Большое количество езидов, выезжающих за границу в стремлении к безопасности после совершения против них геноцида со стороны "Исламского государства" (ИГ), вызывает обеспокоенность лидеров сообщества. Только из одной езидской деревни почти 60% населения эмигрировало в европейские страны.
"С начала войны против ИГ более 60% населения нашей деревни эмигрировало в Европу, большинство из них - в сопровождении своих семей", - рассказывает сельский учитель Найсан Хасам.
До войны с ИГ население деревни Исеан составляло почти 600 семей.
Исеан находится недалеко от города Шехан, преимущественно езидского района, расположенного к юго-востоку от Дохука (Иракский Курдистан). Деревня не попала под прямую угрозу, когда террористы атаковали Северный Ирак и Курдистан. В настоящее время в ней проживают лица, перемещенные из езидского района Синджар (Шангал), который больше всех пострадал от нашествия ИГ.
"Многие из ВПЛ Шангала и его окрестностей поселились в деревне, так как большинство сельских жителей эмигрировали. Число ВПЛ, проживающих в селе, в настоящее время превышает число коренных жителей", сказал Хасан.
Некоторые из бывших жителей уехали при содействии ООН или других организаций, а другие присоединились к беженцам, уехавшим в Европу, США и Австралию.
"Большинство оставшихся людей зарегистрировались и уже провели интервью с [организациями] ООН. Некоторые из них эмигрируют в следующем месяце, другие - в ближайшие месяцы. Процент людей, эмигрирующих из этой деревни, в следующие три месяца достигнет 80%, если уйдут и те, у кого были интервью", - сказал Хасан. "Это катастрофа. Следовательно, соответствующие стороны должны отреагировать на это и помешать эмиграции езидов".
Причин для отъезда много.
"Работы нет. Страх перед войной ИГ и похищением езидских курдов со стороны ИГ все еще держится в сердцах и умах езидов. Эмиграция, однако, не является решением", считает шейх Элиас Кадир, староста села.
До нападения ИГ на Синджар и его окрестности в Курдистане проживало около 550 000 езидов. Более 75% из них в настоящее время перемещены и проживают в лагерях в провинции Дохук.
Мурад Халаф - 35-летний житель Синджара. У него четверо детей и теперь он живет в лагере "Шарья" в провинции Дохук.
"Мы следили за освобождением Шангала, куда мы не можем вернуться и спустя более года с момента его освобождения. Мы все еще боимся. Там большие политические проблемы. Каждая партия хочет править Шангалом. Наше будущее неясно. Вот почему люди вынуждены эмигрировать", - сказал Халаф. "Я покину Курдистан, если смогу эмигрировать".
Многие жертвы геноцида ИГ уехали за границу, чтобы получить медицинскую помощь и консультации из-за отсутствия необходимых услуг и ресурсов в Курдистане.
"Эмиграция не является решением. Религия езидов подвергнется опасности исчезновения, если ситуация будет продолжаться таким образом, поскольку все езидские священные места находятся в Курдистане", считает езидский активист Амин Халат.
В настоящее время Региональное правительство Курдистана (КРГ) располагает лишь неофициальной статистикой эмиграции езидов. "Эмиграция езидов продолжается до сих пор, поэтому мы не можем дать точные статистические данные. Езиды эмигрируют ежедневно. По неофициальным данным, до сих пор эмигрировали 70 000 курдов-езидов", сказал Хади Дубани, директор отдела по делам езидов при министерстве религий КРГ.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, езиды, Исламское Государство, геноцид, беженцы, Синджар, Шангал, ООН, КРГ