Еще задолго до событий на Украине Европейский союз ставил перед собой задачу снизить зависимость от российского газа. На данный момент этот вопрос приобрел особую актуальность.
Источники газа для Европы
Заместитель директора Евразийского центра Давид Коране считает, что "Газпрому" придется пойти на уступки, поскольку текущая модель бизнеса явно не устраивает Европейский союз. В то же время у "Газпрома" есть значительные возможности по лоббированию своих интересов для удержания доли рынка, по крайней мере в Восточной Европе.
"Все зависит от российско-европейских отношений, "Газпрому" придется менять свою бизнес-модель в Европе в любом случае", - отмечает Коране.
На его взгляд, текущую ситуацию стоит рассматривать в контексте ухудшающихся взаимоотношений, исходя из которых становится ясно, что ЕС не позволит заработать "Южному потоку", особенно учитывая нормы Третьего энергопакета.
В то же время Европейский союз за долгое время так и не смог решить проблему зависимости от "монопольного поставщика", а также высоких цен на внутреннем рынке.
"Очевидно, что в случае сокращения поставок через Украину, не только Балканы, но и страны Центральной и Восточной Европы серьезно пострадают. Таким образом, возникает острая необходимость в ускорении процесса диверсификации источников поставок через терминалы СПГ и альтернативные газопроводы", - отметил Коране.
СПГ
Использование сжиженного природного газа является наиболее вероятной альтернативой российскому газу в краткосрочной перспективе, однако это влечет за собой рост цен. Страны Западной Европы сохраняют незначительный потенциал увеличения поставок СПГ из Нигерии и Катара. При этом США не стоит рассматривать в качестве возможного поставщика в краткосрочной перспективе, так как потребуется 1-2 года для начала поставок.
Однако в среднесрочной перспективе поставки газа из США будут способствовать дальнейшей диверсификации энергетического рынка Европы, хотя придется смириться с возросшими ценами на газ. В то же время газовые потоки в Азии куда более привлекательны для США. Вероятно, за счет увеличения ликвидности на мировом рынке СПГ США могли бы улучшить положение в Европе, особенно усиливая позиции покупателей, находящихся в Центральной Европе и странах Балтики.
Южный коридор
"Южный коридор" также не позволит исправить ситуацию в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочном и долгосрочном периодах все же может способствовать диверсификации поставок.
Газовый интерконнектор между Грецией и Болгарией может быть построен в 2016 г. и позволит болгарским потребителям подключиться к рынку СПГ, а также даст возможность получать газ из Каспийского региона, который будет транспортироваться по Трансадриатическому трубопроводу (ТАР). То есть в случае успешной реализации проекта можно будет рассчитывать, что Болгария, наиболее уязвимая к сокращению поставок "Газпрома" страна, к 2019-2020 гг. окажется в лучшей ситуации. Положение других стран региона улучшится лишь после 2020 г.
В то же время шельфовые проекты в Азербайджане в следующем десятилетии могут достигнуть достаточных уровней добычи, их экспортный потенциал оценивается в 30-35 млрд куб. м в год. Для доставки азербайджанского газа консорциум "Шах Дениз" будет использовать TAP (Трансадриатический газопровод, Trans Adriatic Pipeline). Но данный проект зависит от темпов строительства будущего Трансанатолийского газопровода (TANAP), а также успешной разработки месторождения "Шах Дениз II". Предполагается, что TAP может быть запущен в 2017 – 2018 гг. Предполагаемая мощность – 10 млрд куб. м в год с возможностью увеличения пропускной способности до 20 млрд куб. м в год.
Поскольку Турция не является участником Энергетического сообщества ЕС, то правило о необходимом предоставлении доступа к месторождению трем компаниям не будет работать. В результате SOCAR будет контролировать газ в данном газопроводе. На взгляд Коране, в данной ситуации цена на газ, транспортируемый через Трансанатолийский газопровод, будет довольно высока.
Цена газа, предоставляемого консорциумом "Шах Дениз" для европейских потребителей, составит $400-$410 за 1 тыс. куб. м, что незначительно дороже цен, зафиксированных в контрактах с "Газпромом". Более того, данный газ даже при максимальном объеме поставок не будет в состоянии заменить российский газ.
Газ из Северного Ирака
В качестве вероятного источника наполнения Трансанатолийского газопровода рассматривается газ, добываемый в Курдистане, но данный регион довольно нестабильный, поэтому прогнозировать вероятность этого события никто не берется.
В то же время данный газ будет в первую очередь потребляться Турцией, причем его стоимость, вероятно, будет ниже каспийского аналога. Потенциальный объем поставок данного газа может составить 10-20 млрд куб. м, и даже если он будет полностью потребляться на внутреннем рынке Турции, это высвободить определенный объем газа, идущий в Турцию по другим маршрутам, который, вероятно, будет попадать на европейский рынок.
Газ из Ирана
При подготовке концепции "Южного газового коридора" Иран рассматривался как потенциальный источник газа. Вероятно, Иран решится поставлять газ, однако в краткосрочной перспективе такая возможность минимальна, учитывая давление и сохраняющиеся санкции против страны. Иран, безусловно, имеет резервы, чтобы стать крупным поставщиком газа в Европу.
Теги: Россия, Украина, газ, Газпром, Давид Коране, Греция, Болгария, Азербайджан, Турция, Иракский Курдистан, Курдистан, Иран