Представители Демократической партии Курдистана рассказали о надеждах, связанных с Россией
Сегодня на фоне происходящего на Ближнем Востоке все больше возрастает как роль курдов, так и внимание к проблемам этого народа, проживающего в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Это едва не ли самый многочисленный народ, у которого нет своего государства. Активная роль курдов в борьбе с мировым терроризмом, их самопожертвование ради мира в регионе воспринимаются как шанс и своего рода плата за создание собственного государства. Все же единый Курдистан — пока трудно реализуемая перспектива, требующая очень осторожного подхода и достижения договоренностей между мировыми и региональными державами, но процессы уже запущены.
На юго-востоке Турции курды борются против режима Эрдогана, объявившего им настоящую войну, на севере Сирии 17 марта объявлена автономия курдов Роджава. Больше всех к созданию собственного государства приблизились иракские курды, еще в начале 90-х получившие свою автономию, и сегодня они уже готовы объявить независимость. Однако эта идея не по душе ни Багдаду, ни Вашингтону. Вероятно, Иракский Курдистан рассчитывает на поддержку Москвы по этому вопросу. О наличии общих интересов с Россией говорили представители Демократической партии Курдистана на своей пресс-конференции в Москве 25 апреля.
Начало конца ДАИШ
В пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" приняли участие член Высшего совета Демократической партии Курдистана, руководитель департамента внешних связей Хемин Хаврами, руководитель отдела стран Азии департамента внешних связей Демократической партии Курдистана Абдулсалам Абдулла и представитель Демократической партии Курдистана в России и СНГ Хошави Бабакр, который ранее давал интервью "Русской Планете". По сути, единственным спикером стал Хемин Хаврами, рассказавший о целях визита делегации.
Представителей ДПК пригласили принять участие в съезде партии "Справедливая Россия", также они провели встречу с коллегами из "Единой России". Таким образом курды оказались включенными в российскую предвыборную реальность. По словам Хемина Хаврами, такое межпартийное сотрудничество способствует укреплению связей между государствами. Политик отметил, что Иракский Курдистан и Россия нашли точки соприкосновения: это борьба с терроризмом, инвестиции в совместные энергетические проекты, а также понимание того, что для стабильности необходимо решение региональных проблем. В Эрбиле очень ценят дружбу с Россией.
14 марта Москва официально предоставила иракским курдам вооружение для борьбы с международным терроризмом. "Мы надеемся на дальнейшую военную поддержку", — подчеркнул Хаврами и рассказал о последних успехах. Иракские курдские военные формирования — пешмерга — разрушили миф о непобедимости ДАИШ, ими отвоевано 27 тыс. км² территории у радикальных исламистов. Ценой этого стала гибель 1,5 тыс. пешмерга. Хаврами подчеркнул, что ДАИШ потеряла около 24 тыс. террористов за последние два года, и по крайней мере 2 тыс. из них были выходцами с Северного Кавказа, которые по возвращении на Родину представляли бы угрозу для российского народа. Хаврами уверен, что можно говорить о начале конца ДАИШ.
Хемин Хаврами. Фото: Алексей Совертков / Русская Планета
"Необходима не только военная, но и политическая координация. Так, ИГ скоро потеряет Мосул — неофициальную столицу ИГ, но нет политического плана по освобождению Мосула, многонационального города, и об этом нужно договариваться уже сегодня. Ни шиитские, ни суннитские силы не готовы к широкомасштабной операции в районе Мосула, в то время как силы пешмерга готовы быть мобилизованы в течение недели. И мы против интервенции, против вмешательств извне в дела Ирака", — говорит Хаврами.
Альтернатива failed state
Много критики прозвучало со стороны представителей Демократической партии Курдистана в адрес официального Багдада. В Ираке в 2005 году прошел референдум, и Курдистан был признан де-факто автономным. В Конституции Ирак обозначен как федерация — Иракская Федеративная Республика, но все это осталось на словах.
"Мы предполагали, что будем партнерами в Иракском государстве. Мы основывались на Конституции, федерализации, партнерстве, согласии и сбалансированном представительстве иракских курдов во властных структурах и армии. Но конституция не исполняется, федерация провалилась", — посетовал Хаврами. Последней каплей стало сокращение бюджета Иракского Курдистана, начавшееся с февраля 2014 года. Ирак сам отсекает Иракский Курдистан.
"ДАИШ — это симптом того, что происходит в Ираке", — уверен Хемин Хаврами, намекая на раздробленность и ослабленность государства. Иракский Курдистан ищет новую формулу отношений, выступает за обсуждение и достижение согласия и предлагает провести референдум о независимости автономии, чтобы понять, чего хотят сами люди. По мнению Хаврами, свободный Иракский Курдистан может стать элементом стабильности в регионе. В том числе повлиять на взаимоотношения Анкары и турецких курдов. Об идее провести референдум о независимости Иракского Курдистана ранее заявил его президент Масуд Барзани, но она не получила поддержку США и Багдада. Хотя народ и считает, что время пришло, без поддержки крупных держав и федерального центра воплощение идеи придется отложить. Сегодня у Москвы есть как политическая воля, так и способы влиять на Ирак.
Иракские курды, ратуя за свою независимость, всячески подчеркивают, что все части Курдистана находятся в разных контекстах. Они утверждают, что референдум в Эрбиле не приведет к последствиям в Турецком, Сирийском или Иранском Курдистане и не несет угрозы для целостности соседних государств. Конечно, эти слова — скорее декларация намерений. Такое решение определенно воодушевит курдов в других частях разрозненного Курдистана.
Поэтому еще неоднократно, как и случилось на сегодняшней пресс-конференции, прозвучит вопрос о том, как отнесутся другие государства региона к объявлению независимости Иракского Курдистана, и в первую очередь речь идет о Турции. Пожалуй, самый главный ответ дал Хемин Хаврами, который заметил, что Ирак, Йемен, Ливия, Сирия сегодня стали failed state (англ. "несостоявшееся государство"), а получение государственности Иракским Курдистаном станет позитивным изменением. "Мы воссоздаем регион, мы хотим быть функциональным государством", — считает Хаврами. Москва выслушала иракских курдов и будет поддерживать их в борьбе с ДАИШ дальше, но инициатива по получению государственности — целиков в руках самих иракских курдов, и оценку их действиям будет давать мировое сообщество.
Дарья Андреева
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, ДПК, Хемин Хаврами, Исламское Государство, Абдулсалам Абдулла, Хошави Бабакр, Россия, Справедливая Россия, Единая Россия, пешмерга