Власти иракского Курдистана в конце прошлой недели отправили первую нефть на Запад в обход центрального правительства в Багдаде. Объем поставки составил более 12 тыс. т. Курдская сторона уже заявила, что к концу октября рассчитывает ежедневно отправлять порядка 1,5 тыс. т черного золота. Если опыт окажется удачным, курды в перспективе могут стать самостоятельным игроком на мировом рынке углеводородов и полученные средства использовать в том числе для поддержки движения за автономию в составе Ирака. В Курдистане добывается около 60% всей иракской нефти.
Багдад высказал недовольство происходящим.
— Любой экспорт углеводородов по заключенным независимо от Багдада соглашениям с курдами мы считаем контрабандой, — заявил из столицы иракского Курдистана Эрбиля представитель иракского правительства Али Даббах. — Мы оставляем за собой право наказать по закону всех, кто расхищает собственность иракского народа.
Первые попытки курдов отправить самостоятельно нефть на Запад начались еще в 2003 году. Но тогда это были пробные шаги, а сейчас они могут перерасти в постоянные поставки. Все, что их пока сдерживает, — плохая инфраструктура. Собственно, и нынешнюю поставку из Курдистана в средиземноморский турецкий порт Джейхан пришлось осуществлять грузовиками. Трубопровод Киркук–Джейхан в последние годы неоднократно взрывали. Но в мае этого года Турция договорилась с Эрбилем, что построит в регионе систему трубопроводов.
— Курдов не волнует мнение Багдада, поэтому они могут выйти на постоянные поставки, — считает эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
Впрочем, увеличение нефтяных доходов в Эрбиле не означает, по мнению Демиденко, что Курдистан отделится от Ирака.
— Им нужна широкая автономия, не более, — говорит эксперт. — Они прекрасно понимают, что создать полностью самостоятельное государство Курдистан у них не получится.
В настоящий момент иракские курды добиваются от центрального правительства разрешения нескольких территориальных споров и увеличения в составе иракской армии числа курдских солдат до 20% (сейчас около 8%).
— Мы хотим, чтобы Багдад удовлетворил, наконец, наши требования, — заявил представитель Курдского регионального правительства Омад Сабах.
Между тем реальных возможностей что-то противопоставить у Багдада сейчас немного. Ведущие нефтедобытчики, например Exxon Mobil Corp., покидают месторождение "Западная Курна-1" на юге Ирака из-за его невысокой рентабельности.
В курдский регион заходит и "Газпром нефть" через "дочку" Gazprom Neft Middle East B.V. Этим летом с правительством в Эрбиле было подписано два соглашения о разделе продукции на месторождениях Garmian и Shakal (юг Курдистана). По информации компании, на Garmian 40% добычи идет "Газпром нефти", еще столько же — канадскому партнеру WesternZagros, а 20% — в Эрбиль. На Shakal 80% отходит "Газпром нефти", остальное — курдской стороне. Российская компания заплатит около $260 млн за вхождение в проекты и не менее $150 млн вложит в геологоразведку до 2015 года.
Иракский Курдистан — 6-й по величине запасов углеводородов в мире (порядка 6,3 млрд т). Около 60% всей добываемой в Ираке нефти идет оттуда, в частности — из района города Киркук, местной нефтяной столицы. Но в последнее время мировые компании нацелились на еще не разработанные нефтяные поля по всему региону. При этом показатель успеха при бурении здесь больше 70%, то есть в примерно в трех случаях из четырех пробивка скважины дает возможность начать добычу. В силу этого выход на нефть после открытия месторождения здесь гораздо быстрее, чем в других регионах, иногда лишь 2–3 года вместо обычных семи лет. Недалеко находится крупный рынок сбыта — Турция. Кроме того, курды куда лучше умеют обеспечить безопасность, чем администрация других районов Ирака.
Фото: REUTERS/Jim Urquhart
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, нефть, Али Даббах, Сергей Демиденко, Омад Сабах, Газпром