Глава Совета Безопасности Курдистана Масрур Барзани заявил, что время проведения референдума о независимости Курдистана с точки зрения международных и местных условий является самым подходящим. Он также опроверг заявления о том, что этот процесс направлен на достижение личных политических выгод.
Во время интервью с новостным каналом "Kurdistan24", которое было показано в среду вечером, Масрур Барзани ответил на несколько вопросов по поводу референдума о независимости Иракского Курдистана, запланированного на 25 сентября 2017 года.
Глава СБ Курдистана считает, что проведение референдума не может быть отложено, поскольку оно уже было отложено.
"Вопрос о пригодности сроков имеет отношение к интересам сторон, - сказал он. "Мы считаем, что сейчас самое подходящее время в интересах нашего народа, в то время как некоторые партии считают противоположное в соответствии со своими интересами".
"Поэтому мы должны воспользоваться этим шансом и определить нашу собственную судьбу".
Отвечая на утверждения, что референдум используется в качестве повода для политических завоеваний, чиновник заявил, что референдум является национальным делом и не предназначен для получения политических достижений.
"Я даже не могу сказать, что это этнический вопрос, потому что в Курдистане живут разные этнические группы, и в Курдистане существуют разные религии".
Отвечая на вопрос об оппозиции некоторых партий относительно сроков референдума и об отсутствии консенсуса в отношении этого процесса, Барзани сказал, что он предпочел бы, чтобы в этом процессе участвовали все стороны, поскольку национальный консенсус придал бы референдуму большую значимость.
"У нас не было права вето против какой-либо стороны или кого-либо, а также тех, кто не принимал участия в принятии решения о референдуме, это был их выбор", сказал он, добавив: "Ни одна из сторон не может помешать людям принимать их собственное решение".
"Вопрос независимости - это вопрос демократии, и если какая-либо сторона не хочет участвовать в ней, это их выбор, однако независимость будет также для тех, кто не проголосует за независимость".
Высокопоставленный курдский чиновник подчеркнул, что референдум состоится, даже если одна или несколько партий будут бойкотировать этот процесс.
"Для нас референдум является не целью, а средством услышать мнение людей и наша цель - обеспечить его принятие", - добавил он.
Что касается препятствий, с которыми может столкнуться этот процесс, глава СБ Курдистана сказал: "Это правда, что это требует работы и усилий, но если жители Курдистана решат, то никто не сможет предотвратить этот процесс".
Что касается вопроса о возобновлении деятельности парламента Курдистана до проведения референдума о независимости, Масрур Барзани подчеркнул, что требование одной партии не может считаться достаточным для реактивации законодательного органа. Он объяснил, что у "Демократической партии Курдистана" (ДПК), членом которой он является, есть самое большое количество мест в парламенте, и ДПК больше, чем любая другая партия, стремится возобновить работу парламента. Но, "мы считаем, что возобновление работы парламента должно служить национальным интересам, а не рассматриваться как вопрос одной политической партии".
Таким образом Барзани прокомментировал ситуацию, сложившуюся из-за политического противостояния ДПК и оппозиционной партии "Горран", которое в 2015 году привело к остановке работы курдского парламента, а сейчас, в преддверии референдума, используется "Горран" в качестве торга.
"Хотя активизация парламента может быть не очень важной, но мы считаем, что это хороший шаг для того, чтобы собрать большинство людей вокруг этого процесса [референдума]".
Что касается позиции международного сообщества в отношении независимости Курдистана, глава СБ Курдистана не отрицал, что несколько стран выступают против этого процесса, но добавил, что западные страны не высказали никакого негативного мнения.
"Особенно на Западе никто не сказал мне, что они против независимости Курдистана, поскольку это противоречит их принципам. Они не возражают против этого, но иногда опасаются относительно времени".
Чиновник перечислил опасения, вызванные референдумом, сказав, что некоторые считают, что референдум может негативно повлиять на войну против "Исламского государства" (ИГ), в то время как другие опасаются, что он может вызвать споры о демаркации границ Курдистана и его соседей, а третьи обеспокоены тем, что референдум может повлиять на предстоящие всеобщие выборы в Ираке.
"У нас есть ответы для всех трех [групп], - сказал Барзани. "Мы считаем, что они не правы и что они не должны заставлять нас отказаться от наших национальных интересов".
Что касается первой озабоченности, Барзани сказал, что приверженность народа Курдистана борьбе против ИГ не связана с политическими отношениями между Курдистаном и Багдадом.
Он также обвинил иракское правительство в том, что именно его "политические ошибки вызвали вакуум в безопасности, социальной и политической сферах, что создало "Аль-Каиду", а затем ИГ".
Масрур Барзани также завил, что "неправильная политика" администрации в Багдаде привела к вытеснению более 1,8 миллиона человек, ставших вынужденными переселенцами, и нашедших приют в Курдистане.
Чиновник раскритиковал термин "единый Ирак", заявив, что Багдад приостановил выплату бюджета Курдистана и отказался поддержать оружием силы пешмерга в их борьбе с террористами ИГ.
Для тех, кто считает, что референдум создаст напряженность в вопросе демаркации границ, Барзани напомнил Статью 140 конституции Ирака, которая призвана урегулировать старый спор между Багдадом и Эрбилем в связи с владением некоторыми многонациональными и преимущественно курдскими районами, на которые претендуют и Багдад, и Эрбиль.
Масрур Барзани напомнил о провале иракского правительства в обеспечении соблюдения этой Статьи, и о роли сил пешмерга в защите людей этих районов, когда их атаковали террористы ИГ.
Он добавил: "Все [курдские] партии едины в решении, что пешмерга не выйдут из этих районов. Таким образом, напряженность будет иметь место тогда, когда иракское правительство не сможет принять присутствие пешмерга в этих районах".
"Мы хотим восстановить права людей в этих областях, чтобы они также могли определять свое будущее".
Комментируя третью международную озабоченность по поводу референдума, Барзани сказал, что пока неясно, будут ли в Ираке проходить выборы или нет, но очевиден их результат, поскольку шиитские провинции получат большинство мест, в то время как суннитские и курдские провинции будут иметь относительно меньшее представительство.
"Поэтому правительством Ирака наилучшим образом станет правительство шиитского большинства перед суннитским и курдским меньшинством", - сказал Барзани. "Поэтому регион Курдистан не так сильно влияет на формирование иракского правительства".
Другой вопрос, который обсуждался в интервью, - это усилия некоторых сторон по запугиванию общественности. Они заявляют, что когда будет проведен референдум и объявлена независимость, люди столкнутся с кризисом и голодом.
Масрур Барзани выразил свое удивление такому запугиванию, и сказал, что люди должны сами знать, как на это реагировать.
Отвечая на вопрос о том, какие гарантии Курдистан может дать этническим и религиозным меньшинствам в защите их прав, Барзани с уверенностью заявил, что независимый Курдистан станет ярким примером сосуществования.
"Курдистан сейчас является гордостью не только для нас, но и для всего мира, поскольку здесь преобладают сосуществование и толерантность", сказал чиновник. "Мы считаем, что этнические и религиозные компоненты должны быть свободны в решении своей собственной судьбы и жизни".
Что касается времени, которое должно пройти между референдумом и объявлением независимости, Барзани объяснил, что это зависит от результатов переговоров между Багдадом и Эрбилем.
"Если бы Багдад пошел навстречу, это период был бы коротким, а если Багдад отвергнет [результаты референдума], мы вернемся к решению народа Курдистана и как только мы рассмотрим интересы людей Курдистана и наши национальные интересы, мы не будем ждать, чтобы увидеть, что предпочитают другие люди".
В конце интервью Масрур Барзани призвал народ Курдистана вспомнить о жертвах, принесенных за последние 100 лет.
"Давайте представим наше [им] сообщение и скажем, что их кровь не была пролита даром. После всех этих невзгод и жертв теперь настало время для достижения наших целей", - сказал Барзани, выразив надежду, что все жители Курдистана примут участие в референдуме.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, СБ Курдистана, Масрур Барзани, Независимость Курдистана, референдум