Правительственные силы Сирии настаивают на выводе курдского ополчения YPG из Алеппо, а курды хотят передать свои районы под контроль российской военной полиции вместо армии Башара Асада. Во время битвы за город курдские боевики выступали союзниками Дамаска и поддерживающей его России, но в новых российско-турецко-иранских соглашениях, касающихся Сирии, "курдский вопрос" проигнорирован. Это окончательно уводит курдов в орбиту влияния США.
За неделю до нового года в интернет-издании Rudaw, редакция которого находится в Иракском Курдистане, появился материал о том, что сирийское правительство настаивает на выводе курдских ополченцев из YPG (курд. Yekîneyên Parastina Gel — "Отряды народной самообороны") из северной части Алеппо. Издание ссылалось на близкого к Башару Асаду отставного сирийского генерала Али Максуда.
В социальных сетях сами курды пишут о достигнутых договоренностях, что с уходом курдского ополчения порядок на подконтрольных им территориях вместо армии Башара Асада и шиитских ополченцев будет поддерживать российская военная полиция.
После эвакуации последних боевиков антиправительственных группировок из Алеппо 23 декабря 2016 года единственным районом города, который не перешел под контроль армии Башара Асада, остался Шейх-Масуд. Его населяют преимущественно курды. Когда летом 2012 года в городе начались бои между правительством и антиправительственными группировками, вторгшимися из Турции, курды организовали свое ополчение. Местному YPG периодически приходилось вести боевые действия не только против боевиков, но и против регулярной сирийской армии. В 2013 году Шейх-Масуд даже подвергся бомбардировке правительственных ВВС.
Но уже в 2016 году курдское ополчение Алеппо выступило на стороне Башара Асада. В конце лета началось наступление правительственной армии совместно с отрядами ливанского движения "Хезболла", формированиями иракских и афганских шиитов при поддержке российских ВКС на Восточное Алеппо, занятое антиправительственными силами, в том числе отрядами террористической организации "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в России).
YPG, хотя и не втягивались в масштабные атаки, тем не менее вели боевые действия против "Джебхат ан-Нусры".
Кроме того, ополченцы позволяли сирийской армии проходить через свою территорию, чтобы наносить удары по террористам. Именно на севере Алеппо, со стороны Шейх-Масуда, правительству удалось нанести решающий удар по окруженному анклаву исламистов. После этого армия Асада вместе с союзниками довольно быстро стала занимать один квартал за другим. В течение последующих трех недель почти весь Восточный Алеппо был освобожден. Остатки антиправительственных сил при посредничестве Турции согласились на эвакуацию в провинцию Идлиб.
На следующий день после эвакуации последних боевиков появилось сообщение Rudaw о том, что Дамаск заинтересован в эвакуации из города и YPG. Причины этого желания объяснялись просто: Турция, ставшая активным союзником Москвы и Дамаска, считает сирийских курдов союзниками курдских сепаратистов из Рабочей партии Курдистана (РПК) внутри страны.
Оджалан и Сирия
К 2014 году появился "третий вариант" окончания сирийской войны — с участием сирийских курдов. Первые два варианта предполагают победу Асада либо победу его противников из разношерстного альянса, в который входят преимущественно радикальные исламистские группировки, в том числе "Джебхат ан-Нусра" — сирийский филиал "Аль-Каиды".
Пока интенсивные боевые действия шли между правительством и радикалами, курды сформировали в районах своего компактного проживания на севере страны собственное самоуправление, ополчение и провозгласили свою автономию Рожава, которая в марте 2016-го была переименована в Федерацию Северной Сирии — Рожава.
Их идеология базировалась на идеях социалистической Рабочей партии Курдистана. РПК уже около 30 лет ведет партизанскую войну против правительства Турции. Лидер повстанческой организации Абдулла Оджалан с 1999 года находится в изоляции, в специальной тюрьме на острове Имралы недалеко от Стамбула.
Сначала партия выступала за отделение курдских районов Турции и создание независимого социалистического Курдистана. Однако за время своего тюремного заключения Оджалан сформулировал новую идею: сепаратизм не сломает капиталистический порядок, поэтому, чтобы его сломить, нужно объединяться с турецкими левыми силами, а сепаратистскую программу нужно сменить федерализмом. Согласно идеям Оджалана, каждый субъект будущей федерации должен иметь свое собственное самоуправление, культурную и языковую специфику и даже собственные вооруженные формирования. Федеральному правительству достанутся международные отношения, внешняя экономика и право взимания отдельных налогов в субъектах.
В своем проекте Оджалан изначально не ограничивался только Турцией, он предложил создание Ближневосточной демократической федерации. Сирийские курды входят в ту же этническую группу, что и турецкие — курманджи.
Во времена правления отца Башара Асада Хафеза курдские районы Сирии использовались в качестве опорных баз РПК.
Сам Оджалан до 1998 года жил в Дамаске. Позже под давлением Турции сирийское правительство вынудило его уехать из страны в поисках политического убежища, но в итоге он был похищен турецкими спецслужбами в Кении.
Тем не менее, когда в 2011 году в Сирии начались массовые протесты и вооруженные столкновения армии с антиправительственными силами, сирийские курды быстро сформировали собственное ополчение при активном участии бойцов РПК и следующие несколько лет строили автономию в соответствии с идеями Оджалана.
В итоге в январе 2014 года вместе с союзными им арабскими и ассирийскими организациями сирийские курды провозгласили автономию Рожава. Периодически им приходилось вступать в вооруженное противостояние и с оппозицией, и с федеральными силами, и с запрещенным в России "Исламским государством".
Летом 2015 года президент Турции Реджеп Эрдоган возобновил боевые действия между РПК и турецкой армией на юго-востоке Турции, где до этого почти два года действовало перемирие. Север Сирии стал тылом РПК.
Эрдоган назвал ополчение сирийских курдов, а также ведущую политическую организацию Рожавы "Демократический союз" одним из главных внешних врагов Турции наряду с ИГ.
Одним из поводов начала военной операции "Щит Евфрата" на севере Сирии турецкие военные называли разгром Рожавы.
Заокеанские друзья
С августа 2014 года коалиция США и их союзников начала наносить авиаудары по боевикам ИГ, штурмовавшим курдский город Кобани. Военные командиры ИГ заявляли, что "курды — коммунисты, и поэтому их надо уничтожить". Сирийских курдов они приравнивали к езидам, которых считают дьяволопоклонниками.
Именно защита Кобани от террористов стала для США формальным поводом для прямого вмешательства в сирийский конфликт.
Вплоть до лета 2015 года, по утверждению курдских ополченцев, американцы не согласовывали с ними места и время авиаударов. Однако уже в прошлом году в Рожаве появились первые подразделения американского спецназа. Удары стали точнее, а YPG быстрыми темпами стало продвигаться с востока на запад Сирии вдоль границы с Турцией. К лету 2016 года в Рожаве появились по меньшей мере два аэродрома, которые стала использовать американская авиация. Один из них в районе городка Румелан, вокруг которого находятся богатые месторождения нефти.
К концу лета 2016 года сирийские курды заняли обширные территории на севере Сирии, вытесняя ИГ.
Им оставалось пройти 30 километров, чтобы соединиться с курдским анклавом Африн на северо-западе страны. 24 августа в дело вмешалась Турция. Ее армия и поддерживаемые ею отряды вооруженной оппозиции из Сирийской свободной армии вторглись в Сирию, что перерезать путь соединения основной территории Рожавы с Африном.
Еще один курдский анклав оставался в районе Шейх-Масуд в Алеппо. По сообщениям очевидцев в социальных сетях, в последних числах декабря бойцы YPG стали покидать район, как раз чтобы направиться в Африн. И Африн, и основная территория Рожавы непосредственно соприкасаются с зоной, где Турция проводит операцию "Щит Евфрата".
Вопрос без ответа
Накануне Москва объявила о перемирии в Сирии, достигнутом при посредничестве России, Турции и Ирана. Об этом заявил Владимир Путин на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу и главой МИДа Сергеем Лавровым. Режим прекращения огня вступит в силу в полночь в пятницу. Лавров также рассказал, что Россия предложит присоединиться к процессу Совбез ООН и администрацию нового президента США Дональда Трампа.
Минобороны опубликовало список оппозиционных группировок, которые подключились к мирному процессу, среди них оказались в том числе почти все крупные объединения исламистов за исключением ИГ и "Джебхат ан-Нусры". Курдские формирования в официальных заявлениях не упоминались.
Сирийские курды также считают себя оппозицией действующему президенту страны Башару Асаду. Они обвиняют его правительство в ущемлении своих прав: до начала войны им было запрещено использование курдского языка в школах и университетах, активистов курдских политических организаций арестовывали и сажали в тюрьмы, не все этнические курды имели гражданство Сирии, потому что их родителей правительство считало незаконными переселенцами из Турции (таких неграждан перед войной насчитывалось до 300 тыс. человек). Официальные лица и медиа Рожавы называют Асада исключительно тираном.
Дамаск также официально не признает существование Рожавы как автономии. Более того, чиновники разных уровней да и сам Асад много раз выступали против какого-либо территориально-административного изменения страны.
Еще весной 2015-го, когда в интересах курдов американская коалиция уже бомбила позиции ИГ, сами бойцы YPG и представители институтов власти Рожавы, общаясь с корреспондентом "Газеты.Ru", уверяли, что охотнее сотрудничали бы с Россией, чем с США. Москва традиционно воспринималась курдами и в Сирии, и в Турции, и в Ираке в качестве союзника. Положительный бэкграунд обеспечивала поддержка повстанческих курдских движений Советским Союзом в свое время.
В августе 2016 года "Газета.Ru" писала, как после окончания российско-турецкого кризиса на встрече между Эрдоганом и Путиным были достигнуты договоренности по Алеппо и курдам: Турция поможет России и Асаду взять под свой контроль крупнейший город страны, а Дамаск и Москва в свою очередь не будут мешать решению курдского вопроса турецким правительством.
В представлении Москвы курдские вооруженные формирования продолжат свою борьбу с террористами ИГ, а возможные противоречия между YPG и Турцией или правительством Сирии при необходимости будут решать уже в двустороннем формате, объяснила "Газете.Ru" советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.
Курдский вопрос был проигнорирован, считает тюрколог, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
"По факту получается, что его решение берет на себя Турция, это грозит противостоянием между Россией и сирийским правительством с одной стороны и курдами с другой. Тем более что за федерацией Северной Сирии и сирийскими курдами стоят Соединенные Штаты и НАТО в целом. До 5 тыс. военнослужащих стран Запада находятся именно на их территории, и они поставляют им вооружения", — говорит эксперт.
Багдасаров считает, что Турция с находящимися под ее контролем оппозиционными боевиками и курды не способны к компромиссу. По его словам, теперь курдский вопрос станет предметом выяснения отношений между Россией и США.
Александр Рыбин
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, YPG, Алеппо, Башар Асад, шииты, Хезболла, армия Сирии, Турция, Россия, Турецкий Курдистан, РПК, Джебхат ан-Нусра, Абдулла Оджалан, Исламское Государство, Реджеп Тайип Эрдоган, США, Кобани, езиды, Африн, Иран, Владимир Путин, Елена Супонина