В понедельник, 27 ноября, премьер-министр Регионального правительства Курдистана (КРГ) Нечирван Барзани выступил на еженедельной пресс-конференции, в ходе которой заявил, что КРГ не предприняло никаких действий после своего референдума о независимости, в отличие от иракского правительства, которое закрыло аэропорты курдского региона и развернуло войска на курдских территориях. Поэтому правительство Курдистана не может отменить что-либо, или отступить от чего-либо, в то время как Багдад может это сделать.
Референдум
Комментируя решение федерального суда об отмене последствий курдского референдума, Барзани сказал, что его правительство уважает постановления суда и призывает Багдад последовать его примеру, отменив все карательные меры, предпринятые против Иракского Курдистана.
"Мы уже это говорили: мы уважаем решение федерального суда", - сказал Барзани. "Но решение, принятое в последний раз федеральным судом, предусматривает "отмену последствий референдума". Теперь я спрашиваю, что произошло после референдума?" спросил он, отметив, что его правительство ничего не сделало после голосования.
"Но что сделал Ирак?" - спросил он, напомнив, что "иракский парламент предпринял ряд мер, направленных против народа Курдистана, и Совет министров сделал то же самое".
"Они сделали все, что могли. Это те вещи, последствия которых должны быть отменены по решению федерального суда. Эти вещи должны быть аннулированы", - сказал Барзани.
КРГ неоднократно призывало иракское правительство начать безоговорочный диалог в свете иракской конституции. Однако Багдад попросил Эрбила выполнить несколько предварительных условий, включая передачу международных границ и экспорта нефти.
Премьер-министр Барзани заявил, что КРГ не готово удовлетворить требования Ирака до начала переговоров.
"Нынешняя ситуация, какой мы ее видим, и в соответствии с которой [иракское правительство] говорит: "Передайте границу, передайте нефть и сделайте то-то и то-то, а затем мы начнем переговоры", сказал Барзани. "Мы должны сначала поговорить, и тогда у нас есть конституция, которая должна судить нас и их, решать, каковы наши обязанности, права и требования, и каковы их права и обязанности".
Он добавил, что неясно, что означают слова Багдада о "передаче". Если это означает смену курдскоязычного персонала на границах на арабоязычный, то важным вопросом является вопрос о том, будут ли иракские власти рассматривать курдов как граждан или нет.
Он добавил, что власти Курдистана готовы приветствовать и "сотрудничать", если иракские официальные лица захотят посетить границы, чтобы увидеть и оценить ситуацию.
Нынешняя ситуация, когда обе стороны разговаривают друг с другом через средства массовой информации, не помогает улучшить ситуацию, сказал Барзани, и теперь Багдад должен начать переговоры.
Зарплаты госслужащих КРГ
Правительство иракского премьер-министра Хейдара аль-Абади неоднократно заявляло, что оно готово выплатить зарплаты государственным служащим в Курдистане, но только после того, как будет проведен аудит заработных плат и Багдаду будет передан экспорт курдской нефти.
Премьер-министр Барзани обвинил иракское правительство в том, что оно делает заявления, но не следует им, заявив, что это говорит о том, что Багдад не заботится об интересах курдского народа.
После потери Киркука 16 октября КРГ потеряло около половины своего экспорта нефти - основного источника дохода, и это добавило финансовых трудностей правительству Курдистана. Как сказал Барзани, Багдад не экспортирует нефть Киркука и, в то же время, не позволяет КРГ делать это - создавая ситуацию, от которой проигрывают обе стороны.
Но Багдад может помочь Эрбилю выплатить зарплаты, разрешив КРГ экспортировать нефть Киркука, сказал премьер-министр.
Правительство Курдистана все еще способно оплачивать труд своих государственных служащих и будет делать это до тех пор, пока оно в состоянии. "Когда мы осознаем, что мы больше не можем платить зарплаты, мы в тот же день объявим об этом народу", сказал Барзани.
Из-за финансовых ограничений, вызванных невыплатой Багдадом бюджетной доли Курдистана, КРГ с 2014 года вынуждено сокращать или откладывать выплаты заработных плат своим сотрудникам.
КРГ работает над отношениями с соседями
В результате референдума пострадали отношения Курдистана с Ираном и Турцией. И Тегеран, и Анкара решительно выступали против голосования об отделении от Ирака.
Говоря об этом, премьер-министр Барзани подчеркнул, что отношения с Ираном, важной страной для КРГ, продолжаются, и что Эрбиль хочет иметь хорошие отношения со своим восточным соседом.
Что касается Турции, с которой КРГ имеет жизненно важные политические и экономические связи, включая экспорт нефти, премьер-министр Барзани сказал, что глава исламской партии Салахадин Бахадин посетит Турцию, чтобы сыграть роль в нормализации отношений между сторонами.
"Он сделал все, что в его силах, как Генеральный секретарь "Исламского союза Курдистана" (ИСК), чтобы нормализовать сложившуюся ситуацию. Мы рассматриваем его визит в Турцию в этих рамках, и это определенно будет полезно для ситуации в регионе Курдистан", - сказал Барзани.
ИСК – это умеренная исламская курдская партия, имеющая дружеские отношения с правящей в Турции "Партией справедливости и развития" (ПСР).
Парламент и президентские выборы
КРГ начало серию переговоров со всеми партиями Иракского Курдистана для проведения консультаций по нескольким вопросам, в том числе, по вопросу всеобщих выборов, которые ранее были запланированы на 1 ноября, но перенесены из-за начатых Багдадом военных действий против Курдистана.
Барзани сказал, что КРГ установит новую дату выборов после завершения межпартийных переговоров.
Он не исключил возможность проведения совместных встреч между пятью основными партиями Курдистана.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, Нечирван Барзани, Независимость Курдистана, референдум, Ирак, Хейдар аль-Абади, нефть, Киркук, Иран, Турция, ИСК, ПСР, Салахадин Бахадин, выборы