21 декабря на своей пресс-конференции в Эрбиле премьер-министр Регионального правительства Курдистана (КРГ) Нечирван Барзани заявил, что курдским властям известно, что жестокими протестами в Сулеймании управляют игроки, цель которых – посеять хаос в регионе Курдистан, и пообещал, что КРГ будет использовать силу закона для предотвращения ухудшения ситуации в Курдистане.
Он также сказал, что уважает совместное решение партий "Горран" и "Исламская группа Курдистана" (ИГК) покинуть правительство, но он считает, что это является "политической игрой".
Что касается переговоров с правительством Ирака, премьер-министр сказал, что Эрбиль "полностью подготовлен к формированию совместного администрирования" пограничных переходов и курдских аэропортов, призвав Багдад прекратить запрет на международные рейсы в Курдистан до наступления нового года.
Люди Курдистана имеют право протестовать, чтобы их требования были услышаны, сказал Барзани, заявив, что КРГ "понимает" требования, выдвигаемые на антиправительственных протестах в провинциях Сулеймания и Халабджа.
С понедельника, первого дня протестов, в ходе насильственных демонстраций погибли 2 человека и по меньшей мере 300 получили ранения. "Мы выражаем наши соболезнования семьям тех, кто погиб во время этих событий. Мы также надеемся на быстрое восстановление пострадавших", - сказал Барзани.
Тысячи людей вышли на улицы двух курдских провинций, требуя прекратить широко распространенную коррупцию, улучшить базовые услуги и полностью оплатить задержанные или урезанные зарплаты сотрудников государственного сектора.
Премьер-министр сказал, что у людей Курдистана есть "справедливое право на протест", и это та демократическая ценность, которую приветствует КРГ. Однако он предупредил, что "курс протестов" был использован некоторыми людьми, чтобы вызвать насилие.
"Мы знаем, что этими событиями управляют", - сказал Барзани, добавив, что насильственные нападения на государственные и частные офисы произошли одновременно с мобилизацией иракских сил в Махмуре, недалеко от Эрбиля.
"Мы знаем, что есть подстрекательство. Мы знаем, что есть люди, которые его поддерживают, поэтому в Курдистане будет больше беспорядков. Конечно, силы безопасности Курдистана и народ Курдистана в целом против этого ", - сказал премьер.
"Протест - это справедливое право каждого человека, - повторил он, - но курс протестов изменился от требований к сожжению офисов и созданию проблем. Как у КРГ, у нас есть юридическая обязанность ограничить этот хаос; КРГ серьезно относится к смыслу этого хаоса и положит этому конец".
Премьер-министр также напомнил, что он просил курдский парламент назначить дату всеобщих выборов в течение трех ближайших месяцев, и призвал народ и курдские партии определять свое будущее путем выборов.
Он сказал, что люди должны понимать, что доходы Курдистана "были сокращены наполовину" в середине октября после потери нефтяных месторождений в Киркуке. Но режим жесткой экономии начался в Курдистане еще с 2014 года, когда Багдад урезал долю курдов в федеральном бюджете страны, когда началась дорогостоящая война против "Исламского государства" (ИГ) и произошел наплыв сирийских и иракских беженцев.
Однако, как сказал Барзани, власти Курдистана все еще способны выплачивать зарплаты.
Единство - это ключ к преодолению трудностей
Барзани заявил, что регион Курдистан стоит перед серьезными угрозами, вызванными в том числе иракской военной агрессией. По мнению премьера, чтобы выжить в нынешней сложной ситуации, Эрбилю нужно единство.
"Если мы сами не будем едины и не поддержим друг друга, чтобы выжить, тогда никто не победит в этой ситуации, ни одна политическая партия. Народ Курдистана должен понять, что заговор, с которым столкнулся регион Курдистан, намного больше, чем кажется", - заявил он.
Премьер-министр уважает решение "Горран" и ИГК покинуть КРГ
Вторая по величине партия Курдистана, "Движение за перемены" ("Горран") и небольшая партия "Исламская группа Курдистана" (ИГК, или "Комала") совместно объявили о своем выходе из КРГ в среду. Они заявили, что потеряли "надежду" на то, что КРГ будет бороться с коррупцией или предпримет шаги для улучшения жизни людей. Обе партии призвали сформировать временное правительство.
Премьер-министр Барзани сказал, что узнал об этом совместном заявлении из СМИ.
"Мы не можем никого принуждать", сказал он.
В 2015 году после похожих насильственных протестов в Сулеймании министры "Горран" были отстранены от работы. Тогда "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) обвинила "Горран" в провокации насилия и нападений на офисы ДПК. Вчера Нечирван Барзани, который также является заместителем главы ДПК, вспомнил о тех событиях.
"Что касается "Комала", я лично не понимаю, почему ... Это очень неудачно. Я считаю, что они должны были призвать к встрече Регионального правительства Курдистана, чтобы объяснить причины их выхода. Они должны были поговорить с нами до того, как они приняли решение", - сказал Барзани об исламской партии, которая контролировала должности двух министерств: сельского хозяйства и окружающей среды.
"Мы уважаем их решение. Но учитывая тот факт, что мы просим о назначении выборов через три месяца, мы действительно не видим, что существует какое-либо оправдание этого", добавил Барзани, задаваясь вопросом: почему и "Горран", и "Комала" ждали четыре года, чтобы объявить об уходе за три месяца до выборов.
Эти партии приняли такое решение, чтобы сыграть в "политическую игру", сказал Барзани.
Как уже сообщалось, 18 декабря глава КРГ официально попросил парламент Курдистана назначить дату проведения всеобщих выборов в течение трех месяцев.
Ранее парламентские и президентские выборы были назначены на 1 ноября, но затем отложены из-за атаки иракской армии и шиитских ополченцев. Нынешний срок КРГ был продлен на восемь месяцев.
Выборы - правильный метод выразить народное мнение, а для политических партий - разобраться в своих разногласиях, сказал Барзани.
Премьер также отверг идею распустить нынешний кабинет министров и вступить в переговоры для формирования временного правительства за три месяца до выборов.
КРГ "полностью подготовлено" к созданию совместного управления пограничными переходами
Правительство Ирака наложило запрет на международные рейсы в регион Курдистан и обратно через несколько дней после курдского референдума о независимости, в результате которого почти 93 процента голосов были отданы за выход из состава Ирака.
Ирак настаивает на передаче под контроль федеральной власти международных пунктов пересечения границ Курдистана, включая аэропорты, а также на том, чтобы власть КРГ распространялась только на районы, находившиеся под ее контролем до падения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Об этом во вторник еще раз заявил премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади.
Барзани, вернувшийся после своего визита в Берлин, где он встретился с высшими немецкими чиновниками чтобы добиться их помощи в переговорах с Багдадом, повторил, что его правительство готово вступить в диалог с правительством Ирака на основе иракской конституции.
По его словам, Эрбиль готов разрешить совместное управление своими пограничными переходами.
"Регион Курдистан с этого дня полностью подготовлен к формированию этой совместной администрации в аэропортах и на пограничных переходах, и решить эту проблему в соответствии с конституцией Ирака", - сказал Барзани.
Он призвал правительство Ирака прекратить карательные меры против Курдистана с начала нового года, заявив, что Эрбиль уже заявил о своем уважении ко всем решениям иракского федерального суда в отношении референдума о независимости.
Что касается повторных замечаний Багдада о том, что он готов заплатить государственным служащим Курдистана, Нечирван Барзани сказал, что список людей, которые находятся на зарплате КРГ, готов для передачи федеральному правительству, но выразил сомнение в том, что Багдад намерен это, действительно, сделать.
Во вторник Абади заявил, что в настоящее время проводится проверка рабочей силы КРГ, и Багдад может начать осуществлять платежи определенным группам, таким как учителя Курдистана.
Отвечая на вопрос журналиста арабского телеканала о том, почему премьер-министр, в отличие от большинства курдских лидеров, не говорит по-арабски, Барзани сказал, что это потому, что он его не знает.
"Я не могу говорить на нем свободно. Я знаю, что это слабое место, и тот факт, которым я очень недоволен. Я очень хорошо понимаю и читаю на этом языке", - сказал он.
"Что же касается того, чтобы говорить, даст Бог, это тоже решится", - сказал он на курдском языке, а потом, после небольшой паузы продолжил на арабском, пообещав, что улучшит свой арабский "в интересах Ирака и единства Ирака".
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, Нечирван Барзани, Сулеймания, демонстрации, Халабджа, армия Ирака, Махмур, Ирак, Горран, ИГК, ДПК, выборы, Независимость Курдистана, референдум, Саддам Хусейн, Хейдар аль-Абади