Военная помощь России иракским курдам не приведет к ссоре с Багдадом и Анкарой, полагает член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев. "Утверждения Анкары, что усиление курдов разрушает Турцию, можно причислить к фантазиям", — говорит эксперт.
Москву с официальным визитом посетил министр внешних связей регионального правительства Иракского Курдистана Фалах Бакир, который провел переговоры со спецпредставителем президента по Ближнему Востоку и странам Африки заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым. После этого появилась информация, что Иракский Курдистан попросил у России оказать ему военную и гуманитарную помощь.
По мнению некоторых экспертов, курды хотят получить танки Т-72, которые уступают американским танкам, но проще в управлении и дешевле. Деньги у курдов есть, так как Иракский Курдистан богат нефтью. В то же время, дело осложняется тем, что иракские курды не скрывают своего намерения выйти из состава Ирака, а российское правительство официально заявляло, что оно выступает за целостность этой страны. К тому же непонятно, как на такую просьбу может отреагировать Турция, которая ведет вооруженную борьбу с курдами на своей территории и территории соседней Сирии, а также США, поставляющие оружие курдам.
Начинается борьба за наследство ИГО возможных вариантах разрешения этого клубка противоречий в интервью "Росбалту" рассказал член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев.
— Чем вызвано обращение иракских курдов за военной помощью к РФ? Разве американцы им не помогают?
— Скорее всего, оказываемая поддержка недостаточна. Видимо, возникла потребность в дополнительной помощи, тем более, что недавно было несколько вылазок боевиков "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) в районе Киркука, который сейчас контролируется курдскими силами. Здесь, очевидно, возникла потребность в дополнительной военной технике.
— Россия уже поставляла оружие иракским курдам. В чем смысл их обращения к РФ на этот раз?
— Россия поставляла оружие через Багдад, через иракское правительство. Любые поставки оружия курдам идут через официальные иракские власти. В принципе, если такая помощь снова будет осуществляться тем же путем, курды будут этому только рады.
— А почему иракское правительство само не ведет переговоры о поставках оружия? Курды в этой стране не скрывают, что собираются отделиться от Ирака. Может, с этим связанно их обращение к России?
— В настоящий момент и иракское правительство, и курдские силы задействованы в проведении общей военной операции и, несмотря на наличие некоторых политических противоречий, или инициативы части курдов Ирака об отделении, в условиях общего мероприятия существует необходимость в дополнительных ресурсах. Думаю, что иракское правительство, в данном случае, не будет против этого.
— По вашему мнению, насколько вероятно, что просьба иракских курдов будет удовлетворена российским руководством?
— Вероятность существует, хотя трудно сказать, как быстро это может быть сделано. Я могу говорить только о желании, чтобы это произошло. В любом случае, если активизируются конструктивные контакты между курдами и правительственными силами Ирака, направленные на осуществление каких-то общих мероприятий, это выступает положительным, сближающим фактором для обеих сторон. Это лучше, чем изоляция на поле боя. Совместные военные действия могут объединить людей, а когда каждый сам за себя, то разрыв между ними увеличивается.
— Если решение будет положительным, означает ли это, что и сирийские курды также смогут рассчитывать на помощь России?
— Это лучше спросить у сирийских курдов, но в целом сейчас поддержка со стороны России курдам необходима. И неважно — сирийским или иракским. Помощь любой страны, которая намерена бороться против этого всеобщего зла — "Исламского государства", будет им полезна.
— О чем конкретно может идти речь? О поставках танков?
— В том числе. Речь о тяжелой технике, которая облегчала бы боевые действия в городах. Однако есть очень много разных видов современной техники и приспособлений, которые могут облегчить такую борьбу. Это не обязательно то, что стреляет и уничтожает. Иногда можно освободить часть города, имея в руках автомат Калашникова, но обладая развитой системой слежения и обнаружения.
— Как могут отреагировать на такую помощь в Анкаре? Не станет ли это поводом для нового обострения российско-турецких отношений?
— Пора уже научиться заявлять Турции, что у нас есть свои цели и задачи, и они не обязательно должны противоречить ее интересам. Утверждения Анкары, что усиление курдов разрушает Турцию, можно причислить к фантазиям. Когда американцы поставляли военную помощь сирийским курдам, Турция реагировала на это, но американцы находят способ удерживать ее настолько, насколько им это необходимо.
Постоянные оглядки на Турцию, которая мешает борьбе против ИГ и других радикальных группировок, не будут способствовать их скорейшему уничтожению. Поэтому есть вопросы, которые мы для себя должны принципиально решить — будем ли мы постоянно оглядываться на мнение Турции, или довершим начатое дело.
Беседовал Александр Желенин
© Фото Евгения Шабанова
Теги: Россия, Ирак, Иракский Курдистан, Сирия, Сирийский Курдистан, Фархат Патиев, Национальный конгресс Курдистана, Турция, Фалах Мустафа, Михаил Богданов, Исламское Государство