Выступление Председателя Международной федерации курдских общин, профессора Мирзоева К.И.
Уважаемые участники конференции Международной федерации курдских общин, уважаемые гости! Я сердечно приветствую Вас и выражаю благодарность за то, что вы посетили наше мероприятие со всех уголков мира. Учитывая, что сегодня на конференции собрались известные общественные деятели, ученые, журналисты, бизнесмены. Повесткой дня нашего мероприятия является: "Общественно-политические задачи курдских диаспор в современном мире: тенденции и перспективы". Хотелось бы также сказать несколько слов по данной теме.
В современном мире, охваченном многочисленными конфликтами и развитием глубинных процессов, одним из которых является наиболее значимым процесс глобализации многократно увеличивается роль диаспор. Влиятельность конкретной диаспоры зависит от её национальных, демографических и других особенностей. Своих целей на глобальном, региональном и национальном уровнях диаспоры достигают преимущественно путём воздействия на государственные институты. Кроме того, складываются основания для их самостоятельного, без привязки к государству, участия в мировых политических процессах.
Особую роль в использовании ресурсов влияния играет элита диаспоры. Она представляет собой "центр управления", вырабатывающий стратегию действий и оперирующий ресурсами. Стабильность внутри "центра управления" является индикатором способности диаспоры управлять имеющимся потенциалом.
Например, с 90-х годов было зарегистрировано и начало функционировать в Казахстане Региональное Общественное Объединение Ассоциация курдов "Якбун" (Единство). В 1999 году Ассоциация была переименована в "Барбанг" (Рассвет). С 15 января 2013 года ассоциация перерегистрировалась с статусом Республиканское Общественное Объединение Ассоциация "Барбанг" курдов Казахстана, на основе 11 филиалов.
Целью Ассоциации курдов "Барбанг" является содействие созданию необходимых условий для всестороннего развития культуры, проведение мероприятий, направленных на сохранение национальных обычаев и традиций курдов в формах фестивалей, концертов, научно-практических и методических семинаров, а также для более полного удовлетворения социальных, духовных потребностей и законных интересов лиц курдской национальности, проживающих в Казахстане.
Курды первые появились в Казахстане в результате сталинских репрессий и депортации в 1937 году с приграничных территорий Азербайджана и Армении. После последовал второй этап депортации в 1944 года с приграничных районов Грузии. В 1989 году, тысячи курдов были вынуждены покинуть свои дома и бежать из-за начала военного конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного-Карабаха. Курды, которые пожелали остаться жить и работать в Казахстане получили гражданство республики. На данный момент у многих из них есть возможность реализовать свой творческий и физический потенциал в любых сферах общественной деятельности, будь то политическое поприще, организация малого частного бизнеса или научно – исследовательская работа.
Также непосредственно Ассоциации "Барбанг" курдов Казахстана входит в состав Ассамблеи народа Казахстана, председателем которой является Президент Республики Казахстан, Лидер Нации Н.А. Назарбаев.
Под эгидой Ассамблеи народа Казахстана издается литературно-художественный, научный и общественно-просветительский журнал "Nûbar" (Первенец) и ежемесячная газета "Жийна курд" (Жизнь курдов). А также имеется официальный сайт ассоциации: www.berbang-nur.kz.
В наличие Ассоциации имеются различные творческие коллективы: танцевальная группа "Барбанг", вокально-инструментальный ансамбль "Курдистан", "Мидия", фольклорно – танцевальная группа "Бахар" и др., поэтические кружки, в школах для курдских детей ведутся уроки курдского языка. Впервые был подготовлен и вышел в свет учебник курдского языка "Zimanêkurdî" и учебно-методический комплекс для учителей курдского языка, одобренный Министерством образования и науки РК (2006 г.) и рекомендованный для общеобразовательных и воскресных школ, автором которого является академик Мирзоев К.И..
Сегодня в Казахстане курды, наряду с другими народами, достигли многого в науке, культуре, образовании, общественно-политической и экономической жизни. Казахстан дал первого в бывшем СССР курда-академика Национальной академии наук РК, академика Международной инженерной академии Республики Казахстан и ряда других международных академий, лауреата Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, заслуженного деятеля науки Республики Казахстан – Н. К. Надирова. Известный общественный деятель, доктор экономический наук, профессор – А.З. Алиев. Хочется отметить активную научную деятельность покойного доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента международной академии минеральных ресурсов Г.А. Мусаева, доктора технических наук, профессора У.А. Садыкова, профессора К.С. Надирова, М.М. Мамедов, Г.А. Алиева, кандидатов филологических наук – М.С. Юсубова, кандидатов химических наук – Х.А. Надирова, А.Н.Надирова, кандидатов биологических наук – X.А. Надирова, X.М. Садыкова, кандидатов медицинских наук – М.А. Бадирова, Б.Н. Надирова, Т.К. Мирзоева, У.А. Даудов, кандидатов экономических наук – Ж.Ж. Османов, Ф.И. Ибрагимов, кандидат сельско-хозяйственных наук, профессор – Х.М. Гасанов.Не остались в стороне курды и от дела образования. Так, звание заслуженного учителя Республики удостоены А. К. Надиров, М. Т. Сулейманов, А. Б. Надыров, С. И. Сеидов, И. А. Алиев. В Казахстане работает заслуженный учитель Кыргызстана Н. А. Чатуев. Писатели и публицисты – Барие Бала, ГасанеХаджисулейман, Маджиде Сулейман, СалехСаяди. Активисты Ассоциации "Барбанг" – Сейдали Сеидов, Маликшах Гасанов, Р.Я. Мирзоев, И.М. Ибрагимов, Гусейн Сулейманов, Н.А. Надыров, Х.С. Узуналиев и др. Шейх Гасане Шейх Кадыр, Хаджи Микаел, Шейх Ариф, Шейх Файзо и др. ныне играют огромную роль в духовном воспитании курдов Казахстана.
Сегодня десятки курдов в разных видах спорта достигли высоких результатов. Их имена известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Братья Микаэль и Исмаил Надировы, Рамазан Саядов – чемпионы Европы по кикбоксингу, мастера спорта международного класса. Мастер спорта Алик Асланов – старший тренер команды ЦСКА по боксу. Маликшах Мырзаев – заслуженный мастер спорта. Двукратный чемпион Казахстана по борьбе, мастер спорта – Ханэйваз Ханаев. Чемпион мира по боям без правил – Сулейман Исаев и Сулхаддин Аюбов. Обладатель пояса среди молодежи по версии WBC – Али Ахмедова и др.
Многие курды работали и работают в правоохранительных органах, руководителями крупных промышленных предприятий, акционерных обществ, в средствах массовой информации и народном образовании. Почетный строитель РК, кавалер ордена ""Курмет" - Ш.А. Мустафаев, известный предприниматель, президент компании "БН-А" - А.Ш. Абдуллаев, Ш. Р. Дурсунов – бывший первый заместитель прокурора Алматинской области, М.М. Сулейманов – президент "Технопласт" г. Алматы, Амоев Бари, С.Дж. Мамедов, Б.М. Сулейманов, З.А. Балаев– известные предприниматели, Надирова Нарине – заместитель председателя правления "Банка Хоум Кредит", Ш. К. Каримов – президент строительной фирмы "Триада" г. Алматы, С. А. Шамои, М. А. Аюпов, Агали и Бегали Ибрагимовы, А. Б. Исаев – полковники правоохранительных органов. В.К. Мирзоев – кандидат юридических наук, прокурор, Т.С. Шамои – прокурор, В.Р. Алиев – следователь.
Стоит отметить, что в июле 1990 года в Москве по инициативе руководства Всесоюзной ассоциации курдов "Якбун" и ряда курдских ученых и общественно-политических деятелей в институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и при поддержке аналогичных институтов Казахстана, Армении и Азербайджана прошла всесоюзная научно-практическая конференция "Курды СССР: История и современность", на которой были обсуждены вопросы истории и проблемы современного положения советских курдов.
Курды, которые проживают на территории нынешнего СНГ, составляют около 2% курдского народа и образует самую важную часть курдской диаспоры. На сегодняшний день бывшие советские курды проживают на обширной территории в более чем тысяча сел, поселков и городов.
Курды проживающие на территории СНГ, исторически разделяются на 3 ветви: туркменские курды; Армянские, азербайджанские и грузинские курды; Ветвь, образовавшаяся в результате внутренних миграций в СССР и СНГ Российские, казахстанские, среднеазиатские, украинские, белорусские, молдавские курды и курды стран Балтии.
В России большая часть курдов оказалась к концу XIX века, в основном они поселились среди своих соплеменников. По данным первой Всеобщей переписи населения России 1897 г., курдов- мусульман и курдов-езидов насчитывалось 99,9 тыс. человек. По Всесоюзной переписи населения 1926 г. курдов-мусульман и езидов насчитывалось 69,1 тыс. человек, из них на территории Закавказья - 66,7 тыс. человек, а в Средней Азии - 2,2 тыс. По переписи 1979 г. в бывшем Советском Союзе курды составляли 115 858 человек. Из общего числа проживающих в СНГ курдов большая часть - это сельское население бывших закавказских республик – Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, а также республик Средней Азии, Казахстана и России. Сегодня же эти цифры приближены к отметки в один миллион человек.
Имея сложности, можно сказать, что, когда процессы глобализации и культурной унификации оказывают негативное влияние на процессы ассимиляции, особое место в сохранении и сплочении курдских диаспор в странах евразийского пространства занимает деятельность отдельных представителей культурной и экономической элиты курдского народа. Например, можно сказать, где уровень ассимиляции в целом выше там начали активно продвигаться идеи национального самосохранения и сегодня в территории всех стран уровень эффективности работы курдских культурных центров и отдельных личностей очень высок, однако, мы имеем проблемы в плане единения, что не позволяет расти еще больше.
Особо можно выделить работу каждой из диаспор, как России, так и Кыргызстана, Азербайджана, Армении и Грузии. Фактически мы говорим о некой сформировавшейся силе, которая в стране проживания имеет уважение и авторитет, на мой взгляд, это стоит отдельной похвалы, так как для курдов такие задачи даются куда сложнее.
В свою очередь в мировой политике ресурсы влияния всё сильнее расслаиваются и распределяются между различными акторами. Роль сообществ в мировой политике зависит от того, обладают ли они ресурсами влияния, а если обладают, то какими именно. Крупные сообщества могут оказаться обладателями уникальных ресурсов влияния. Если диаспоры обладают ресурсами влияния и используют их во внешнеполитических целях, то их можно считать одной из структурных единиц мировой политики, частью большой мозаики формирующегося поствестфальского мироустройства. Поэтому только единство курдских диаспор может способствовать увеличения значимости нашего этноса в общественно-политических вопросах. На примере Казахстанской диаспоры можно сказать, что при выстраивание правильных отношений с государством этнические курды способны добиться больших успехов в разных сферах, что в последующем и отражается положительно на динамике развития народа. Поэтому, с точки зрения роли диаспор в мировой политике необходимо особо отметить, что в основе их возникновения лежат эмоциональные связи. Эти связи потенциально более интенсивны, чем политическое взаимодействие, но и менее устойчивы в сравнении с институциональной коммуникацией. Проще говоря, диаспоры способны работать с большей отдачей, но могут и быстро "перегореть".
Поэтому для эффективного использования ресурсов диаспор требуется умелый подход, который должен строиться на консолидации курдского этноса на постсоветском пространстве. В последующем мы получим реальный результат, способствующий развитию не только потенциала этноса, но и положительных эмоций в прокладке дороги становления Независимого Курдистан, то есть диаспора должна работать на имидж курдского народа и его будущего государства.
Без государства любой этнос или народ не может сосуществовать, так как всегда на пути будут встречаться различного рода ущемления по ряду вопросов, что в последующем может привести к ассимиляции и исчезновению даже многомиллионного народа. Хотя, к сожалению, среди различных курдских партий и лидеров бытует мнение, что курдом не нужно государство, достаточно жить в демократической стране с равными правами. Однако, эти люди не понимают, что в некоторых государствах курдов не воспринимают даже как этнос, а какая речь еще может идти о правах и демократии. Наш народ имеет исторический горький опыт и последний инцидент произошел совсем недавно, когда в прошлом году, 95% народа Иракского Курдистана проголосовали за независимость, но в конце эта инициатива встретилась предательством со стороны прежде всего своих же курдов, даже больше чем враждебно настроенных государств.
Мы же курды, проживающие за пределами исторической родины с нетерпением, ждали результатов референдума и ожидали осуществления вековой мечты всего народа, появление на мировой карте Независимого Курдистана. К сожалению, мы не усвоили уроки истории, когда у нас имелись десятки шансов создать собственное государство, курды же сами были виноваты в не реализации этих возможностей. Поэтому я особенно считаю, что сегодня единство обходимо как никогда.
Диаспоры в современном мире являются очень серьезной силой, заметно меняющее культурные, политические, экономические климат принимающей страны. Диаспоры не только сохраняют свои традиции, обычаи, обряды, но зачастую и навязывают обществу чуждые для него ценности.
То есть, диаспора изначально формируются как сообщество, игнорирующее существующие границы и стремящееся объединить людей по признаку культурного бэкграунда. Поэтому деятельность диаспор носит транснациональный характер, а влияние осуществляется через транснациональные механизмы. Таким образом, диаспоры соответствуют известным критериям негосударственных (транснациональных) акторов мировой политики. Деятельность транснациональных акторов охватывает множество сфер и развивается столь стремительно, что академическая наука не успевает в полной мере фиксировать и интерпретировать её.
Если элита диаспоры расколота или утратила авторитет среди рядовых участников диаспоры, последняя может лишиться влияния. Например, польское сообщество США в 20-30 гг. XX в. раскололось из-за разногласий между католическим духовенством и светскими общественными деятелями, что привело к сокращению контактов со страной происхождения и поражениям на выборах в Конгресс кандидатов, поддерживаемых польскими организациями.
Таким образом, диаспоры могут влиять нельзя допускать раскола в обществе, а постараться, используя разнообразные механизмы влиять на определенные процессы. В некоторых случаях диаспоры являются не только инициаторами взаимодействий, но и обеспечивают их длительность. Отчасти для выполнения подобных задач внутри диаспор существует своеобразная элита, которая формулирует интересы всех соотечественников и вырабатывает стратегию своей деятельности для достижения конкретных результатов. Эта группа внутри сообщества оперирует социально-политическим и гуманитарным ресурсом влияния. При определённой численности сообщества, наличии политического и экономического потенциалов, всё вышеперечисленное характеризует диаспору как актора мировой политики.
Поэтому именно сегодня для нас зависит создать единое пространство/организацию, которая сумеет стать сильным политическим актором. Но это возможно лишь при наличии взаимодействия диаспор хотя бы на постсоветские пространства, что позволит выработать единые механизмы управления диаспорами в рамках законодательства того или иного государства.
Почему поднимается именно этот вопрос, за последние десятки лет после распада советского союза, многие республики получили свою независимость, в результате единство народов было утеряно, а курды, разделенные границами, потеряли связь друг с другом. В связи с этим, сегодня требуется единый орган для консолидации курдского этноса, который позволит нам укрепить связи друг с другом для совместного развития истории, культуры и языка. При этом вся наша деятельность должна осуществляться в рамках закона той или иной страны.
Сегодня это можно осуществлять без проблем, в рамках евразийских интеграционных процессах.
Но самое главное, нам следует объединиться против тех, кто играет на трайбализме, национальных и религиозных чувствах. Это очень часто ощущается в последнее время, как внешние враги, пользуясь нашей разобщенностью, активно продвигают идею раздора и вбивают еще больший клин между нами. Тому доказательство события последнего пятилетия на Ближнем Востоке (Ирак и Сирия), где ИГИЛ вели масштабные, варварские военные действия против мирного населения этого региона.
Нам же требуется не искать виноватых, а дать объективную оценку дабы народ знал истинную картину событий в целом и закрыть эту страницу истории.
Резюмируя, хочу обратить ваше внимание на следующие вопросы: по окончанию конференции мы должны дать конкретную оценку ситуации, связанной с диаспорами и разработать механизмы по дальнейшему совместному сотрудничеству.
События последнего десятилетия на Ближнем Востоке помимо многочисленных процессов еще жестче поставили перед курдским народом проблему единства. Последние события показали, что вопрос единства, объединения усилий становится судьбоносным для всего курдского народа и в том числе для курдских диаспор всего мира.
Начало 21 века со всей очевидностью показало, что единство становиться особенно актуальным для всех курдских диаспор на всем евразийском политическом пространстве и требует новых подходов и инструментов в осуществлении деятельности по сохранению языка и культуры в условиях становления и развития суверенитета новых независимых государствах.
В новых условиях активизации глобальных процессов новые задачи стоят и перед элитами курдских диаспор на всем Евразийском пространстве. Необходимо найти подход к каждой семье, к каждому сердцу, и убедить их в непреходящих, фундаментальных ценностях нашего народа. Об угрозах и новых вызовах, стоящих перед каждой диаспорой.
Отсюда следует вывод, что современное развитие мирового сообщества вступило в фазу многоуровневой турбулентности связанной с переходом на новый технологический уровень, а так же процессами глобализации, что само по себе предполагает тектонические изменения в во всех сферах общественной жизни. Все это требует от нас руководителей Федерации Курдских общин Европы и Евразии. Новых трансформационных идей способных дать достойный ответ всем новым вызовам от лица всего курдского народа.