный Ирак, на территории которого проживают три отдельных этноса, не в состоянии сплотиться в эпоху современных национальных государств.
Источник: www.lostislamichistory.com
Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала.
Теги: Ирак, Курдистан, Иран, Сирия, Турция, шииты, сунниты, евреи