В Иракском Курдистане – одном из важнейших нефтяных регионов мира – проходит референдум о независимости. Мало сомнений, что большинство избирателей проголосуют за независимость. Однако будет ли это голосование иметь реальные политические последствия – и как к возможности распада Ирака должна относиться Россия, добывающая в этом регионе нефть?
Независимый Курдистан еще не появился на карте мира, но уже начал выстраивать отношения с Россией.
Командующий курдским ополчением (пешмерга) Иракского Курдистана Сирван Барзани считает, что в случае провозглашения независимости новое государство может быть обеспечено российским оружием. "Это будет определять новое государство, министры и военные специалисты. Но, по-моему, скорее всего, это будет российское оружие, потому что в его использовании есть опыт и практика", – передает РИА "Новости" слова Барзани.
"Мы благодарны роли России, которая одна не стала выступать с угрозами, заявив об уважении любого мнения народа, – заявил командующий. – Это и есть настоящая демократия. Это благородная роль, и весь курдский народ, оказавшийся в таких условиях, ценит ее".
За независимость – по отпечатку пальца
Ранее в понедельник в Иракском Курдистане открылись участки для голосования о независимости этого региона от Ирака.
Курдские ополченцы, полиция и гражданские лица пришли на участки к семи утра по московскому времени. Правом голоса обладают свыше трех миллионов человек. Это все, кто имеет иракское гражданство и зарегистрирован на "территории Иракского Курдистана и курдских территориях за его пределами". Для них работают почти семь тысяч избирательных участков.
Голосующие курды находят свою фамилию в списке на избирательном участке и ставят напротив отпечаток большого пальца. Те, кто проживают за пределами Ирака, голосуют онлайн на специальном сайте. Официальные результаты будут объявлены в четверг.
Атмосфера в Иракском Курдистане праздничная, сообщают очевидцы. Курды одеты в праздничные национальные одежды, вокруг шеи многие из них повязали шарф с цветами – символ Курдистана. Люди не перестают поздравлять друг друга.
В Багдаде грозят тяжелыми последствиями
Референдум об отделении от Ирака власти Иракского Курдистана назначили в начале июня. Он проходит в одностороннем порядке, без ведома центральных властей. Еще в субботу Багдад отверг решение о проведении плебисцита как неконституционное.
Глава МИД Ирака Ибрагим аль-Джаафари подчеркнул, что власти стремятся сохранить единство страны. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади предупредил о тяжелых последствиях референдума и поклялся, что никогда не признает "распад Ирака", передает Al Jazeera. Руководство республики уже призвало все страны прекратить импорт нефти из курдского региона.
Демократия – не преступление
На выпад из Багдада тут же ответил в своем выступлении Барзани. "Разве это преступление – попросить граждан Курдистана высказать демократическим путем, какое они хотят иметь будущее?" – риторически спросил он.
Курдский лидер пообещал добиваться переговоров с правительством Ирака о том, чтобы реализовать результаты голосования. "Если у нас будет конструктивный диалог, мы можем дать им еще больше времени, чтобы обеспечить лучшие отношения между курдами и Багдадом", – резюмировал он.
Референдум, между тем, сильно встревожил соседей Ирака: Турцию, Иран и Сирию, поскольку он может усилить желание курдских меньшинств этих стран отделиться, подчеркнула Al Jazeera.
Турция закрывает границу, США "оценили законные стремления" курдов
Реакция Турции, для которой одной из традиционных проблем является курдский сепаратизм на юго-востоке, была ожидаемой. Анкара предупредила о готовности принять меры в случае угроз ее национальной безопасности после голосования. Само голосование Турция назвала большой ошибкой. Его результаты не имеют никаких юридических последствий, подчеркнул МИД страны.
Судя сообщению Reuters, Эрдоган пригрозил, что Турция перекроет поставки нефти из Иракского Курдистана, если курды выберут независимость.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ранее также подчеркнул, что "позиция России в пользу территориальной целостности государств региона".
Еще и в июне, когда курды только назначили референдум, против него высказались и США. Вашингтон "ценит законные стремления" курдов, но поддерживает "единый, стабильный и демократический" Ирак, подчеркнула официальный представитель Госдепа Хизер Нойерт.
Эту же позицию поддержал и Совбез ООН. Голосование может оказать дестабилизирующее влияние на ситуацию в стране, подчеркнули в ведомстве. Там напомнили, что операции против террористической группировки ИГ* все еще продолжаются. В них "важную роль играют курдские формирования". Таким образом, референдум может помешать "обеспечить безопасное и добровольное возвращение трех миллионов беженцев и внутренне перемещенных лиц", – подчеркнул Совбез и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Ирака.
Неизбежность войны?
"Ситуация будет развиваться очень интересно. Дело в том, что они провели референдум не только в Дахуке, Сулеймании и Эрбиле – чисто курдских провинциях, но и на так называемых спорных территориях, там, где нефть и много чего другого. Поэтому война неизбежна", – заявил газете ВЗГЛЯД бывший депутат Госдумы, директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
"Автономия Иракского Курдистана существовала еще со времен Саддама Хусейна, но она была на бумаге. В 2003 году после падения режима Хусейна де-факто это было независимое государство, хотя считалось автономией в рамках единого Ирака. Сейчас в Сирийском Курдистане, на северо-востоке и юго-востоке Сирии, образовалась Федерация Северной Сирии – государство, которое с преобладанием курдского населения, которое быстрее пойдет к независимости, чем Иракский Курдистан. Я думаю, это вопрос двух–трех лет, и они объявят о независимости. Хотя этого почти никто не заметил, 22 сентября это государственное образование уже провело муниципальные выборы", – рассказал эксперт.
Багдасаров уверен, что курдский референдум раскачает ситуацию в Иране и Турции. "Руководство Турции контролирует только ту часть территории на юго-востоке страны, где стоят гарнизоны турецкой армии. Все остальное контролируют партизаны Рабочей партии Курдистана, народные силы самообороны. В Иране ситуация только начинает раскачиваться, там начинают происходить первые боестолкновения", – указал собеседник.
Багдасаров полагает, что новое курдское государство не будет самопровозглашенным, так как его сразу признает Израиль и несколько арабских стран.
Эксперт напомнил, что сейчас активную работу с Иракским Курдистаном ведет Роснефть, поэтому если Россия хочет экономически остаться там, то необходимо внимательно наблюдать за процессами в политической и военной областях. Кроме того, Иракский Курдистан находится всего лишь в 320 км от армянской границы, где расположены наши погранвойска, российская база.
"Поэтому нам надо очень внимательно смотреть. Впереди паровоза не надо бежать, но и в конце тоже не стоит оставаться. То есть вовремя – через год-два – нужно признать новое государство", – подчеркнул эксперт.
"Ничего не будет"
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, напротив, уверен, что референдум не будет иметь никаких реальных политических последствий. "Это происходит в рамках торговли местных элит по поводу условий существования с Багдадом и в рамках игры с местным электоратом, чтобы вообще остаться в обойме", – подчеркнул собеседник, напомнив, что еще в субботу делегация Эрбиля попыталась начать переговоры с Багдадом, но получила отказ.
"Аналогичный референдум проходил и в 2005 году, 98 процентов высказались за независимость. Он проходил, конечно, на несколько более мелкой территории, – рассказал Сатановский, – Но ничего тогда не было – и сейчас ничего не будет".
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Хошави Бабакр, Представитель Демократической партии Курдистана в России и СНГ.
Это первый шаг к независимости Курдистана. Подавляющее большинство проголосует за суверенитет. Дальнейший процесс пойдет мирным путем, через переговоры, с соблюдением норм международного права. С иракским правительством будут постоянно идти переговоры, чтобы Ирак признал новое государство, а также чтобы прийти к согласию по нерешенным вопросам территориального раздела, природных ресурсов и так далее. На это будет максимум два года, иначе Курдистан в одностороннем порядке провозгласит независимость.
Иракский Курдистан имеет право на независимость, на независимость от той страны, которой нет. Рычаги власти Ирака не действуют. В таких условиях курдам быть независимыми – это себя защитить. Лучше, чем жить в непонятной среде.
Однако процесс будет идти сложно, ведь Иракский Курдистан со всех сторон окружен странами, в которых живут курды, и на него оказывается значительное внешнее давление.
Мы не виноваты, что курды живут в четырех странах, так поделили Османскую империю. Независимость Иракского Курдистана никак не повлияет на внутреннюю ситуацию в других странах. Курды этих стран лишь порадуются за иракских, но не более того.Турция не пойдет на агрессивные действия против Курдистана. Мы никогда не были угрозой для Турции. Более того, в структуре экспорта Турции Курдистан занимает второе место после Германии – 8 млрд составляет экспорт в сам Курдистан и еще 4 млрд идет через его границы в Ирак.Турция и Иран намного больше заинтересованы, ведь товарооборот, который идет из этих стран в Курдистан, намного больше, чем в обратную сторону.
Первым признает Израиль, который об этом заявил открыто. Многие европейские, азиатские и арабские страны нам неофициально заявляли свою готовность признать. У некоторых стран Персидского залива, например у Иордании, позиция нейтральная. Если несколько стран признают, то и другие будут постепенно это делать. Турция и Иран в итоге тоже будут вынуждены признать Курдистан, это в их интересах, иначе они не смогут сотрудничать с ним, их интересы не будут защищены. Угроза – это если в Курдистане будет хаос, война, а если мирный процесс – то это, наоборот, фактор стабильности.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Независимость Курдистана, референдум, пешмерга, Сирвана Барзани, Россия, Ибрагим аль-Джаафари, Хейдар аль-Абади, Ирак, Масуд Барзани, Турция, Иран, Сирия, Реджеп Тайип Эрдоган, нефть, США, СБ ООН, Семен Багдасаров, Израиль, Евгений Сатановский, Хошави Бабакр