В четверг в Эрбиле иракские и курдские лидеры достигли предварительного соглашения по спорному вопросу о независимом экспорте курдской нефти, но аналитики настроены скептически и не рассматривают это как признак приближения сторон к окончательному решению.
Как мы уже сообщали, сделка предусматривает предоплату в размере $ 500 млн. в счет задолженности Багдада по зарплатам курдским государственным служащим. В свою очередь, Курдистан обеспечивает федеральному правительству 150 000 баррелей курдской нефти в день.
"Это касается октября", сказал министр финансов Ирака "Rudaw" в четверг. "В ноябре, будет еще один платеж в размере $ 1 млрд. и КРГ будет опять поставлять федеральному правительству 150 000 баррелей нефти в день".
Но пока деньги и нефть не поставлены, аналитики сохраняют осторожность, помня аналогичную сделку в марте.
"Это не окончательное решение, и оно зависит от обеих сторон, осуществляющих его, и вовсе не очевидно, что это произойдет", говорит Гарет Стансфилд, эксперт по Ираку в Университете Эксетера.
Он предполагает, чтобы обе стороны были вынуждены сесть за стол переговоров.
"Обе стороны находятся в ужасающе слабых позициях", говорит эксперт. "Именно эта общая слабость позволила им найти временное решение - и это все, что оно из себя представляет".
И Региональное правительство Курдистана (КРГ), и иракское федеральное правительство страдают от финансовых трудностей. Из-за нефтяного спора КРГ не получало свою долю национального бюджета с января месяца, и обе стороны пытаются финансировать борьбу с "Исламским государством" (ИГ) на фоне падения мировых цен на нефть, при том, что нефть - крупнейший источник доходов для обеих сторон.
С января Курдистан экспортировал 34,5 млн. баррелей, но после вычета расходов чистый доход составил только $ 1,7 млн. До января КРГ получало более миллиарда долларов в месяц - примерно 11 процентов национального дохода.
"Экспорт нефти КРГ, хотя и довольно значительный, далек от уровня, необходимого для генерации сумм, необходимых для финансирования зарплат и проектов КРГ, кризиса с беженцами, и расширения пешмерга (или даже зарплат пешмерга при прежнем их составе) ", заявил Стансфилд. "Вопросы, с которыми сталкивается Багдад, так же остры. Из-за плохого управления, коррупции и хаоса, финансирование Багдада также нарушено, при очень ограниченных запасах и с уменьшением нефти в Басре, ограничивающим экспорт".
Есть и другие факторы, принудившие обе стороны совершить сделку. Багдад и другие западные державы, борющиеся с ИГ, заинтересованы в сохранении курдского правительства и обеспечении безопасности в северных районах страны, где курдские пешмерга сейчас защищают 1050 км границы с территориями, подконтрольными боевикам.
"Помните, что есть огромное давление со стороны американцев, принуждающее их попытаться удержать страну единой и пойти на уступки, чтобы держать Ирак унифицированным в то время как все пытаются решить проблему с ИГ", говорит Майкл Стивенс из Королевского Объединенного Института. "В настоящее время последнее, что кому-нибудь нужно – это ссора из-за нефти между Эрбилем и Багдадом. Есть гораздо большие проблемы, которые необходимо решить".
Новый министр нефти Ирака, Адиль Абдулмахди, имеет тесные связи с курдами еще со времени своего пребывания на посту вице-президента и его изгнания. Но некоторые сомневаются, что премьер-министр заинтересован в поиске постоянного решения.
"Абдулмахди явно хотел этого, но важно отметить, что люди, говорящие об этом, никто из них не близок к Абади", говорит Кирк Сауэлл, сотрудник газеты "Inside Iraqi Politics". "Я не вижу никаких признаков, что Абади готов к компромиссу по требованиям [бывшего представителя в переговорах с КРГ по нефтяной политике] Хусейна Шахристани, изложенным весной". Т.е., что КРГ должно продавать нефть через иракскую маркетинговую компанию "SOMO", продавать по мировым ценам, и передавать оплату в фонд развития Ирака на счет в Федеральной резервной системе в Нью-Йорке.
Сауэлл утверждает, что заключить сделку для Абади будет выгодно с экономической точки зрения, только если курды продадут через Ирак больше, чем 300,000 баррелей/день. Аналогично и КРГ понадобится гораздо больше, чем $ 500 млн. в месяц, чтобы покрыть свои расходы. Это все делает это соглашение лишь частичным выходом для обеих сторон.
"Это жест доброй воли, чтобы заставить [курдского премьер-министра] Нечирвана Барзани приехать в Багдад для переговоров", говорит Сауэлл. Это не обязательно означает, что сделка "откроет путь" для прочного урегулирования, как сказал Абдулмахди в пятницу.
Барзани должен прибыть в Багдад в "ближайшие дни", говорится в пресс-релизе КРГ. Там он будет вести переговоры с самим Абади. Но только время покажет, сможет ли он выполнить грандиозную и сложную задачу достижения "всеобъемлющего, справедливого и конституционного решения всех огромных разногласий, возникших между федеральным правительством и КРГ".
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, нефть, Нечирван Барзани, КРГ, Исламское Государство, Хейдар аль-Абади, Адиль Абдулмахди, Хуссейн Шахристани, SOMO