В январе 2018 года госсекретарь США Рекс Тиллерсон описал американскую стратегию в Сирии как включающую в себя сохранение присутствия войск в регионе по крайней мере до 2021 года при одновременном создании курдско-арабских сил численностью 30 000 человек с конечной целью блокировки иранского влияния. Как бы похвально это ни было, достижение этой цели потребует решения комплекса взаимосвязанных вопросов. Во-первых, в то время как курдские силы являются важными союзниками США в войне против ИГИЛ, союзник по НАТО Турция рассматривает их как смертельного врага. Во-вторых, отношения между сирийскими курдами и арабами остаются хрупкими и требуют значительного внимания со стороны США, чтобы предотвратить развитие дальнейшей напряженности, которая может привести к пагубным политическим изменениям. В-третьих, чтобы добиться успеха, США должны признать всю полноту политического и экономического спада на севере Сирии, который только усугубил напряженность между арабами и курдами. Это сложные вопросы, требующие пристального дипломатического внимания, а также вложения значительных ресурсов, которые потребуются для противодействия Ирану и режиму Асада.
Этот последний вопрос имеет решающее значение для политики США, однако я хотел бы подчеркнуть еще один вопрос. Кажется, что США не знают в полной мере о масштабах политического и экономического спада на севере Сирии, который обострил напряженность между арабами и курдами. Я бы также определенно упомянул, что мы были в январе 2018 года в северной Сирии, и это впечатление - не спекуляции Вашингтона, а результат полевых исследований.
Курдский вызов для стратегии США
Всего через несколько дней после презентации Тиллерсоном стратегии США Турция начала наступление на курдский район Африн. США явно недооценили решимость Турции бороться против YPG ("Отрядов народной самообороны"). Еще более важным, чем тот факт, что США были застигнуты врасплох, является тревожное последствие того, что Анкара получила от Москвы зеленый свет на свою операцию против YPG в Африне. Российская стратегия включает в себя цель продемонстрировать курдам, что США не в состоянии или, по крайней мере, не намерены защищать их от Турции, несмотря на жертвы, которые они понесли в борьбе против ИГИЛ. Очевидно, Путин стремился к тому, чтобы курды разорвали свой союз с США и позволили сирийской армии вернуться на северо-восток Сирии в обмен на защиту от Турции. Если бы YPG покинули турецко-сирийскую пограничную зону, а затем разделили суверенитет с сирийской армией, у Эрдогана больше не было бы причин атаковать курдскую территорию. США должны предпринять шаги, чтобы курды не поддались на предложение Москвы. Это должно будет включать в себя некоторые договоренности с Турцией, которые в принципе не будут легкими.
Тем не менее, существенная политика в отношении курдов даже внутри Сирии (т. е. за пределами отношений с Турцией) требует устранения значительной напряженности с арабским населением в контролируемых курдами районах. Даже в районах с арабским большинством курдские "товарищи" YPG контролируют все административные и политические органы, от простых местных советов (коммун) до руководства "Демократической Федерации Северной Сирии”. Сирийские курды сохраняют жесткий контроль над управлением и в значительной степени исключают арабов из власти. Конечно, это курдское господство раздражает арабское население. Особенно лидеров племен, маргинализованных новой властью. Если США надеются создать курдско-арабские силы, им придется устранить эту напряженность, работая над более функциональным сотрудничеством двух групп. Это гораздо меньше, чем устаревшее "национальное строительство”, но это означает вовлечение во внутриполитический процесс и структуры управления.
Особенно остро эта напряженность ощущается в военной сфере. Арабы составляют большинство СДС ("Сирийских Демократических сил") и составляют четверть в YPG. Однако руководство остается исключительно курдским, и у арабов нет шансов на продвижение в рамках YPG. В рамках СДС арабские ополченцы не имеют свободы действий, и они, кроме того, полностью зависят от YPG в плане вооружений. США решили сделать YPG своим единственным собеседником, чтобы избежать проблем дезорганизации (как это произошло со "Свободной сирийской армией"). Тем не менее, YPG активно препятствуют появлению любой объединенной арабской силы в составе СДС, чтобы предотвратить появление любой конкурирующей силы и оставаться незаменимыми для США. Очевидно, что задача США состоит в том, чтобы удержать курдов в своем лагере, а также мотивировать их развивать более справедливые и продуктивные отношения с арабами, которые готовы сражаться на их стороне, но которые, по понятным причинам, могут подвергнуться структурной дискриминации.
Экономическая катастрофа
Арабские мужчины в регионе присоединяются к СДС и особенно к YPG по нескольким причинам, включая как политическую оппозицию Асаду и иранцам, так и реальные преимущества зарплаты, учитывая резкое сокращение экономики в регионе.
До войны северо-восточная Сирия (провинции Ракка, Дейр-эз-Зор и Хасака) производила две трети пшеницы и почти весь хлопок страны. Половина населения зарабатывала на жизнь сельским хозяйством, и хотя эта доля только увеличилась во время войны, реальные масштабы сельскохозяйственного производства неуклонно снижались с 2011 года из-за отсутствия удобрений, плохого орошения и продолжающегося разрушения сельскохозяйственного рынка. В 2018 году сельскохозяйственный сектор может продолжать сталкиваться с резким снижением, что может привести к продовольственному кризису, поскольку после шести лет обычных дождей вернулась засуха. В долине Евфрата, где орошение имеет важное значение, государственная ирригационная сеть больше не функционирует из-за недавнего разрушения и отсутствия органа управления.
Фермеры предприняли собственные меры по адаптации к экологическим нагрузкам. Многие покинули свои земли, чтобы разводить овец, в то время как другие начали сажать ячмень вместо пшеницы — растение, которое требует меньше воды и удобрений. Что касается хлопка, то планы по апрельской посадке кажутся незначительными. В результате исчезли два основных источника доходов фермеров—пшеница и хлопок. Федерация Северной Сирии, несомненно, будет вынуждена импортировать зерновые за большие деньги, чтобы компенсировать отсутствие значительных запасов зерна у населения. Это настоящее оскорбление для курдских радикалов из "Партии Демократического Союза" (PYD) в Сирии, которые выступают за продовольственную самодостаточность в соответствии с принципами, изложенными Абдуллой Оджаланом. Тем не менее, эта катастрофическая ситуация была неизбежна из-за сильной экономической зависимости, существующей между северо-восточной Сирией (которую Баасистский режим сформировал исключительно для производства сельскохозяйственного и энергетического сырья) и западной промышленной Сирией.
Официально PYD хочет сломать свою экономическую зависимость от остальной Сирии, построив самодостаточную экономику. Партия выступает за создание сельскохозяйственных и кустарных кооперативов в соответствии с неомаоистской идеологией. К счастью, реализация идеологии Оджалана была минимальной из-за приоритета военных действий. Однако создание кооперативов не благоприятствует свободной рыночной экономике или любым частным инициативам, которые уже сдерживаются удушающей бюрократией.
Взрывоопасная ситуация во благо Сирийского режима
С одной стороны, политическое господство курдов, а с другой -экономический спад, обостряют межэтническую и межплеменную напряженность. В январе 2018 года племена Манбиджа, расположенного на севере Сирии вблизи турецкой границы, протестовали против Гражданского совета (местного самоуправления), когда он хотел ввести воинскую повинность. Спустя 18 месяцев после освобождения города силами СДС отсутствие коммунальных услуг, ненадежное электроснабжение и стагнация экономики вызвали повсеместное разочарование. В Ракке население все еще восстанавливается после разрушительной битвы, но вскоре подобное разочарование, вероятно, усугубится и там. Народ Ракки ожидал от Запада масштабной помощи, но в настоящее время на местах почти нет помощи и нет ни одного обещания о стабилизации положения в будущем. В результате распространился слух, что Запад уничтожил Ракку только из-за угрозы, которую он видит в ИГИЛ, но без подлинного интереса к освобождению, не говоря уже о восстановлении города.
Диктатура Асада жаждет воспользоваться таким недовольством. Его пропагандисты утверждают, что в районах, находящихся под его контролем, возобновилось электричество и функционируют другие коммунальные службы. Такие заявления оказывают сильное воздействие на население, обнищавшее в результате войны. После многих лет боевых действий многие сирийцы жаждут хоть капельки нормальной жизни. Даже когда Башар аль-Асад ведет жестокую войну на западе, совсем недавно - в Гуте, он также чувствует возможность восстановить контроль над северо-востоком, выжидая время, подливая немного масла в тлеющий огонь и пытаясь сплотить политические элиты. В январе 2018 года большинство племенных вождей северной Сирии были в Дамаске, готовясь к встрече в Сочи. По сути, эти дискуссии в сирийской столице были сосредоточены на их будущей политической позиции и возможностях для будущего возвращения сирийской армии.
Остановить Турцию и восстановить регион
Если США планируют остаться на севере Сирии, они должны решить два основных вопроса. Во-первых, они должны остановить турецкое наступление. Однако они не должны этого делать, уступая Турции Манбидж, что только подбодрит Эрдогана, который будет требовать больше уступок, в ответ на что YPG переключатся на Россию. В этой сложной ситуации США должны продемонстрировать четкую политическую решимость как сохранить своих местных союзников, так и завоевать уважение Турции. Однако одного этого политического направления будет недостаточно. США также должны более эффективно взаимодействовать на местах. Если США не восстановят баланс управленческих отношений между курдами и арабами, то последние обратятся к Дамаску, точно так же, как у первых есть возможность обратиться к Москве. Разъединение или отстранение не улучшат ситуацию. С другой стороны, США должны серьезно работать над повышением уровня жизни населения посредством значительной экономической помощи, которая выходит за рамки простой стабилизации. Блокирование экспансии иранских гегемонистских амбиций требует американской инициативы, которая предложит народам региона убедительную альтернативу. Сравнение с серединой двадцатого века не надуманно.
Администрация Трампа должна быть такой же амбициозной, как президент Трумэн, когда он запустил план Маршалла для Европы, поскольку это был соответствующий ответ для защиты Западной Европы от коммунизма. Аналогичная реакция на структурные трудности на Ближнем Востоке, перед лицом иранской тени, должна быть разработана по тем же причинам, по которым действовал Трумэн.
Семена тоталитарных режимов питаются страданиями и нуждой. Они распространяются и растут на зловещей почве нищеты и раздоров. Они достигают своего полного роста, когда надежда народа на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду.
Фабрис Баланш (Fabrice Balanche)
Перевод: Дмитрий Казов
Теги: Фабрис Баланш, США, Рекс Тиллерсон, Сирия, Сирийский Курдистан, арабы, Иран, Исламское Государство, НАТО, Турция, PYD, YPG, Башар Асад, Африн, Манбидж, Ракка, Сирийские Демократические Силы, Реджеп Тайип Эрдоган, Россия, Дональд Трамп