На фото: Турция. Жители на улицах разрушенного Сильвана.
20 августа во двор больницы турецкого города Сильван (провинция Диярбакыр), где в основном проживают курды, въехали спецназовцы. С грубыми криками они водрузили на флагшток турецкий флаг, который, по их заявлению, был снят с привычного места членами запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК).
Город Сильван недавно объявил себя автономным городом (шаг, категорически не принятый турецким правительством в Анкаре), что привело к аресту одного из градоначальников, Юкселя Бодакджи, молодого оппозиционного политика из Народно-демократической партии Курдистана (НДП).
Заявление города было сделано в ответ на военные операции турок в курдских городах на юго-востоке страны под девизом борьбы с РПК. Сам Сильван подвергся "осаде", турецких силовиков, как ее назвали свидетели и правозащитные организации. "Восстановление" флага стало не официальной церемонией, а демонстрацией силы государства, символом возобновившейся битвы за курдские территории в Турции.
Били по ИГ, а попали по РПК
Не все благополучно на востоке Турции. Напряженность ощущается в любом городе, а нападения - как со стороны расположенных там подразделений сил безопасности, так и на них самих - стали повседневным явлением. Первым звоночком была атака джихадистской группировки "Исламское государство" (ИГ) на курдских активистов в Сурудже. За ней последовали ответные нападения РПК на турецких силовиков, которые распылили слезоточивый газ на выживших после нападения ИГ и забаррикадировали их на месте происшествия, лишив доступа к медицинской помощи.
Но настоящей искрой, из которой возгорелось пламя, стала новость, которую так долго ждали в Вашингтоне: Турция присоединится к международной военной коалиции против ИГ в Ираке и Сирии. В июле Турция совершила несколько авианалетов на Ирак, однако, вопреки заявлениям, удары были нанесены не по позициям ИГ, а по базам Рабочей партии Курдистана.
РПК ответила усиленными атаками на отряды спецназа на юго-востоке Турции, а силовики, в свою очередь, произвели массовые аресты в курдских города и селах. Бои вскоре начались прямо на улицах, и с тех пор более 100 муниципалитетов были объявлены "военной зоной безопасности". Десятки полицейских и военных офицеров были убиты.
Перезагрузка конфликта
Конфликт на юго-востоке Турции возник не вчера. В конце 1980-х и в 1990-х годах турецкие военные проводили жестокую кампанию против курдских группировок сопротивления, в результате которой погибли более 40 000 человек. РПК вела военную кампанию против силовиков, которые в ответ сровняли с землей 3 000 курдских деревень. Более 500 000 человек были насильно эвакуированы из своих домов в курдских регионах, а курдский язык попал под запрет.
Статус "военных зон безопасности", объявленный на курдских территориях, сильно напоминает те времена. "В 1990-х годах армия нападала на деревни, сейчас же нападениям подвергаются не только курдские деревни, но и города, куда переселили бывших селян, - такие, как Сильван", - говорит Йилмаз Кан, директор организации "Гёдж-Дер", занимающейся работой с внутренними переселенцами в Турции.
Кан только что вернулся из поездки по провинции Ширнак, где он стал свидетелем поджога турецкими военными сельскохозяйственных угодий. Силовики обвиняли местных жителей в том, что они якобы предоставляли пропитание представителям РПК.
Война против курдской идеи
В ответ на многочисленные акты государственного насилия 12 муниципалитетов на юго-востоке Турции объявили об автономии. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) отреагировала арестами десятков представителей прокурдских партий по подозрениям в "попытках подрыва конституционной системы".
Все это, как и очевидный недостаток свидетельств о турецких действиях против ИГ, заставляет усомниться в том, что Анкара действительно заинтересована в борьбе с ИГ, а не пользуется любой возможностью атаковать курдские отряды сопротивления. "Некоторые считают операции против РПК войной против курдского народа. Но это не так, - заявляет премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. - Эти операции не направлены против курдского народа".
По мнению Месута Аслана, одного из руководителей Независимой правозащитной ассоциации Турции, вне зависимости от того, что говорит Давутоглу, это не борьба с терроризмом, а большая политика. В результате июньских выборов НДП стала первой прокурдской партией, вошедшей в парламент, получив 13 процентов от общего числа голосов (большинство из них - на юго-востоке страны).
ПСР не смогла сформировать правительственную коалицию, что привело к тому, что президент страны Реджеп Тайип Эрдоган назначил новые выборы на 1 ноября 2015 года. "Конфликт был "перезапущен" как прямой ответ на результаты выборов. ПСР ожидала выиграть с большим преимуществом, а вместо этого получила курдское представительство в парламенте в виде НДП", - заявил Месут Аслан в интервью DW.
Аслан высказывает широко распространенное среди курдов убеждение, что правящая партия хотела спровоцировать войну с РПК, чтобы подорвать доверие к движению за права курдов, тем самым "вытолкнув" курдскую партию за пределы 10-процентного барьера, который необходимо преодолеть для прохождения в парламент. "Люди не понимают, что в этом конфликте дело совсем не в терроризме и не в РПК. Мы постоянно видим случаи арестов и военных нападений на курдов, которые не имеют никакого отношения к РПК, - говорит турецкий правозащитник. - Это война против идеи того, что юго-восток страны имеет право на представительство в парламенте и самоуправление, которую разделяет огромная часть курдского населения Турции".
Теги: Турция, Турецкий Курдистан, выборы, курды, Диарбакир, РПК, НДП, Исламское Государство, Суруч, ПСР, Ахмет Давутоглу, парламент Турции, Реджеп Тайип Эрдоган