Действия коалиции во главе с Саудовской Аравией, в которой примут участие 34 страны, могут быть направлены не только на борьбу с террористической организацией "Исламское Государство" (в арабском варианте — ДАИШ, запрещена в РФ). Такое мнение в интервью РИА Новости высказал ведущий специалист в области безопасности и обороны испанского Королевского института Elcano Феликс Артеага (Felix Arteaga).
Саудовская Аравия на этой неделе заявила о формировании исламской антитеррористической военной коалиции, в которой примут участие 34 страны. Объединенный командный оперативный центр будет базироваться в Эр-Рияде. Коалиция создается для "противодействия терроризму, ставшему угрозой интересов исламской нации", а также "исходя из права народов на самозащиту".
Что понимать под терроризмом
Артеага не исключает, что действия этой международной коалиции могут выйти за пределы борьбы с ДАИШ. "Саудовская Аравия заявляет, что основная цель – борьба с терроризмом, но что они понимают под терроризмом? Ряд джихадистких группировок, которые международное сообщество считает опасными, некоторые арабские страны считают "внутренней оппозицией". Термин "бороться с терроризмом" очень пространный. Операция в Бахрейне свидетельствует, что военное вмешательство может быть использовано для установления контроля над ситуацией внутри страны и обеспечения гарантий стабильности монархий стран Персидского залива. Эти вторичные цели нельзя исключать. Где именно используется военное вмешательство, зависит от политической конъюнктуры", — добавил эксперт.
Артеага напомнил, что мусульманские страны и раньше предпринимали попытки создания подобных коалиций, и в качестве примера привел действия ряда суннитский стран также под руководством Саудовской Аравии в Йемене.
"Эти коалиции, которые всегда возглавляет Саудовская Аравия, в теории борются с ДАИШ, но также явно нацелены на то, чтобы иметь военные возможности совместно противостоять Ирану и проиранским группам", — заявил Артеага. По его мнению, в будущем эти шаги "могли бы привести к созданию собственных сил коллективной обороны, нападения или защиты в арабском мире".
По словам Артеаги, создание отдельной коалиции (от международной коалиции во главе с США) – логичный шаг. "Это вопрос лидерства и престижа. Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль-Сауд хочет возглавить вооруженные силы суннитских стран – будь то против Ирана или против ИГИЛ (прежнее название ИГ). С другой стороны, это вопрос престижа. Участвуя в широкой международной коалиции, вклад суннитских стран оказывается практически незаметным. Из открытых источников не понятно, что именно делают сейчас подразделения арабских стран в Сирии и Ираке. Чтобы быть более заметными, они заинтересованы в собственной арабской коалиции", — пояснил эксперт.
Однако результаты работы коалиции появятся не быстро. "Между объявлением планов о создании коалиции и реальными действиями может пройти много времени", — заявил эксперт. Он обратил внимание, что военный потенциал каждой из 34 стран очень разный, равно как и опыт участия в международных военных коалициях – некоторые участвовали в согласованных операциях, но большинство нет. "Чтобы научиться, требуется время. Для проведения совместной операции необходимо единое командование и управление, которого у этих стран нет", — напомнил эксперт.
Пока, по словам эксперта, рано говорить о том, какой реальный вклад сможет внести эта коалиция, это станет понятным через несколько месяцев. Однако если коалиция реально заработает, "это снимет нагрузку с международного сообщества и позволит решать проблемы, которые на самом деле – проблемы стран региона, ведь большинство проблем терроризма – следствие борьбы между различными исламскими группами", — сказал эксперт. Он также считает, что "исключительно военное вмешательство будет не достаточным" для победы над ИГИЛ, необходимо также задействовать разведку и полицию.
Директор центра глобальной экономики и геополитики (ESADEgeo) международной бизнес-школы ESADE профессор Анхель Сас-Карранса (Angel Saz-Carranza) назвал создание коалиции под руководством Саудовской Аравии "положительным шагом". "Нужна арабская коалиция для борьбы с ИГИЛ. Более того – важно, чтобы это были суннитские страны, поскольку ИГИЛ – суннитская организация. Нельзя допустить, чтобы это было противостояние между ИГИЛ и шиитами", — заявил профессор.
По его мнению, "победа шиитов над ИГИЛ означала бы вакуум власти и стала бы "раной" для суннитов". Анхель Сас-Карранса при этом признает: существует риск, что деятельность этой коалиции не ограничится борьбой с ДАИШ. "Не исключено, что после борьбы с ИГИЛ эти страны перекинутся на борьбу против Ирана и его коалиции. Но это вряд ли произойдет сейчас", — считает профессор. "Если они решат устроить войну против иранской коалиции – это будет большая проблема", — добавил эксперт.
Он также признал, что Саудовская Аравия финансировала различные движения радикального толка, создавала исламистские школы, но считает, что для Эр-Рияда сейчас встал вопрос о собственном выживании. "Саудовская Аравия понимает, что ИГИЛ стал проблемой для нее самой", — заявил эксперт.
Профессор также призывает обеспечить координацию этой коалиции с другими силами, уже действующими в регионе, — "в противном случае могут возникать очень проблемные ситуации".
Анхель Сас-Карранса считает, что Запад крайне заинтересован в подобной коалиции и "уже какое-то время поддерживал эту идею" — причем именно в части проведения наземной операции в Сирии. "Эта коалиция будет логичной, если речь идет о наземной операции. Бомбардировки имеют ограниченный эффект, к тому же они уже происходят. При этом западные страны, равно как и Россия не могут себе позволить отправить войска для участия в наземной операции, общественность этого не поймет", — заявил эксперт.
Сас-Карранс также выразил мнение, что коалиция "может стать точкой опоры для свержения Асада". По его мнению, судьба сирийского президента решалась на переговорах госсекретаря США Джона Керри в Москве на этой неделе. "Будем надеяться, что удалось прийти к соглашению", — выразил свое пожелание эксперт.
Теги: Саудовская Аравия, Исламское Государство, Феликс Артеага, сунниты, Иран, Мухаммад ибн Салман Аль-Сауд, Сирия, Ирак, Анхель Сас-Карранса, шииты, США, Россия, Джон Керри