Павел (Бафел) Талабани, один из лидеров партии "Патриотический союз Курдистана" (ПСК), обвиняемых в предательской сделке с властями Ирака, в результате которой курдские силы пешмерга были вытеснены из всех курдских территорий, отвоеванных у "Исламского государства" (ИГ) с 2014 года, дал интервью телеканалу "France24".
Он ответил на несколько вопросов, касающихся сделки, заключенной им с Багдадом, событий, последовавших за этим, и перспектив независимости Курдистана.
Первый из заданных Павлу Талабани вопросов касался обвинений в том, что он позволил военным силам Багдада взять под контроль Киркук в результате соглашения с центральным правительством Ирака и соседним Ираном.
"Я полностью и категорически отвергаю бессмысленные и откровенно говоря, весьма отвратительные обвинения", сказал Талабани, заявив, что "все, что произошло до сих пор, было результатом недальновидной политики курдского руководства".
"Утверждается, что вы действительно приказали своим войскам не сражаться против центрального правительства и шиитских ополченцев из-за того, что вы договорились с Ираном и особенно с Касимом Сулеймани – генералом, который руководит элитными силами "Стражей исламской революции"", сказал беседовавший с Талабани ведущий канала "France24" Марк Перельман.
Талабани ответил, что, к сожалению, такие разговоры ведутся. "Они пытаются переложить ответственность за трагедию на кого-то еще. Я могу объяснить вам, что случилось в Киркуке той ночью. Наши силы пешмерга хорошо известны обороной Киркука в предыдущие годы. Мы теряли самых храбрых командиров пешмерга, защищавших Киркук. На этот раз мы столкнулись с непреодолимыми силами, со значительно превосходящей высокой огневой мощью. Наши военачальники на местах, такие как Шейх Джафар и так далее, решили совершить тактическое отступление после многих боевых действий, которые стоили [жизней] почти 100 человек и десятков раненых", сказал Талабани.
Он объяснил, что, не желая жертв, "командиры решили отступить стратегически из этих районов, и я благодарю их за это!".
В ответ на прямой вопрос о том, предавал ли он курдские интересы, Талабани призвал расследовать произошедшее в Киркуке, но также потребовал расследовать и действия курдских лидеров, которые "привели к сегодняшней ситуации". "Тщательного расследования, чтобы увидеть, подходят ли они для курдского народа".
"Вы, очевидно, говорите о Масуде Барзани, который призвал к этому референдуму?", уточнил ведущий. "Вы думаете, что, проведя этот референдум, он совершил историческую ошибку?"
В ответ Талабани сказал, что не будет "нападать на президента Барзани в какой-либо форме, я ничего не буду делать, чтобы уменьшить курдское единство".
"Курды сегодня более, чем когда-либо нуждаются в единстве. Мы должны спросить себя, как мы к этому пришли… Референдум не был конечной целью, целью были права курдского народа. И в последний день [перед референдумом] Соединенные Штаты пришли с предложением. Предложением, которое защитило бы нас, предложением, которое гарантировало право провести референдум через два года, если мы будем пытаться вести переговоры с Багдадом. К сожалению, курдские лидеры, и я не говорю о г-не Барзани, извините, но я не хочу быть втянутым в это... Курдские лидеры не приняли эти изменения в политике…".
"Это было ошибкой? Это было ошибкой?", перебил его ведущий.
"Это было колоссальной ошибкой! Колоссальной ошибкой! И даже в сражении в Киркуке была возможность, даже, когда [шиитские] силы вошли в Киркук, премьер-министр Абади, его превосходительство говорил с нами и мы достигли компромисса. И я мог бы объяснить этот компромисс для вас", сказал Талабани.
"Если можно, коротко. Какой была ваша сделка с премьер-министром?"
"Я объясню. После дня переговоров мы вместе пришли к соглашению. Иракские войска создадут военную базу для координации против ИГ. Она будет заполнена войсками США, войсками Великобритании и другими членами коалиции против ИГ, а также иракскими войсками. Это единственное, что могло предотвратить катастрофу, которая обрушилась. Это единственная сделка, которую я заключил. И у меня есть документ, подписанный 30 лидерами ПСК. Вы можете посмотреть. Это был бы достойный компромисс, никто бы не был утрачен, мы бы держали Киркук и не было бы той трагедии, которая имела место. Но, к сожалению, опять, лидеры Курдистана были неспособны выбрать правильный курс".
Ведущий спросил, покончено ли с курдской независимостью, как сказал премьер-министр Ирака.
"Я не знаю, о чем думает премьер-министр", сказал Талабани. "Но я знаю, что он много раз обращался к нам с разными предложениями. Многие из этих предложений были для нас неприемлемы, но американское предложение было альтернативой. Даже когда шли сражения, Абади обратился к нам с предложением заключить соглашение, чтобы прекратить насилие в Киркуке. К сожалению заданное время было таким, что у курдского руководства не было достаточно времени, чтобы согласиться".
Отвечая на вопрос, боится ли он войны между курдскими фракциями, Талабани ответил, что всегда боится войны, но Курдистану нужно единство.
Он также ответил на вопрос о том, возможны ли переговоры с Багдадом при условии отказа от независимости.
"Курдские люди нуждаются в переговорах с Багдадом. Нам нужны переговоры с Багдадом. Нам нужна поддержка международного сообщества, нам нужна поддержка соседних стран. И вместе, в диалоге мы решим эту проблему, и избежим трагедии".
Последним вопросом, заданным Талабани, был вопрос: считает ли он, что из-за сложившейся ситуации независимость Курдистана должна быть отложена на несколько лет.
"Это мечта каждого курда – независимость Курдистан. Но для независимого Курдистана надо работать. Мы должны быть в позиции силы в переговорах. Мы должны быть реалистами в отношении ожиданий Запада. Мы должны много и долго думать. Мы должны работать над этим и лоббировать это. У нас должен быть план для этого, правовые основания, военные основания и много-много других оснований. Каждый курд хочет независимый Курдистан. Это придет в правильное время и мы никогда не перестанем работать над этим. Мы будем все стремиться к этому. Но курды не могут это делать сейчас. Сейчас они должны быть объединены и вместе. Бок-о-бок мы должны решать это под защитой закона, чтобы достичь компромисса и в итоге стать независимым Курдистаном".
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, ПСК, Павел Талабани, Ирак, Киркук, пешмерга, Исламское Государство, Иран, Сардар Касим Сулеймани, КСИР, Стражи исламской революции, шииты, Масуд Барзани