Ежегодный саммит Атлантического Совета по энергетике и экономике, собирающий представителей делового мира, правительств, науки и прессы из многих стран, дает возможность уяснить новые процессы в мировой энергетике и воздействие на нее актуальных событий. В кулуарах нынешнего саммита, проходившего 20–21 ноября в Стамбуле, корреспондент Natural Gas Europe взял интервью у исполнительного директора и президента компании Genel Energy Тони Хейворда.
После катастрофы с платформой Deepwater Horizon в 2010 году для компании British Petroleum (ВР) и ее президента Тони Хейворда настали трудные времена – месяцы ушли на закрытие скважины и откачку 5 млн баррелей нефти, попавшей в океан. Рейтинг одного из лидеров мировой энергетики, компании ВР, сильно снизился. В 2011 году Хейворд вместе с Натаниэлем Ротшильдом и Джулианом Мезерелем основал компанию Vallares для инвестиций в проекты по нефти и газу, и в том же году произошло ее слияние с турецкой компанией Genel Energy, имеющей значительные активы в иракском Курдистане.
На вопрос о будущих перспективах для инвестиций в углеводороды в свете последней договоренности между Багдадом и Ирбилом о распределении экспортных "нефтедолларов", Тони Хейворд ответил, что в Курдистане компания Genel работает уже десять лет, особенно активно – в последние четыре года. Соглашение может только радовать: разумеется, это компромисс двух сторон, но он очень своевременен и должен послужить основой более развернутого и долговременного соглашения.
На вопрос о способности регионального курдского правительства обеспечить безопасность работ, исполнительный директор Genel ответил, что летом, когда началось наступление "Исламского государства", компания не только не прекратила, но даже увеличила добычу – "в частности, благодаря огромной международной поддержке, которую регион получает для пресечения угрозы ИГИЛ".
На "производственный" вопрос о конкретных проектах по добыче газа и его экспорте в Турцию, Хейворд ответил, что развивающаяся экономика этой страны требует увеличения импорта ресурсов – на это тратится 50–60 млрд долларов в год. Кроме России, Азербайджана и Ирана, в число поставщиков газа входит уже и Курдистан, откуда идет 20% необходимых Турции объемов. Тесные связи этих соседей сложились еще раньше, когда начался экспорт и транзит нефти с севера Ирака.
Genel открыла два крупных месторождения в Курдистане, Миран и Бан Нави, с запасом 12–20 трлн кубометров природного газа, что примерно равно половине запасов азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. Неделю назад компания заключила договор на разработку обоих месторождений и экспорт газа в Турцию, начиная с 2017–2018 года. Первоначальный годовой объем составляет 10 млрд кубометров — с увеличением до 20 млрд к 2025 году, что составит 30% потребностей Турции в газе.
"В будущем принципиальным регулятором мировых цен на газ будет дешевый газ США, но сейчас важно, чтобы оживлению, наметившемуся было в европейской экономике после мирового финансового кризиса, не помешали недопоставки с Ближнего Востока", — считает Тони Хейворд.
На вопрос, почему геополитическая напряженность на этот раз не заставила цены на нефть пойти вверх, Хейворд ответил, что причина заключается в большей зависимости нефтяного рынка от фундаментальных факторов, один из них — превышение предложения над спросом. По мнению Хейворда, конфликты, даже затяжные, могут влиять на предложение, но лишь спорадически.
"Что Европа и Китай будут выглядеть тускло в своем экономическом шоу, мало кто ожидал. Что огромный рост добычи в США будет иметь сильнейшее влияние, мог предсказать каждый, и оставалось только наблюдать, как все это сбывается. Но то, что Ливия сможет вернуться на рынок с объемом поставок в 900 тыс баррелей в день, такого никто не ждал. Все это и обусловило дисбаланс рынка, и вновь он придет в равновесие, скорее всего, ко второй половине следующего года", — резюмировал Хейворд.
На вопрос, ожидает ли он каких-то результатов от встречи ОПЕК, Тони Хейворд заметил, что давно перестал предсказывать, к какому именно решению придут на той или иной встрече ОПЕК.
"Пусть они решают что хотят", заявил Хейворд, дав понять, что лучше просчитывать возможные последствия того или иного решения, чем делать прогнозы.