Еще слишком рано говорить о том, что угроза, исходящая от иностранных боевиков, приезжающих в Сирию и Ирак, чтобы воевать в рядах "Исламского государства", нейтрализована. С таким предостережением высокопоставленные чиновники разведывательных ведомств обратились к Конгрессу.
Заместитель директора ФБР Майкл Стейнбах заявил, выступая в среду на слушании в Комитете по национальной безопасности Палаты представителей, что неопределенность в том, что касается численности и местонахождения потенциальных боевиков, характерна также для ситуации в Соединенных Штатах.
"Я не знаю каждого, кто отправляется туда, и я не знаю каждого, кто приезжает обратно", – заявил он.
По оценкам разведывательных ведомств США, в настоящее время в зоны конфликта в Ирак и Сирию отправились более 20 тысяч граждан иностранных государств. В сентябре их было 15 тысяч. Хотя большинство из них приезжают из стран Ближнего Востока и Северной Африки, по данным официальных лиц, как минимум, 3 400 человек приехали туда из западных стран, в том числе 150 из США.
Откуда бы они ни приезжали, большинство из них хотят вступить в ряды "Исламского государства", которое активно пытается расширить свое влияние в мире.
Директор Национального антитеррористического центра Николас Расмуссен говорит, что кампания, развернутая этой террористической группировкой в социальных медиа, является "тщательно продуманной и эффективной", несмотря на всю эту жестокость.
"Их способность генерировать своевременную пропаганду продолжает усиливаться. ИГИЛ оказалась более способной, чем основная "Аль-Кайда" и чем связанные с нею группы, умело использовать новые инструменты социальных сетей для охвата более широкой аудитории", – отметил Николас Расмуссен.
Официальные лица считают, что широкое использование "Исламским государством" социальных сетей не помогает им привлекать в свои ряды новых членов из других стран.
"Во многих случаях имеющаяся у нас информация об иностранных боевиках, выезжающих в зону конфликта, обрывается тогда, когда они туда попадают", – говорит Расмуссен. – И мы мало что знаем, или совсем недостаточно знаем о том, что на самом деле происходит, когда они попадают в Сирию".
Сотрудники американских антитеррористических служб и американские законодатели уже давно обеспокоены угрозой со стороны иностранных боевиков, возвращающихся в свои страны из Ирака или Сирии. Их опасения подтверждаются недавними терактами во Франции и рейдами в Бельгии.
Председатель Комитета по национальной безопасности Палаты представителей республиканец Майкл Маккол считает эту тенденцию тревожной.
"Эти фанатики никогда не ограничатся чем-то меньшим, чем уничтожение нашего образа жизни. Теперь их способность подкрепить слова конкретными делами усиливается ошеломительными темпами".
Как отмечают американские официальные лица, меры, принимаемые для того, чтобы остановить приток боевиков из других стран в Сирию и Ирак, начинают приносить результаты. Официальные лица также отмечают сотрудничество с партнерами в Европе. Тем не менее, как признает Расмуссен, все еще есть недостатки, вызывающие обеспокоенность.
"Мы знаем то, что мы знаем, однако эта информация поступает из самых разных источников, и мы всегда понимали, что наверняка существует гораздо больше информации, которую мы пока не имеем возможности получать – будь то от наших иностранных партнеров или из других разведывательных источников. Вполне возможно, что иностранных боевиков гораздо больше, как и число тех, кто уехал из западных стран и Соединенных Штатов в зоны конфликта", – сказал он.
Особое беспокойство вызывает, в частности, Турция – страна, которая постоянно используется попадающими в Сирию иностранными боевиками в качестве транзита.
На прошлой неделе в интервью турецкому информационному агентству "Анадолу" министр внутренних дел Турции Эфкан Ала заявил, что Анкара "запретила въезд на территорию Турции 9 955 лицам из 91 страны", однако есть сомнения в способности турецких властей обеспечить контроль за соблюдением этого запрета.
В среду, выступая перед законодателями, Расмуссен заявил, что для того чтобы остановить приток иностранных боевиков в Сирию и Ирак, "необходимы эффективные партнерские отношения с Турцией".
"То, как они относятся к конкретным запросам о сотрудничестве, невсегда соответствует нашим приоритетам", – сказал он.
Есть также и другие проблемы. ФБР обеспокоено тем, что интернет-компании и социальные сетевые сервисы позволяют террористическим группам действовать под их защитой, не предоставляя правоохранительным органам важную информацию, запрашиваемую ими.
Сотрудники ФБР также обеспокоены тем, что родители или опекуны зачастую не понимают или не осознают, как эти группы, в частности, "Исламское государство", используют социальные сети, вербуя в свои ряды их детей.
Тем не менее, Фрэнсис Тэйлор, заместитель министра национальной безопасности по сбору и анализу разведданных, попытался заверить законодателей в том, что меры, принимаемые для того, чтобы отслеживать тех, кто пытается вступить в ряды террористических организаций, приносят желаемые результаты.
"Изменилось то, что, сотрудничая с нашими иностранными партнерами и делясь разведданными, мы стали лучше понимать, как эти люди перемещаются, куда они перемещаются, мы стали лучше анализировать информацию и каналы обмена этой информацией", – сказал Тэйлор.
Теги: Сирия, Ирак, Исламское Государство, Конгресс США, ФБР, Майкл Стейнбах, Николас Расмуссен, Турция, Эфкан Ала, Фрэнсис Тэйлор, террор