Известные армянские писатели, историки, композиторы, этнографы, учёные, государственные и политические деятели о курдском народе и Курдистане:
1. "Курдский народ растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имен славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю народов". "Кому приходит в голову, что причинивший так много огорчений крестоносцам Саладин - курд, что славные в истории Армении и Грузии, славные не только как полководцы, но и как строители культуры, князья Долгорукие - курды по происхождению, что курдами были и соперничавшие с Грузией в борьбе за сложение государственности на Кавказе и правившие в Иране Шеддадиды, наполовину курдом был писавший по-персидски великий поэт Низами". И.А. Орбели (1887-1961) - российский и советский востоковед и общественный деятель, академик Академии наук СССР (1935), академик Академии наук Армянской ССР и её первый президент (1943-1947), в 1934-1951 - директор Эрмитажа.
2. Академик И.А.Орбели во время научной командировки в Ванский вилайет (1911 г.) заметил, что курдские песни настолько любимы и распространены среди армян в Моксе, что здесь они вытеснили армянскую песню. Говоря о взаимоотношениях Западноевропейского культурного мира и Переднеазиатского Востока в XII-XIII вв., И.А.Орбели доказывал существование определённой взаимосвязи между курдской культурой и культурой некоторых народов Европы, проживающих далеко за пределами Курдистана. В частности, он проводит параллель между курдским романом раннего средневековья "Мам и Зин", французским рыцарским романом "Тристан и Изольда" и творением персидского поэта Фахр ад-Дина Асада Гургани (XI в.) "Вис и Рамин".
3. "Армянская музыка есть часть ирано-курдско-арабской музыки". Макар Екмалян (1856-1905) - армянский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, ученик Н. А. Римского-Корсакова, классик армянской музыки, сыгравший значительную роль в развитии армянского музыкального искусства XIX-XX веков.
4. "Народная поэзия курдов совершила изумительные шаги и достигла возможного совершенства. Каждый курд, даже каждая курдянка, врожденные поэты в душе. Все они обладают удивительным даром импровизации. Они воспевают очень просто и незамысловато свои долины, горы, водопады, ручьи, цветы, оружие, коней, воинские подвиги, своих красавиц и прелести их - все, доступное их чувствам - понятиям, прикрашивают сравнениями и стараются еще живее передать все это мелодическим пением… К сожалению, я должен здесь заметить, что армяне, мои соотечественники, в этом отношении далеко отстали от курдов…". Хачатур Абовян (1809-1848) - армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф, педагог.
5. "Народная поэзия айсоров по большей части находится под влиянием курдской; народные песни их очень малочисленны, т.к. существует общий обычай петь курдские песни и рассказывать курдские сказки". Е.А.Лалаян (1864-1931) – известный армянский этнограф и археолог.
6. "Курдского языка не знаю, но его душу понимаю и обожаю этот великолепный народ". Бадалян Ованес (1924-2001) – известный армянский певец (тенор), народный артист Армянской ССР.
7. Известно, что живущий в Америке армянский поэт Карапет Ситал два раза подвергал литературной обработке курдскую известную народную поэму "Мам и Зин". В первый раз он изменил национальность Маме и "превратил" его в армянина. В последующем он горячо раскаялся в этом и, приступив ко второй обработке, все вернул на свои места, то есть вновь "передал" Маме курдскому народу. Об этом он написал в своем предисловии следующее: "Пусть это будет считаться моим долгом перед нашим соседним народом – великим, мужественным и непобежденным. И хотя сегодня этот героический народ страдает под гнетом иностранных захватчиков, недалек тот день, когда он станет окончательно свободен".
8. "Ни одно более или менее значительное явление или событие в жизни курдов не проходит бесследно. Народная песня увековечивает как мужество, так и трусость, восхваляя одно и понося другое. Если кто-нибудь трусливо притаился во время боя или убежал с поля битвы, то на следующий же день женщины и девушки слагают про него песню, полную едких насмешек и порицания. Песня делается достоянием всего племени, и все от мала до велика поют ее". Раффи (1835-1888) – классик армянской литературы.
9. Корифей армянской музыки великий Комитас (1869-1935) свою дипломную работу в конце XIX в. в Берлине защитил по курдской музыке. Темой для защиты диссертации Комитаса в Париже была импровизация тринадцати курдских песен.
10. Известный армянский писатель Рачья Кочар (1910-1965) свои первые рассказы написал на курдскую тему.
11. "Курдов можно было бы назвать рыцарями Востока в полном смысле этого слова, если бы они вели жизнь более оседлую. Воинственность, прямодушие, честность и беспредельная преданность своим князьям, строгое исполнение данного слова и гостеприимство, месть за кровь и родовая вражда между ближайшими родственниками, безграничное уважение к женщинам - вот добродетели и качества, общие всему народу". Хачатур Абовян (1809-1848) - армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф, педагог.
12. "В годы ВОВ…курды проявили себя такими же пламенными советскими патриотами, как и другие братские народы. Все советские войны, курды по национальности, с которыми мне довелось сражаться на фронте, достойно выполняли воинский долг". И.Х.Баграмян (1897-1982) - советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, Маршал Советского Союза, член ЦК КПСС.
13. "Курды не покорились арабам, оккупировавшим их территорию". А. Сафрастян – английский курдолог.
14. "Курдский народ очень богат в плане народного фольклора. Курдский эпос со своим великолепным и разнообразным содержанием, глубиной чувств и роскошным восточным колоритом может поспорить с самыми лучшими восточными эпосами". Наири Зарьян (1901 - 1969) - советский армянский прозаик и поэт.
15. "Одна вооруженная курдянка может справиться с четырьмя вооруженными мужчинами из другого народа. На дочери слабой матери ни один молодой человек не согласится жениться. Этот взгляд на женщин довольно древний и таким образом выработался среди курдов тип храбрых и бесстрашных женщин, которые ни в чем не уступают мужчинам". К.Хачатуров - армянский исследователь.
16. В 30-х гг. ХХ века армянский культурный деятель Ваганян писал, что "…Возьмем курдов. А все таки курды сумели бы внести свою лепту в международный пролетарский интернациональный склад идей, лепту, которая представляет колоссальную ценность для трудящегося, для коммунизма. Если бы ничего иного курды не могли внести, кроме своих воинственных песен, боевых мотивов, если бы они больше ничего не смогли бы внести кроме своих бесконечно живописных танцев, то и это было бы прекрасным вкладом в международный пролетарский интернациональный склад идей. Это подлинно народное творчество - песни и танцы курдов …".
17. "Курда можно отличить с первого взгляда по мужественной, важной и полной выразительности осанке, наводящей в то же время невольный страх; по его гигантскому росту, широкой груди, богатырским плечам. Кроме того отличительные черты курда: большие огненные глаза, густые брови, высокий лоб, длинный согнутый орлиный нос, твердая походка, словом, все принадлежности древних героев". Хачатур Абовян (1809-1848) - армянский писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф, педагог.
18. "Учитывая многочисленность турецких курдов и нынешние развития на Ближнем Востоке, можно с уверенностью сказать, что создание Курдистана не за горами. Внутренний антагонизм курдов, населяющих Ближний Восток, показал, что не стоит бояться угрожающей риторики идеологов курдского населения и образования огромного Курдистана. Образование курдского государства в границах Турции неизбежно и выгодно с точки зрения национальной безопасности Армении. С ними мы должны сотрудничать в разных сферах, например, на общественном и научном уровне. Нужна тонкая игра, и мы должны ее сыграть, поскольку если мы не будем в этой игре, в ней будут другие. Естественно, у нас есть как совпадающие, так и сталкивающиеся интересы. Единый враг армян и курдов - это Турция, но одновременно у армян у курдов есть притязания на одну и ту же определенную территорию. Нужно найти общее решение". Ара Папян – армянский юрист, дипломат, политолог и историк, бывший посол Армении в Канаде (2000-2006), возглавляет исследовательский центр Modus Vivendi.
19. "В Турции на сегодняшний день идет война и уже на горизонте появляется призрак Курдского государства. Мы должны принять пункты 62, 63 и 64 Севрского договора, как объединяющего армян и курдов правового документа, в котором четко прописано, что южнее Армении находится Курдистан с его конкретными границами. Если предположить, что образование Великого Курдистана не утопия и в обозримом будущем на карте появится 40-миллионная держава, то уже сегодня нужно начать с курдами переговоры на предмет создания армяно-курдской автономной республики (кондоминиума). Было бы наивно полагать, что в случае создания Великого Курдистана курды вспомнят об утраченных армянами землях, в чем они сыграли далеко не последнюю роль. Если же Турция когда-либо окажется перед неизбежностью территориальных уступок, то она отдаст предпочтение Армении, а не многочисленным курдам с их агрессивностью и политическими аппетитами". Арман Навасардян – армянский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол РА в Ливане.
20. "Силы, пытающиеся обострить внутриполитическую ситуацию в Турции и создать на территории этой страны искусственное государство Курдистан, вовсе не стремятся к восстановлению справедливости. И звучащие в Армении призывы помочь курдам. Во имя чего? Чтобы исторические армянские столицы получили курдские названия? Нам это невыгодно… Именно Эрдоган является виновником обострения ситуации и может стать причиной раздробления этой страны". Сергей Шакарянц – армянский политолог, эксперт по региональным вопросам.
21. "Против Исламского государства борются в основном курды, и если эта борьба не увенчается успехом, то ИГ станет угрозой и для Армении". Сейран Оганян – министр обороны Республики Армения, военный деятель Армении и Нагорно-Карабахской Республики.22. "Армения стремится углубить отношения с Курдистаном. Об этом свидетельствует и открытие генерального консульства Армении в Эрбиле". Овик Абраамян - армянский государственный деятель, премьер-министр Армении.
23. "Власти Турции продолжают сеять атмосферу страха и хотят использовать образ врага в лице курдов. Нельзя исключать, что они достигнут желаемого. Правящая партия считает ПДН опасной для себя и использует всю силу, чтобы преградить им путь в парламент. Для этого используется и антикурдская агитация, и носящие направленный характер атаки на офисы партии… В результате всех изменений, происходящих на Ближнем Востоке, будет создано курдское государство: это в ближайшие годы неизбежно". Рубен Сафрастян - тюрколог, доктор исторических наук, директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении.
24. "Курдский народ ведет войну на два фронта. По меньшей мере 40% бойцов YPG - женщины, и они объединены в подразделения, называемые YPJ. Мужчины и женщины живут в разных казармах, но на передовой они сражаются рядом. Кроме того, на многих курдских территориях женщины командуют подразделениями, состоящими из мужчин и женщин. Сирийские исламисты беспокоятся, что курды нарушат целостность Сирии и положат начало собственному государству. Турция опасается, что независимый Курдистан в Сирии придаст новый импульс сепаратистским настроениям среди 20 миллионов курдов Турции. А сами сирийские курды боятся, что их хрупкая независимость будет стерта могущественными войсками, окружающими их. Но одно ясно: курдские женщины сильнее всех на Ближнем Востоке!" Араик Саргсян - вице-президент Академии геополитических проблем России, почетный консул Македонии в Армении.
25. Абовян, Срванзстян, Раффи, Егиазаров, Мовсисян (Бенсе), Исаакян, Зарьян, Кочар и многие другие высоко оценивали фольклор курдского народа и указывали на его большое значение.
26. "В детстве у меня было много курдов-друзей, и я часто приезжал к ним. Я был у них в гостях и в Алагязе, и в районах Ширака, Нахичевана, Дигора. Я всегда интересовался положением курдов. Пастухами нашей деревни были Махсо и Аджо, жители сел Каракалы и Палмута. С ранней весны до самой осени они пасли наши стада, а осенью уходили в свои аулы, чтобы весной снова вернуться. Махсо замечательно играл на свирели, а Аджо был певцом. Они пели задушевные песни своего народа. Я с наслаждением слушал их песни, сказки и эпические произведения, курдский фольклор, который полюбился мне с самого детства и который я люблю до сих пор. И я желаю своим товарищам-курдам по перу, чтобы они как можно больше использовали свой богатый фольклор и поставили бы его в основу своей новой литературы". Аветик Исаакян – (1875-1957) - выдающийся армянский советский поэт, прозаик, публицист.
27. Известный армянский писатель Оганес Шираз любимую курдскую народную поэму "Хаджа Заре и Сийабанде Слив" перевел на армянский язык, чуточку сменив сюжетную линию поэмы. О. Шираз имя Сийабанд в поэме изменил в Сйаманто, а национальность указал как "армянин"."Я умышленно Сийабанде Сливи поменял на Сйаманто и указал его как "армянин", чтобы ещё больше сблизить и укрепить армяно-курдскую дружбу!" Оганнес Шираз (1914- 1984) — армянский поэт, общественный деятель.
28. Известный армянский композитор Арам Хачатурян (1903-1978) в балете "Спартак" использовал курдские мелодии и музыку курдского танца "Джрид" ("Гайде Сияра"), известной в балете как "Танец с саблями" (сам А.Хачатурян называл её "Танец курдской молодёжи с саблями"). В этом балете кроме этого танца также использовано много импровизированной курдской музыки. Арам Хачатурян имел мужество сказать, что использовал курдскую музыку. Но, современные армянские искусствоведы, несмотря на очевидные факты, категорически отрицают эти моменты. В фонетике был оригинал мелодии из балета "Спартак", в титрах которой было написано "Танец курдской молодёжи с саблями". По прошествии некоторого времени слова "Курдская молодёжь" были стёрты.
29. Армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, опираясь на высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. "История Армении"; Индиджян. "Географическое описание всей земли армянской и ее жителей"), пишет, что "курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ…".
30. Армянский историк XVII века Аракел Даврижеци (1590-1670), крупнейший армянский историк своего времени, под "Страной маров", подразумевал "Курдистан", а в "племенах маров" видел, соответственно, курдов.
31.Мидяне не только предоставили армянским переселенцам территории, но и создали для них государство, т. е. стали основоположниками первой армянской государственности. Вот что пишет об этом сам отец истории Армении Мовсес Хоренаци (V век н.э.): "И, вот, я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного предка достигают царского сана. Варбак, родом медиец, … привлекает к себе и храброго нашего князя Паруйра, обещая ему царские почести и знаки". "… мы составим список наших царей, рядом с ними напишем и имена царей Мидии. … а первый из наших царей, коронованный мидянином Варбаком, был Паруйр, сын Скайорди". (подробно см. Մովսես Խորենացի, Հայոց պատմություն,Երևան, 1991, էջ 123–131/Мовсес Хоренаци. История Армении, Ереван, 1991, с. 123–131).
32. "…На рассвете пришли мидяне, которые называются курдами". – Событие, о котором здесь идет речи, т.е. приход курдов - мидян в армянский церковь Цпн, происходило 19 мая 1426 г. (См. Արիստակես Տևկանց, Հայերգ,Թիֆլիս, 1882, էջ175- 180./Аристакес Тевканц, Айерг, Тифлис, 1882, с.175- 180)."…Курды, жители той страны, которые называются мидянами". (Հայաստանի Մատենադարան, XVI դարիձեռագիր, № 1495, էջ.Էջ. 142ա և 142բ. /Матенадаран Армении, Институт древних рукописей, рукопись XVI века, №1495, стр. с. 142а и 142б).
33. Армянский историк XVII в. Закарий Канакерци (1627-1699) сообщал, что ”мары, то есть курды, (живущие) по ту сторону горы Масис, объединились и вздумали двинуться на долину Шарура…” (Закария Канакерци. Хроника. М., 1969. С. 82).
34. Армянский историк XVII в. Закарий Акулисский (1630-1691) в своём дневнике писал, что "в 1668 г. настоятель акулисского монастыря Св. Фомы, архимандрит Петрос приступил к расписанию ограды с четырёх сторон монастыря, все дома были из камня и глины. Он пригласил из Курдистана мастеров". Курдистан у армян XVI-XVIII вв. назывался частью Османской империи, охватывающей вилайеты: Ванский, Битлисский и Диярбакырский.
35. "Курдское государство может угрожать безопасности Армении". "Идеи курдского национализма идут в разрез с национальными интересами Армении… Курдское движение за приобретение национальной независимости и суверенитета угрожает "в политической перспективе - национальной безопасности Армении". Гарник Асатрян – профессор, заведующий кафедрой ирановедения ЕГУ.
36. "Именно благодаря усилиям армянских востоковедов езиды были признаны отдельной этноконфессиональной группой. Позже это было признано и на международном уровне. И произошло это не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств, а именно усилиям армянских востоковедов. А ведь это тоже стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, отвело от нас серьёзную угрозу стать страной с "курдским фактором". Не в последнюю очередь благодаря академическим работам наших иранистов в Турции обозначился новый этнополитический фактор – народ заза". Виктория Аракелова – кандидат исторических наук, доцент кафедры иранистики Ереванского государственного университета.
37. "Политику оставим в сторону. Кто и на основе каких научных источников может доказать, что курды и езиды с точки зрения историко-культурных, антропологических, языковых и этнических основ единые, две разные нации? Если у некоторых армянских учёных нет злобных намерений, которые создали "езидскую нацию", почему ставят клин между двумя частями одного народа, проживающих на армянской земле?" Академик Паруйр Мурадян.
38. "Очень важно активизировать исследования по Западной Армении. Когда в 80-х годах я начал изучать этнодемографические проблемы Эрзерумского вилайета, то часто задавался вопросом: зачем это нужно, ведь Западная Армения утрачена безвозвратно? Потом я понял, какую огромную роль может сыграть историческая память народа. Сегодня я смотрю на эту проблему совсем по-другому. Можно ли считать Западную Армению безвозвратно потерянной, если 37% населения Турции ненавидят турок, а 42% населения этой страны не считают себя турками? Сегодня 90% населения Западной Армении – курды. То есть эта территория фактически Курдистан". Ашот Мелконян – армянский историк.
39. "Всё положительное между армянами и курдами произошло руками этих двух народов, а всё негативное – руками врагов". Дереник Демирчян (1877-1956) - армянский советский писатель, поэт и переводчик. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1940), академик Академии наук Армянской ССР (1953).
40. "Близость армян и курдов, которая тянется из глубины веков, без сомнения, оставила большое влияние на оба народа и сделала похожими много пластов, из которых состоит их духовная культура". Армянский историк Левон Орбели.
41. "Песни курдских ашугов, не были простыми, обычными песнями. В них отражалось целое мировоззрение, которое народным певцом было взято из жизни. До сегодняшнего дня мне еще не удалось услышать такую песню, которая так соответствовала бы национальному характеру и настолько полно и многогранно показывала народную душу, как курдские песни". Раффи (1835-1888) – классик армянской литературы.
42. "За 2 года диктатуры дашнакцютуна население Армении уменьшилось на 35,5%. При этом численность тюрков уменьшилась на 77%, курдов – на 98%, езидов – на 40%... "Идеей" Дашнакцутюна была "арменизация" страны путём истребления азербайджанского и курдского населения, живущего на территории Армении". Советский историк А.А.Лалаян.
43. Видным курдоведом был известный армянский профессор С. Егиазаров. Его исследовательская деятельность основывалась на непосредственных контактах с представителями курдского народа. Он хорошо знал курдский язык, долго жил среди курдов, уделил много внимания их истории, быту, устному творчеству, в результате чего подготовил на русском языке весьма ценную научную работу "Краткий этнографический очерк о курдах Эриванской губернии" и курдский словарь. Необходимо отметить, что вышеупомянутая работа впервые была опубликована в виде цикла статей в армянской газете "Ардзаганк" в 1884 году и привлекла большое внимание читателей.
44. "Полученные мною и проверенные сведения, доказывают, что если армяне в течение этой войны дали 360 000 человеческих жертв, то курды также имели огромные потери. Все пространство, - начиная с Ванского озера на юг и на запад, района Битлис-Буш, затем через Хныс, Буланык, Патноц, Маназкерт, Ала-Даги вместе с Алашкертом, до районов Басена и Байазид-Диадина, где до войны жило более 800 000 курдов, - в настоящее время совершенно опустело. Сотни курдских деревень разрушены и опустошены. Интересно выяснить, выселились ли курды их этих районов во время отступления турок в другие области или погибли?" А. Атанасян - один из уполномоченных союза городов на Кавказском фронте.
45. "Курдские беки как во время войны, так и после, покровительствовали армянам и защищали их. Курды не только жили дружелюбно с армянами, но даже находились под влиянием армян, как это видно из письма 1855 года старейшины Мартиросяна к азербайджанскому архиепископу Исааку Сасуньянцу: "Как армяне, несториане, так и курды, - пишет армянин Мартиросян, - принимают в уважение мои слова. Я могу в подкрепление оных при¬слать вам для представления консулу (русскому — Б.Б.) обязательство почетных армян, несториан, а также почетных курдов за их печатями". Борьян Б.А. (1882-1938) – видный советский государственный и партийный деятель.
Источники.
1. И.А.Орбели. Введение к сб. "Памятники эпохи Руставели". Л.,1938, с.5.Ордихане Джалил и Джалиле Джалил. Курдский фольклор. М..,1978.
2. Орбели И. А. Предварительный отчет о командировке в Азиатскую Турцию в 1911-1912 гг. - Известия Императорской Академии наук. VI серия, № 15. СПб., 1912, с, 919.Орбели И. А. Восток и Запад в XII-XIII вв. - Вопросы истории. 1965, № 6, с. 105-114.http://vsemirniysledopyt.ru/b/291785
/read#__f_17
3. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_
content&task=view&id=324
4. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_
content&task=view&id=324Х. Абовян. ПСС., Т..8, с.357. Изд. АН Армянской ССР. Ереван, 1958.
5. Лалаян E. А. Айсоры Ванского вилайета. - Записки Кавказского отдела (Ими.) Русского географического общества, 1914 г. Кн. 28, вып. 4, с.
7. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=
324&Itemid=1
6. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_
content&task=view&id=324
7. Амарике Сардар, "Армянская интеллигенция о курдах и их культуре", из страниц газеты "Рйа Таза", перевод с курдского Нуре Сардарян (Нура Амарик).http://pukmedia.com/en/RU_Direje.
aspx?Jimare=14719
8. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=683http://hpj.asj-oa.am/248/1/60-4(196).pdf
9. А.Д.Мамоян. Грамматические категории существительного и основы индоевропейского праязыка в курдском. СПб., 2007, с.104.http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324
10. А.Д.Мамоян. Грамматические категории существительного и основы индоевропейского праязыка в курдском. СПб., 2007, с.104.
11. "Кавказ". 1848. № 47. С. 189. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324&Itemid=1
12. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=
392http://mreadz.com/new/index.php?id=289154&pages=13
13. http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=173&Itemid=1
14. http://kurdinfo.ru/armyanskaya-intelligentsiya-o-kurdakh-i-ikh-kulture/
15. http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=2&Itemid=
1Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - СМОМПК. Выпуск 20, Тифлис, 1894. С. 85.
16. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324"Заря Востока". № 1223, 10 июля 1926 г.
17. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=168&Itemid=1
18. http://riataza.com/russian/politics/
1881-ekspert-v-blizhayshie-1-2-desyatiletiya-
vozmozhno-sozdanie-kurdskogo-gosudarstva.htmlhttp://riataza.com/
russian/politics/3299-ara-papyan-obrazovanie
-kurdskogo-gosudarstva-vygodno-armenii.html
19. http://riataza.com/russian/politics/1633-ekspert-za-sobytiyami-proishodyaschimi-v-turcii-stoit-ssha.
htmlhttp://www.arminfo.info/index.cfm?
objectid=DFCC1B70-482A-11E5-A9950EB7C0D21663
20. http://riataza.com/russian/politics/1631-
sozdanie-na-territorii-turcii-gosudarstva-kurdistan-ne-privedet-k-vosstanovleniyu-spravedlivosti-ekspert.htmlhttp://www.newsarmenia.ru
/politics/20150821/43263974.html
21. http://riataza.com/russian/politics/
310-est-li-u-armenii-svyazi-s-kurdami.html
22. http://riataza.com/russian/politics/
961-armeniya-i-irakskiy-kurdistan-obsuzhdayut-investicionnye-perspektivy.htmlhttp://news.am/rus/news/279187.html
23. http://pukmedia.com/EN/RU_Direje.aspx?Jimare=35692http://lratvakan.com/news/
103458.html
24. http://ruskline.ru/opp/2015/sentyabr/
19/sudba_sirii_v_rukah_kurdskih_zhenwin/
http://www.tpp-inform.ru/global/3891.html
http://knowpc.ru/razgovory-obo-vsem/sudba-sirii-v-rukah-kurdskih-zhenschin/msg64217/#msg64217
25. Амарике Сардар, "Армянская интеллигенция о курдах и их культуре", из страниц газеты "Рйа Таза", перевод с курдского Нуре Сардарян (Нура Амарик).http://kurdinfo.ru/?p=11562
26. Амарике Сардар, "Армянская интеллигенция о курдах и их культуре", из страниц газеты "Рйа Таза", перевод с курдского Нуре Сардарян (Нура Амарик).
http://kurdinfo.ru/?p=11562
27. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324
28. Ишхан Анкоси. Лятиф Бруки. Культурный аспект армяно-курдских отношений: плагиат на уровне государственной политики Армении. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=
view&id=324
29. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_
content&task=view&id=12
30. Аракел Даврижеци. Книга историй. М., 1973, прим. 3, 4.http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12
31. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1200
32. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1200
33. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12
34. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=16&Itemid=1
35. http://ru.1in.am/1059834.htmlhttp://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324 Гарник Асатрян. "Этюды по иранской этнологии". Ереван, 1998. С. 59, 65.
36. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324
37. Газета Гракан Терт от 8 марта 1991 года. Темуре Халил, "Мы езидов отделилили от курдов, заза тоже отделим". http://kurdistan.ru/2012/01/05/articles-
13786_My_ezidov_otdelili_ot_kurdov_zaza_tozhe_
otdelim.htmlhttp://riataza.ru/russian/top_today/1451-my-
ezidov-otdelili-ot-kurdov-zaza-tozhe-otdelim.html
38. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=324
39. Темуре Халил, "Мы езидов отделилили от курдов, заза тоже отделим". http://kurdistan.ru/2012/01/05/articles-13786_My_ezidov_otdelili_ot_kurdov_zaza_tozhe_otdelim.htmlhttp://riataza.ru/russian/top_today/1451-my-ezidov-otdelili-ot-kurdov-zaza-tozhe-otdelim.html
40. Амарике Сардар, "Армянская интеллигенция о курдах и их культуре", из страниц газеты "Рйа Таза", перевод с курдского Нуре Сардарян (Нура Амарик).
41. http://kurdinfo.ru/?p=11562
42. А.А.Лалаян. Контрреволюционная роль партии Дашнакцутюн. "Исторические записки", т. 2 (отв. Ред Б.Д.Греков)/. – М.: Изд-во АН СССР, 1938, 397 с. (с.79-107). http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=700&Itemid=1
43. http://kurdinfo.ru/?p=11562
44. Потери курдов в настоящую войну //Армянский Вестник. 1916. 13 ноября. №42. С.15.http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=700&Itemid=1
45. Мшак. 1878. №6. С.370. - (Борьян Б.А.)Борьян Б.А. Армения, международная дипломатия и СССР. Т.1. Москва – Ленинград: Государственное издательство, 1928. С.173-179.http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=700&Itemid=1
Подготовил Сулейман Бари.
kineem.ucoz.com vk.com/kine_em facebook.com/
zankineem twitter.com/kine_em_ ok.ru/zan.zagrosi