В развалившемся Ираке взбунтовались, как известно, не курды. Власти Курдского автономного региона – единственная политическая сторона бывшей Иракской федерации, сохранившая нейтралитет и не вступившая в межарабскую гражданско-террористическую войну. КАР заявляет не об иллюзорной готовности, а о крайней необходимости обороны уже восстановленной территориальной целостности и защиты населения Южного Курдистана путем обоснованного отделения от полностью деградированного Ирака и правомерного провозглашения независимости. На каком основании, позвольте спросить, народ Южного Курдистана и законные власти КАР ставятся в "низший дивизион" участников политических игр в Ираке и на Ближнем Востоке? С какой стати, позвольте узнать, народу Южного Курдистана надо дожидаться благосклонного "предварительного согласия всех основных игроков на Ближнем Востоке"? Эти "основные игроки" - это что и кто, особо уполномоченные нации, чьи государства объединены в рамках некой региональной организации, противостоящей курдской нации, народу Южного Курдистана и властям КАР?
Итоги Иракского псевдо федерализма за прошедший период с 2003 по 2014 годы убедительно свидетельствуют о том, что только КАР был привержен конституции Ирака и основным принципам равноправного партнерства всех сторон. В Ираке только власти КАР добились успехов в политическом и экономическом развитии, в обеспечении безопасности и стабильности не благодаря, а вопреки Багдадскому правительству и абсолютному доминированию арабо-шиитской верховной власти. Этот совершенно неоспоримый факт давно и всеми официально признан на региональном и международном уровне. Власти КАР, активно и честно способствуя политическому единству и равноправному сотрудничеству всех сторон в соответствии с конституцией и федеративным договором, в 2010 году дали Иракскому арабо-шиитскому правительству и арабо-суннитской оппозиции реальный и последний шанс для урегулирования всех существовавших разногласий, противоречий и конфликтов ради сохранения государственности и территориальной целостности Ирака. Фактически же все конституционные права и инициативы Курдского региона, связанные с восстановлением территориальной целостности и обеспечением полной экономической самостоятельности автономии, были незаконно и умышленно заблокированы правительством Ирака. Антиконституционные, преступные и диктаторские действия Багдада поставили КАР перед реальной угрозой падения уровня экономического развития, социального благополучия и, самое главное, безопасности населения всего Южного Курдистана.
Предупреждения и призывы властей КАР о необходимости начала конструктивного диалога политических сторон Иракской федерации в рамках конституции и всех ранее достигнутых соглашений в интересах граждан и государства, высокомерно и самым наглым образом не принимались во внимание Багдадским правительством. Где же были так называемые "основные игроки", якобы искренне озабоченные судьбой "братского" Ирака? Почему же они так и не проявили "клубную" солидарность "высшего дивизиона"? Потому что этой солидарности нет и быть не может в современных геополитических и геоэкономических условиях и обстоятельствах. У каждого из этих "основных игроков" куча собственных внутренних проблем и огромных забот, свои интересы.
Сегодня не существует каких-либо серьезных геополитических и геоэкономических рисков незаконного не признания независимости и суверенитета Южного Курдистана государствами международного сообщества. Турция и Израиль, очевидно, объективно заинтересованные страны, но отнюдь не единственные из числа государств, проявляющих готовность признать и поддержать Южный Курдистан, который даже весьма относительно не следует сравнивать с Абхазией, Южной Осетией и даже Крымом.
Вопрос о независимости Южного Курдистана, помимо его геополитического статуса, затрагивает национальную проблему насильственно и трагически разделенного сорокамиллионного народа, сохранившегося, вопреки всем и всему, на исторической территории автохтонного Большого Курдистана. Кроме того, надо отметить, что Южный Курдистан, возникающий не благодаря каким-то случайным обстоятельствам, а вполне закономерно и предсказуемо, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, будет абсолютно самодостаточным и очень влиятельным государством Большого Ближнего Востока. С этим важным аргументом неформально, но публично уже соглашаются в США, Великобритании и Евросоюзе. Нет особых возражений и у России.
Завершающийся незапланированный визит Президента Барзани в Турцию, разумеется, подтверждает стремление обеих сторон выйти на новый двусторонний уровень равноправных и партнерских отношений. А беспрецедентное участие министров обороны и внутренних дел КАР в составе официальной делегации определенно свидетельствует о намерении сторон начать тесное сотрудничество в военной сфере и в области региональной безопасности. Вполне обоснованно, учитывая нынешнюю обстановку и ситуацию в Ираке, вероятно, Анкара и Эрбиль приступают к активному использованию долгосрочных политических и экономических предпосылок для окончательного перехода к взаимовыгодным межгосударственным отношениям.
Турция и Южный Курдистан, конечно, заинтересованы в институциональном укреплении двусторонних стратегических связей. Уже высокая степень конструктивной взаимозависимости – фактор успешного партнерства. Предлагать КАР с "широкими" и совершенно нереализуемыми полномочиями оставаться в составе псевдо Иракского государства - не очень, мягко говоря, разумный и адекватный совет. Власти КАР уже заявили, что вопрос о так называемых "спорных" территориях более не актуален и не подлежит какому-либо согласованию с нынешними властями Ирака. А в ближайшем будущем речь может идти только о демаркации государственных границ Южного Курдистана и нового Ирака. Народ Южного Курдистана не желает дожидаться "официально признанного" распада и развала Ирака. Кто будет и вправе объявлять о развале Ирака на отдельные части? Может быть, Иран и Сирия по согласованию с Турцией, США и Россией, или Совет Безопасности ООН примет такое решение?
Израиль, действительно крайне заинтересованный в независимом Южном Курдистане, возможно, самостоятельно и не делает, но сильно влияет на всю Ближневосточную "погоду" и удачно прогнозирует "атмосферные осадки". Думаю, ни один здравомыслящий гражданин и ответственный руководитель Израильского государства не согласится с мнением, согласно которому все было сделано напрасно, потому что страна с самого начала своего основания и все еще изнемогает от войны. У народа Южного Курдистана в обстоятельствах 2014 года, в отличие от народа Израиля многими десятилетиями назад, появились куда более благоприятные возможности для провозглашения независимости и формирования суверенной государственности. Надежных союзников и сторонников у Южного Курдистана уже вполне достаточно, поэтому Президент Барзани больше не оглядывается по всем географическим сторонам и направлениям в поисках одобрения безотлагательных и жизненно важных решений, касающихся судьбы и будущего новых поколений курдского народа. Легендарный национальный лидер курдского народа Мустафа Барзани, посвятивший всю свою жизнь борьбе за права курдского народа, даже в своих мечтах не смог бы себе представить такие же условия, возможности и предпосылки для провозглашения независимости Южного Курдистана.
Действующий Президент Курского автономного региона Масуд Мустафа Барзани, уверен, очень скоро провозгласит долгожданную декларацию о независимости Южного Курдистана, чтобы обеспечить все необходимые условия для предотвращения внешних угроз и проведения всенародного референдума с целью выбора суверенной формы государственности и принятия конституции новой страны.
Теги: Ирак, Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Курдистан, шииты, сунниты, КРГ, Масуд Барзани, Турция, Иран, Россия, СБ ООН, Израиль, Мустафа Барзани