Эксклюзивное интервью представителя "Демократической партии Курдистана" (ДПК) в России, Хошави Бабакра, для МОИАЦ "Этноглобус".
- Какие корректировки внесли действия ИГИЛ на территории Ирака и Сирии в курдский вопрос в целом?
- Довольно существенные. Со времени последнего деления Османской Империи в прошлом веке курды не вели таких масштабных военных действий, где были бы задействованы сразу более 100 000 пешмерга. Теперь курды являются фактически единственной наземной военной силой, способной противостоять террористической группировке, угрожающей всему миру. Это жестокое противостояние с террористическим "Исламским государством" в Сирии и Ираке в политическом смысле подняло курдский вопрос на мировой уровень. На Мюнхенскую конференцию по безопасности, прошедшую на прошлой неделе, президент Иракского Курдистана Масуд Барзани был приглашен в качестве президента страны курдов.
- С появлением Демократической партии народов (ДПН), в Турции появилась новая сторона в переговорном процессе между Анкарой и ПКК. В какой мере удается ДПН выполнить свою миссию?
- Недавно созданная "Демократическая партия народов, действительно, стала еще одной важной стороной в переговорах. Что очень важно, в ее состав входят и курды, и турки. У нее есть два сопредседателя (курд и турок), что было согласовано с инициатором мирного процесса, лидером "Рабочей партии Курдистана", Абдуллой Оджаланом. Делегаты этой новой партии активно участвуют в переговорах между Оджаланом и турецкими властями, но конкретных результатов этих переговоров пока все еще нет. Самый важный вопрос – это предоставление образования на курдском языке в государственных школах Турции.
- Имеет ли ДПН влияние среди курдов и курдских организаций в мире?
- "Демократическая партия народов" распространяет свое влияние в основном на Турецкий Курдистан, где у нее сейчас довольно сильные позиции и на будущих выборах в парламент страны им предсказывают 10% голосов избирателей.
- Ситуация вокруг курдского вопроса влияет на мнение диаспоры или это происходит наоборот?
- Безусловно, влияет. Трагические события 2014 года сплотили диаспору и заставили идти на демонстрации и собирать материальную помощь для беженцев даже тех, кто раньше мало интересовался событиями курдского региона.
- Вашингтон заявил о нежелании предоставления курдам Ирака независимости. Этому также свидетельствовали события в Кобани. Коалиция используя силы пешмерге, не давалась никакая надежда, что сирийские земли, населенные курдами могут присоединиться к Иракскому Курдистану. Что ожидает Курдскую автономию Ирака в будущем?
- Сирийские земли, населенные курдами, никто не намеревался присоединять к Иракскому Курдистану. Курды Ирака, Ирана, Сирии и Турции не обсуждают планы объединения, поскольку в этих четырех частях Курдистана сложилась очень разная геополитическая ситуация, и курды разных частей Курдистана действуют исходя из своих местных интересов. Например, Иракский Курдистан развивается в рамках конституции Ирака, а турецкие курды решают вопрос культурной и административной автономии в Турции.
- Сейчас идут дискуссии вокруг курдских кантонов. Каким вы представляете себе будущее курдских анклавов на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана?
- Этот вопрос является продолжением предыдущего, и я хочу еще раз подчеркнуть, что в каждой части Курдистана – в Сирии, Ираке, Турции и Иране – сложилась и развивается своя особая ситуация. Если говорить о Сирии: там сложился вакуум власти, в условиях которого курды создали свое управление в виде независимых от Дамаска кантонов. В Турции и Иране этих требований нет – там проходит мирная инициатива по расширению культурных и социальных прав. В Ираке курды находятся в составе федерации и, таким образом, не нуждаются в создании кантонов, - у них есть флаг, президент, парламент, войска, нефть и бюджет. И нерешенные вопросы последних трех пунктов (пешмерга, экспорта нефти и доходов от нее) благополучно решаются в последние 2 месяца, что порождает надежду на успех проекта "Курдистан в составе Ирака".
- На днях представители официальной Москвы в Эрбиле вели переговоры с руководством Иракской Курдской Автономии. Очевидно, Москва намерена более активно участвовать в геополитических играх на Передней Азии, не так ли?
- Россия была и остается активной на Ближнем Востоке. И хоть она и не входит в состав коалиции, противостоящей "Исламскому государству", но активно поддерживает Сирию, Ирак и курдов. В частности, Ираку поставляется российское оружие.
- Какой маршрут транспортировки иракской нефти поддерживает Европа?
- Европа не против существующих маршрутов экспорта, в том числе в отношении маршрута существующего экспорта курдской нефти через турецкий порт Джейхан на мировые рынки. Поврежденный государственный нефтепровод из Киркука будет восстановлен и экспорт нефти по нему будет продолжен.
Гюльнара Инандж
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, ДПК, Хошави Бабакр, Гюльнара Инандж