В интервью "Rudaw" Адиль Барвари, один из бывших советников премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, заявил, что иракский лидер хотел бы вернуть курдам спорную провинцию Киркук, но не пошел на это и другие шаги из страха, что станет изгоем в арабском мире.
"Rudaw": Какими были отношения Малики с курдами во время создания нового Ирака?
Адиль Барвари: Тогда его уважение к курдам и (президенту Курдистана Масуду) Барзани было выше, чем к другим. Малики провел долгое время в Эрбиле и получил степень магистра в Салахаддинском университете Эрбиля. "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) поддерживала Малики и продолжила поддерживать его, когда он вернулся в Багдад. У меня с ним также была большая дружба, и он ставил меня во главе комитетов, давая мне полную власть. "Дава" - партия Малики - даже заключила союз с ДПК в 2005 году, потому что в том году он был избран главой партии. Он был скромным лидером своей партии. Курды и партия Малики "Дава" были ключевыми участниками разработки конституции Ирака.
"Rudaw": Когда именно началась оппозиция Малики к курдам?
Адиль Барвари: В 2007 и 2008 в отношениях между ДПК и партией "Дава" начал нарастать холод. Это было в том же году, когда Малики стал премьер-министром Ирака.
"Rudaw": Каковы были причины этого?
Адиль Барвари: Во время промежуточного правления курды получили много важных постов в Ираке, такие как Министерство иностранных дел, посты заместителя премьер-министра, начальника штаба министерства обороны, главнокомандующего вооруженными силами и главы разведки. Но как только Малики стал премьер-министром, он начал вмешиваться в работу государственных постов и стремился забрать себе министерство внутренних дел. Поскольку он был командиром всех вооруженных сил, он имел право вмешиваться во все. Кроме того, тогда у курдов было много власти в Ираке, но Малики стал навязывать свою волю по всем позициям и перевел все - особенно разведку - под свою власть.
"Rudaw": Кто толкал его делать эти шаги: Иран или внутренние иракские стороны?
Адиль Барвари: Дело в том, что произошла серьезная борьба за власть между "Дава" и "Верховным Исламским Советом Ирака" (ISCI). В начале, курды не были его целью. После того как он стал премьер-министром, он в основном пытался утвердить свою партию в противовес ISCI. Он сумел отодвинуть все шиитские группировки в сторону, в том числе садристов, и продвинуть тех, кто был рядом с ним.
"Rudaw": Когда вы работали с ним в качестве советника?
Адиль Барвари: После окончания его первого срока на посту премьер-министра в 2010 году, и в начале его второго срока ДПК вновь назначила меня на должность. Малики и я были в прекрасных отношениях. Он сказал мне, что сделает для меня все, если я соглашусь работать с ним в качестве советника. Я сказал ему, что я не сделаю этого без согласия курдского руководства.
Курдские лидеры, в том числе депутаты в Багдаде, в конце концов, согласились, потому что у меня было много влияния на Малики, особенно в области комитетов обороны и безопасности. Я вернулся в Багдад и стал советником премьер-министра по делам Курдистана. Но в конце 2010 года союз между ДПК и партией "Дава" рухнул. Малики был основной причиной этого.
"Rudaw": Каким было отношение Малики к Статье 140 конституции?
Адиль Барвари: Здесь я должен был бы защищать Малики, потому что Малики и я часто встречались по этому вопросу. Я сказал ему, что осуществление статьи будет для него прекрасной возможностью и сделает его другом курдов во всем мире. Я сказал ему, что никто другой - турки, иранцы, Саддам или монархия - никогда прежде не рассматривали вопрос о спорных территориях, и это его шанс. Он сказал: "Я хотел бы сделать то, что вы [курды] хотите, но я не смею, потому что весь арабский мир восстанет против меня". Он сказал, что предпочел бы отдать Киркук курдам, чем суннитов, потому что тогда у нас было много споров с суннитами по поводу Статьи 140.
"Rudaw": Так это заявления президента Барзани настроили Малики против курдов?
Адиль Барвари: Заявления Барзани в то время были все правильными и в интересах курдов. Барзани является президентом Курдистана и он представлял права курдов. Барзани выступил против него, когда увидел, что Малики не серьезно относится к Статье 140. В 2007 году шииты и сунниты подписали договор, в котором было сказано, что если статья не была реализована к 2007 году, то через голосование в парламенте она будет рассматриваться как мертвая.
"Rudaw": Почему Малики действовал таким образом? Он пытался дольше остаться у власти?
Адиль Барвари: Да, и когда он стал премьер-министром, у него было больше голосов, чем у (лидера ISCI и бывшего иракского вице-президента) Аделя Абдул-Махди. Но потом он начал ориентироваться только на свою позицию. Он заманивал людей деньгами и обещаниями. С другой стороны, в его пользу было то, что он имел власть над составлением устава кабинета. Это дало ему много власти.
"Rudaw": Сколько советников было у Малики, и слушал ли он их всех?
Адиль Барвари: У него было более 50 советников, но всего два или три были к нему ближе всех. Например, были Али Мусави и Такрик Наджим, которые являются родственником и ветераном его партии, и без которых Малики ничего не делал. Он часто заседал с остальными советниками, и всякий раз, когда он это делал, он слушал только то, что ему нравилось слушать. В настоящее время, Малики в основном слушает и верит себе самому.
"Rudaw": В чем секрет того, что США до сих пор поддерживают Малики?
Адиль Барвари: Ну, в принципе Малики и его партия не в почете в Иране. Вы знаете, что Иран исключает партию "Дава", и даже сейчас многие из партийных собраний "Дава" проходят в Лондоне. Все шиитские партии находятся в ведении религиозных деятелей, но не партия Малики.
"Rudaw": Малики прав в том, что он делает?
Адиль Барвари: Нет, он не прав, и любой другой на его месте подал бы в отставку, потому что он отвечает за безопасность на всей территории Ирака. Теперь вы видите, что он потерял шесть провинций, а также свои отношения с курдами. Я предупреждал Малики много раз, что все предыдущие лидеры и короли Ирака, которые действовали против курдов, в конце концов, потерпели неудачу.
"Rudaw": Что он сказал на это?
Адиль Барвари: "Но что я скажу Египту, Саудовской Аравии и 300 миллионам арабов?". Он говорил: "Вы правы", но … оказалось, что все это была уловка. Он пытался выглядеть умиротворяющим курдов, но на самом деле пытался получить точку опоры в арабском мире.
"Rudaw": Сегодня в Ираке курды сталкиваются с угрозами со стороны шиитов и суннитов?
Адиль Барвари: Нет, это не так. Но это факт, что Малики пытался забрать себе курдские районы, когда он направил силы "Dijla" в Джазире и Бадияхе, доведя их до Киркука и граничащих с Курдистаном районов под командованием курдских армейских офицеров. Он хотел ослабить Курдистан и атаковать, но не смог. Он также попытался привлечь некоторых курдских военных лидеров на свою сторону, и вбить клин между курдами.
"Rudaw": Как вы думаете, курды удержат территории, которые они недавно заняли?
Адиль Барвари: Да, и я думаю, что даже если Америка вернется в Ирак, они не позволят Малики повернуть его танки. Я не думаю, что он сможет вернуть эти районы с силами, которые в настоящее время он имеет, и Америка защищает воздушное пространство Ирака, в том числе Курдистана. Америка сейчас находится в Ираке с 700 солдатами и советниками, и они здесь, чтобы восстановить демократию, о которой они первоначально говорили, но которую потеряли. В то время многие люди просили Обаму и Малики не выводить американские войска из Ирака, чтобы не демонтировать демократическую систему, но они не слушали никого. Теперь и Обама, и аль-Малики расплачиваются за эту ошибку.
"Rudaw": Ожидаете ли вы, что ситуация успокоится и вернется к тому, какой была?
Адиль Барвари: В "Исламском Государстве Ирака и Леванта" (ISIS) и других группах - с ними не все бандиты. Среди них есть государственные деятели, политики, и за ними сунниты. Они настроены серьезно. Еще одна из ошибок Малики в том, что он не ответил на требования Курдистана или суннитских районов.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Адиль Барвари, Нури аль-Малики, Эрбиль, Масуд Барзани, ДПК, Дава, сунниты, шииты, курды, Исламский Верховный Совет, Киркук, Адель Абдул Махди, Иран, США, Египет, Саудовская Аравия, Барак Обама, Исламское государство Ирака и Леванта