ИГ взяло на себя ответственность за очередной теракт в Стамбуле. Все это происходит в идеологически заряженной атмосфере. Инцидент показывает неоднозначное отношение Анкары к джихадистам.
На фото: На месте теракта в Стамбуле
Пять человек погибли в результате теракта, совершенного террористом-смертником в субботу, 19 марта, на главной торговой улице Стамбула - Истикляль. Спустя день, правительство в Анкаре объявило, что личность преступника установлена: боевик "Исламского государства" (ИГ) турецкого происхождения, год рождения - 1992. "По данным расследования, террорист был связан с террористической организацией ИГ", - заявил министр внутренних дел Турции Эфкан Ала на пресс-конференции в Анкаре.
Этот теракт, также как и взрывы в начале января, когда на одной из центральных площадей Стамбула погибли восемь немецких туристов, является еще одним свидетельством того, что теперь и Турция стала врагом для ИГ. Неудивительно, ведь страна уже полтора года участвует в операциях международной коалиции против ИГ. По крайней мере, с этого момента Турция воспринимается джихадистами как часть западного альянса, с которым ИГ находится в состоянии войны.
Теракты в Турции ИГ совершает уже с лета прошлого года. Тогда, в июле 2015 года, в городе Суруч на востоке страны, удаленном лишь на десять километров от границы с Сирией, подорвал себя террорист-смертник. Погибло 34 человека.
Двойственное отношение к ИГ
Долгое время отношение Турции к ИГ было противоречивым, поскольку турецкое правительство видело в джихадистах инструмент, который позволил бы вмешаться в гражданскую войну в Сирии. "Целью было укрепить те силы в Сирии, которые боролись с президентом Башаром Асадом, - говорит эксперт по исламу Вильфрид Бухта (Wilfried Buchta) в интервью изданию Der Spiegel. - В этом контексте вполне возможно, что Турция тайно поддерживала ИГ, по крайней мере, с точки зрения логистики".
Однозначных доказательств того, насколько серьезной могла быть эта поддержка, до сих пор нет. В январе 2014 года турецкая полиция задержала вблизи границы с Сирией грузовик с тяжелой военной техникой. Обвинения в том, что эта техника якобы предназначалась боевикам ИГ, правительство Турции неоднократно отрицало. Официальное объяснение Анкары: груз был предназначен туркменским вооруженным формированиям, сотрудничающим с Турцией.
Нелегальная торговля с ИГ
Снова и снова в адрес Турции звучат обвинения, что она, мол, вовлечена в контрабанду нефти с территорий, подконтрольных ИГ. Об этом объявила Россия еще в конце прошлого года. Тогда замминистра обороны РФ Анатолий Антонов заявил: "Основным потребителем краденой у законных хозяев в Сирии и Ираке нефти, является Турция. По поступившим данным, в этот преступный бизнес вовлечено высшее политическое руководство страны, президент Эрдоган и его семья". Других деталей он не назвал.
США со своей стороны выступили в защиту турецкого правительства. В то же время существует немало доказательств, что обычные люди замешаны в нелегальной торговле нефтью с ИГ. Исследование, проведенное учеными британского Университета Гринвича, подтверждает подобную деятельность, в особенности в районе турецкого порта Джейхан на юге страны, где происходит заправка нефтяных танкеров.
Кроме того, европейские сторонники ИГ долгое время могли переправляться на территорию Сирии через Турцию. Этот маршрут считался наиболее удобным и быстрым способом попасть в страну, где бушует гражданская война. Пограничные переходы из Турции контролировались лишь поверхностно, никого особенно не интересовало, кто и с какой целью направляется в Сирию. Граждане ЕС могли беспрепятственно попасть в Турцию, куда им не нужна виза, а оттуда дальше в Сирию. При этом было возможно таким же путем вернуться в Европу, отмечает Бехнам Т. Саид (BahnamT. Said), исламовед земельного ведомства по охране конституции Гамбурга.
Идеологическая близость
Было бы чрезмерным обвинять Турцию в поддержке ИГ, пишет журналист Мустафа Акйол на сайте катарского телеканала "Аль-Джазира". Более справедливым было бы признать, что Турция долгое время недооценивала опасность ИГ, считает Акйол. В подтверждение журналист приводит несколько доводов: вначале Турция, мол, в первую очередь была сосредоточена на своем главном противнике - режиме Асада. Также они рассматривали ИГ в качестве противовеса курдам.
Еще один аргумент, который приводит Акйол: "Исламско-националистическая идеология правящей в Турции Партии справедливости и развития исходит из того, что все проблемы на Ближнем Востоке возникли по вине заговорщических западных сил. В то же время, не существует якобы никакой исламистской силы, которая могла бы угрожать Турции, какой бы экстремальной она ни была".
Сторонники ИГ
Нельзя забывать и то, что определенная часть населения Турции с симпатией относится к ИГ. В августе 2014 года институт изучения общественного мнения MetroPOLL выяснил, что свыше 11 процентов турок не считают ИГ террористической организацией. При этом опрос проводился в то время, когда ИГ уже жестоко казнило перед камерой десятки людей.
"Ко всему прочему, казненные боевиками ИГ шииты среди суннитских шовинистов Турции считаются еретиками", - пишет турецкий журналист Бурак Бекдил в эссе, опубликованном в журнале Middle East Quarterly.
На фоне таких настроений в Турции в прошлую субботу произошел очередной теракт. Сколько турок до сих пор поддерживает боевиков ИГ и сколько из них уже присоединились к террористам - вопрос остается открытым. Однако ничто не указывает на то, что теракты на турецкой территории в ближайшее время прекратятся.
Теги: Турция, Исламское Государство, террор, теракт, Сирия, Башар Асад, туркмены, Ирак, нефть, Россия, ПСР, курды, шииты, сунниты