15 июня на 72 году жизни скончался известный курдский художник Джавоев Кулихан Мамедович.
Создатель более 150 картин, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, ученик Д. Мочальского, Т. Салахова и И Глазунова, Кулихан Джавоев всю свою жизнь посвятил прекрасному.
Редакция и коллектив сайта Kurdistan.Ru выражают самые искренние соболезнования семье и близким талантливого и благородного человека, без которого мир станет беднее.
Биография
Джавоев Кулихан Мамедович родился в 1948 году в Тбилиси, в обычной курдской семье — многодетной, дружной и крепкой своими корнями. Его родители оказались в Грузии, как и многие другие курды после известных трагических событий 1915 года в Турции.
С ранних лет он стал заниматься музыкой и рисованием. И еще в школе будущий художник понял, что жизнь его навсегда связана с творчеством.
После школы он закончил Тбилисский художественный техникум и стал работать дизайнером. И все это время рисовал пейзажи, натюрморты, портреты.
В 1980 году поступил в Московский Государственный Художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи. Здесь преподавали прекрасные художники и педагоги, многие из которых значительно повлияли на художественную манеру художника. Кулихан с теплотой вспоминает и считает своими главными учителями замечательных художников Д.К. Мочальского, Т.Т. Салахова и И.С. Глазунова. В 1986 году он закончит институт, его дипломной работой стала картина "Крепость Дым-Дым", созданная под впечатлением одноименного романа известного курдского писателя Араба Шамиля. Выбор темы был не случаен. Сама жизнь определила ее. Художник, курд по национальности, впитал любовь к культуре своего народа с молоком матери. Кроме того, детство, проведенное в кругу близких родственников, среди курдских песен, сказок и легенд, прекрасные курдские традиции, бережно хранимые и передаваемых из поколение в поколение, рассказы о жизни на родине предков оставили неизгладимый след в душе художника.
Успешно закончив институт, Кулихан с головой окунулся в работу. В 1987 году в Москве была организована выставка к 70-летию Октябрьской революции. На ней художник представил свою картину "Первая курдская газета", которая затем была приобретена Художественным фондом СССР. В 1992 году Центр курдской культуры в Москве организовал выставку, в которой участвовал Кулихан.
С распадом СССР жизнь Кулихана Мамедовича сильно изменилась. Художник, полный творческих сил и удивительных замыслов, оставшись в Грузии, оказался без работы и возможности реализовать творческие идеи. Но гораздо труднее было ему остаться оторванным от общекультурного процесса, без культурных связей, которые оборвались с возникновением границ между теперь уже независимыми государствами. Поэтому оставалось единственно правильное решение - вернуться в центр событий, не дать обстоятельствам победить себя.
Оставив в Тбилиси свою мастерскую и картины. Кулихан вместе с семьей переехал в Москву. Здесь, в центре города он арендовал мастерскую, в которой под руководством художника изготовлялись материалы, необходимые для написания картин. Здесь же Кулихан воплощал в жизнь свои самые заветные замыслы при поддержке его близких, и в первую очередь сына Дауда, который взял на себя большую часть административной работы.
В своих картинах Кулихан Мамедович воспевал прекрасное, торжество жизни, добра и любви. Даже изображая курдских беженцев, которые в последнее время занимали большое место в его творчестве, художник сознательно отказывался от сцен войны и насилия. По его убеждению, только красота достойна кисти художника, яркие краски должны радовать глаз и душу, вселять надежду. А война же так противоестественна, так ужасна в своей бесчеловечности, как ужасен черный цвет, символизирующий ее.
За свою жизнь мастер создал более 150 картин. Он является членом Международной федерации художников при ЮНЕСКО.
Кулихан Мамедович считал себя последователем русской реалистической школы, которая по его мнению является самой сильной в мире. Он восхищался полотнами великих мастеров - И. Репина, В. Сурикова, В. Серова. Шедеврами всех времен и народов художник считал картины "Боярыня Морозова" В. Сурикова и "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" И. Репина.
Художник принимал активное участие в популяризации курдской культуры. Его иллюстрации украшают обложки книг, изданных Центром курдских исследований — "Курдский альманах" и "Курдские забавные истории и анекдоты". 20.12.1997 года художник подарил Центру три свои работы: портрет великого курдского поэта и мыслителя средневековья, основоположника идеи курдского национального самосознания Ахмеда Хани, картину "Курдские музыканты" и пейзаж, это событие собрало цвет курдской интеллигенции Москвы.
Кроме живописи он занимался и скульптурой.
По своим убеждениям Кулихан был последователем Кришны, чьи скульптуры и портреты он также создавал. Кулихан был уверен, что настоящему художнику кроме таланта нужно большое желание и образование, полученное под руководством хороших педагогов.Одной из главных проблем, с которой он сталкивался, как и большинство художников, - дороговизна аренды выставочных помещений. Поэтому его мечтой было создание галереи произведений курдских авторов реалистической школы.
(Из материалов сайта http://kurds-cr.narod.ru/page10.html)
Портрет курдского поэта Ахмета Хани (автора знаменитой поэмы "Мам и Зин").
Утро в Марокко
Теги: Кулихан Джавоев