Хемин Хаврами, глава отдела внешних связей "Демократической партии Курдистана" (ДПК) в интервью агентству "Rudaw" рассказал о формировании иракского правительства, курдских ожиданиях и насущной потребности Регионального правительства Курдистана (КРГ) в вооружении для борьбы с "Исламским государством" (IS).
"Rudaw": Какую роль США и Организация Объединенных Наций сыграли в том, что курды и сунниты присоединились к новому иракскому правительству премьер-министра Хейдара аль-Абади, несмотря на то, что многие их требования не были выполнены?
Хемин Хаврами: Формирование правительства важно не только для Ирака, это важно для целого ряда стран. Соединенные Штаты вложили много в Ирак и в стратегию борьбы с IS. Наиболее принципиальным моментом этой стратегии является создание нового правительства в Ираке.
Когда IS заняли Мосул 9 июня, (бывший) премьер-министр Малики просил о воздушной поддержке США. Но поскольку правительство было сектантским, США не решились на это. Если бы у нас не было нового правительства, при полном участии суннитов и курдов, США отказались бы сотрудничать с иракским правительством, чтобы справиться с этой террористической организацией.
США были очень заинтересованы в том, чтобы убедиться, что правительство будет общенациональным. Для того, чтобы оно включало всех нас, мы должны были сместить Малики, потому что это стало личным делом: он хотел сам быть там третий срок.
Мандат Миссии Организации Объединенных Наций по Ираку (МООНСИ) требует консультаций и поддержки политического процесса в стране. Вот почему были вовлечены и США, и ООН, и мы ценим их роль.
"Rudaw": Курдские переговорщики представили трехмесячный срок. Что произойдет, если и в этот раз не будет конкретных результатов в Багдаде?
Хемин Хаврами: Еще слишком рано говорить, каким будет наш подход. Но, как единогласно указывает курдское политическое руководство, мы даем мистеру Абади трехмесячную возможность доказать, что он - не Малики. Мы реалистичны. Мы понимаем, что не все вещи, о которых мы говорим, будут реализованы в течение трех месяцев. Но некоторые из них могут. Например, в течение одной недели Абади может отменить решение, принятое Малики по сокращению бюджета Курдистана. Для этого не нужно никакой юридической процедуры, одобрения парламента, для этого не нужен политический консенсус в Багдаде.
Мы знаем, что Ирак не может иметь много наличных денег в Фонде развития Ирака (счета страны в Федеральной резервной системе в Нью-Йорке), но если они смогут взять на себя обязательства дорожной карты и установить сроки, это будет хорошим знаком.
"Rudaw": Так вы не будете требовать, чтобы Багдад заплатил почти $ 8 миллиардов задолженности сразу?
Хемин Хаврами: Они могут начать с отправки задолженности за август и сентябрь. Тогда каждые 2-3 месяца они смогут отправлять суммы, которые они нам должны.
"Rudaw": Что можно сказать о состоянии пешмерга?
Хемин Хаврами: Мы просили, чтобы пешмерга получали 17 % иракского оборонного бюджета. Абади отметил в своей программе, что он собирается создать Национальную гвардию для каждой провинции, и что пешмерга будут финансироваться.
Пешмерга защищают Курдистан и другие места от имени иракской системы обороны, они являются частью иракской системы обороны. Таким образом, они должны быть оплачены, обучены, оборудованы, вооружены как часть иракской системы, а не в счет 17-процентной доли бюджета Регионального правительства Курдистана (КРГ).
"Rudaw": На своей первой встрече с правительством Абади просил о создании проекта Национальной гвардии в течение двух недель. Ожидаете ли вы увидеть прояснение статуса пешмерга в результате этого?
Хемин Хаврами: Слишком рано ожидать что-либо в течение двух недель, потому что мы до сих пор не имеем министра обороны или министра внутренних дел. Курдские министры еще не все назначены, - те, кто собирается принять министерские портфели в Багдаде. Так что я не ожидаю конкретных результатов.
"Rudaw": Может ли Статья 140, которая раз и навсегда определит статус спорных территорий ( в том числе Киркука), реально осуществиться в течение этого времени?
Хемин Хаврами: Мы просто хотим, чтобы г-н Абади назначил дату референдума. Мы понимаем, что, может быть, невозможно установить эту дату в течение ближайших трех месяцев, но он может назначить дату в координации с нами и с ООН.
"Rudaw": Будет ли соглашение по экспорту нефти закреплено в новом национальном Законе об углеводородах?
Хемин Хаврами: У нас есть текст 2007 года. Собираемся ли мы договориться по этому тексту в эти три месяца или нет, или мы применим новую формулу? В рамках этих трех месяцев это должно решиться. Это может послужить нам хорошей причиной для того, чтобы не искать никаких других вариантов. Я думаю, что три месяца - более чем достаточно, чтобы доказать, что он не Малики.
"Rudaw": Некоторые курдские депутаты жалуются, что на переговорах Багдад пытался связать погашение задолженности по бюджету заключением нового нефтяного соглашения.
Хемин Хаврами: Бюджет КРГ это отдельная тема. Чтобы показать, что Курдистан не является частью проблемы, мы готовы вернуться к предыдущему соглашению прошлого года, - отправлять 100 тысяч баррелей нефти из Курдистана через Государственную маркетинговую нефтяную организацию ("SOMO") для продажи на международном рынке нефти. В обмен на это они должны отправить бюджет.
"Rudaw": Поставка американского военного оборудования, в том числе беспилотников "Predator" и "Reaper", и самолов радиоэлектронной обороны "ВМС EA-18", прибудет в Курдистан на этой неделе. Будут ли военные США создавать авиабазу?
Хемин Хаврами: Мы не имеем официальной американской авиабазы в Курдистане. Мы используем международный аэропорт Эрбиль.
"Rudaw": Можете ли вы объяснить, как это изменит борьбу с IS?
Хемин Хаврами: Захватив оборудование пяти подразделений армии и иракской федеральной полиции, сирийской оппозиции и сирийского режима, IS получили огневое превосходство. Мы были под санкциями последние 10 лет. Нам не позволяли оснащаться, и мы не получали достаточной финансовой поддержки для самостоятельной покупки оружия. Многие страны, которые мы просили продать нам оружие, говорили нам очень открыто, что им не разрешают продавать нам оружие. Благодаря последним решениям США, Франции, Великобритании, Германии, Канады, Австралии, Венгрии, Чехии, Румынии и других, это изменится.
Нам просто нужно вооружение и обучение; нам не нужно присутствие армии какой-либо страны, чтобы вести эту войну. Мы хотим, чтобы эти страны поддержали наших пешмерга - вооружили, обучили и сделали их боеспособными.
Даже для будущих столкновений с террористами не будет никакой необходимости поддерживать нас в военном отношении. В ближайшие 4-5 лет, мы надеемся, что пешмерга будут лучше оснащены и обучены, и что определенные санкции будут удалены. Почему бы им не иметь танки, артиллерию, бронетранспортеры, например? Я надеюсь, что они будут частью международной воинской части по борьбе с террористами в других странах и будут частью миротворческих миссий.
"Rudaw": Многие страны, которые направили оружие, подписали с КРГ соглашения о конечном использовании, чтобы убедиться, что оружие не будет использовано за пределами Ирака. Вы видите, что пешмерга играют какую-то роль в войне в Сирии?
Хемин Хаврами: Это деликатная ситуация, потому что мы несем ответственность за безопасность Иракского Курдистана. Мы в Ираке, так что мы ответственны за суверенную территориальную целостность Ирака. Но нас не просили идти в Сирию. Даже если нас попросят, мы должны победить IS в Ираке в первую очередь. Это будет, когда международное сообщество обеспечит воздушную поддержку и партнерство с сирийской оппозицией. Никто не может заменить сирийскую оппозицию в борьбе с IS внутри Сирии.
"Rudaw": Какую роль будет играть в этой борьбе сирийской филиал ДПК (KDP-S)?
Хемин Хаврами: Решение оснастить и вооружить умеренную сирийскую оппозицию включает "Сирийскую Национальную Коалицию" (SNC). ДПК-S и остальные члены "Курдской Национальной Коалиции" являются частью SNC. Если что-то касается оппозиции, это в конечном итоге касается KDP-S, которая является сильной опорой коалиции SNC.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, ДПК, Хемин Хаврами, КРГ, Исламское Государство, США, ООН, Хейдар аль-Абади, Нури аль-Малики, МООНСИ, нефть, пешмерга, SOMO, армия США, террор, Сирия, Сирийский Курдистан, KDPS, SNC, KNC