Сайт Kurdistan.Ru продолжает публикацию новой повести известного курдского писателя Баве Назэ.
.... Девушка вновь вернулась мысленно к тому разговору с подругой. Она спросила ее тогда:
- Откуда у тебя такие данные?
- Все узнаешь в свое время. Вижу, у тебя много вопросов, ты желаешь все знать обо мне.
- Да, это правда. И очень интересно и познавательно все, что ты говоришь. И ты так хорошо говоришь на курдском языке, но снова спрошу: откуда?
Джан ответила вопросом на вопрос:
- А ты готова слушать обо всем?
- А почему нет? Ты знаешь, что твои слова всегда мне по душе, и я знаю, что все сказанное тобой - правда.
Сама Джан давно была в поисках близкого своему сердцу друга или подруги, чтобы могла раскрыть перед ними все, что тяжелым грузом лежит на сердце. Годы шли, а она не встречала такого человека. Познакомившись с Жиян, она почувствовала родственную душу, в ее сердце проснулось желание говорить о том, что тревожило душу. Ей особенно хотелось поделиться своей болью, рассказать о детстве и отрочестве.
Джан отличалась от своих подруг. Ей всегда хотелось дружить с курдянкой, но только чтобы она была из другого селения. Да, было у нее такое желание, несмотря на то, что в детстве близкая подруга причинила ей боль. Было это так. В три года познакомилась Джан с соседской девочкой, они так подружились, что не хотели играть больше ни с кем, все время были вместе. Когда Джан исполнилось шесть лет, случилось нечто непостижимое для детского ума. Причинившее девочке боль, оставившее в сердце рубец на всю жизнь…
Каждый раз, когда кому-то из девочек давали дома сладкое, они не ели, а несли на улицу, чтобы поделиться с подругой. В тот день Джан взяла с собой виноградную чурчеллу и протянула Саре, заранее предвкушая, как она обрадуется. Но Саре отказалась, тихо проговорив:
- Я не хочу.
- Почему? Ты же любишь эту сладость.
Саре промолчала, но Джан, с удивлением посмотрев на нее, снова спросила:
- Почему? Ты разлюбила чурчеллу?
- Нет.
-Тогда в чем дело? Объясни.
- Жена муллы пришла к нам домой.
- Ну и что?
– Видимо, ей сказали, что мы всегда вместе играем.
- Ну и что из этого? - не выдержала девочка. - По-моему об этом все знают.
- Она сказала, что если соседская девочка - христианка и ей больше шести лет, тогда она грязная. И ни в коем случае нельзя подавать ей руку и ничего нельзя брать у нее.
Джан с обидой прервала ее:
- Почему я грязная? Посмотри на меня! Скажи, что наговорила жена муллы?
- Она сказала, когда дети не мусульмане приближаются к семи годам, кровь их становится грязной, если мусульманин коснется ее тела, то тоже станет грязным.
Джан не могла осознать услышанное:
- Как это моя кровь стала грязной?
- Не знаю…
Обе молча смотрели друг на другу. Джан спросила:
- Это значит, что ты больше не будешь со мной дружить?
- Да. Жена муллы потребовала, чтобы я не дружила с тобой… И моя мама тоже.
Джан, не скрывая обиды, посмотрела в глаза Саре и бросила на землю угощение. Повернулась и пошла домой, глотая обиду и слезы.
Дома она спросила у мамы:
- Ответь мне, почему наше тело считают грязным?
Мама объяснила, как могла.
И с того дня Джан не встречалась с Саре.
Саре тоже со слезами вернулась домой, никому ничего не объяснив. А потом что? Ничего.
Через некоторое время родители Саре уехали в другой город. Но спустя десять лет девушки случайно встретились и узнали друг друга. Саре с извинениями бросилась к Джан, обняла ее. Увы, эти извинения случились слишком поздно.
Когда Джан рассказала Жиян эту историю, девушка представила себя на месте Саре. Ей было стыдно за то, что та сделала с подругой, но она не знала, что сказать. Джан поняла, в какое положение попала Жиян и, шутя, спросила:
- А ты готова подать свою руку мне?
- А я готова твои руки целовать.
Они обнялись. Потом Жиян с нескрываемой грустью в голосе проговорила:
- Несмотря на случившееся, ты все равно дружишь с курдской девушкой.
- Да. Я знаю, что семья Саре была неграмотная, что же обижаться на них. Если сказать честно, я вообще не хочу дружить с нашими девчатами. Потому что у них жизнь бесперспективна. Они видят только то, что их окружает. И не больше. Они не задаются вопросом, как устроен мир, ради чего дана жизнь человеку… Для них жизнь - это череда привычных дней и вещей. Они довольны тем, что имеют. А мечтают только о том, как найти мужа и уехать в Европу.
Жиян спросила:
- А какая девочка не мечтает об этом?
- Поэтому я не хотела ни с кем дружить. Поэтому я оставалась одинокой.
- Должен же быть выход? Нельзя оставаться одной.
Джан сразу не ответила. Она смотрела на Жиян, будто хотела сказать: выход перед глазами…
С этой мыслью она начала говорить:
- Я не хочу жить бессмысленно. Не хочу думать только о бытовых проблемах. Наша жизнь – это не жизнь. У нас нет ни родины, ни языка, ни нации, нет даже идеала. Осталась только религия. И у нас ее делают высшим идеалом. А по мне так обманывают сами себя. К сожалению, для меня и религия не стала верой. В наше время религия не может заменить национальность…
Здесь она остановилась, посмотрела вокруг себя и продолжила:
- Глупенькая ты, Жиян. Я сейчас тебе скажу одну вещь, и пусть это останется между нами.
- Пусть у тебя не возникнет сомнений. Никогда никому не скажу.
- Я это знаю, знаю, поэтому и открываю перед тобой свое сердце. Ведь ты знаешь, что раз в неделю христианин может придти в церковь и искупить свою вину?
- Как? – не поняла Жиян.- Можно вину купить и продать?
- Это так говорят у нас в народе. На самом деле речь идет не о покупке и продаже, а об одном таинстве церкви. Купить виновность в церкви – это значит - признаться в своей вине, а по-церковному - исповедоваться в совершенном грехе. Ты говоришь священнику, в чем согрешил, что сделал не так, раскаиваешься в содеянном и будешь стараться не повторить своей ошибки. И он отпускает тебе твой грех, твою вину. Христиане верят, что руками священника отпускает грех сам Иисус Христос. Иногда вину, если она большая, могут не простить, и тогда священник говорит, что надо сделать, чтобы искупить грех.
Джани замолчала и погрузилась в свои мысли.
– Вину моей мамы священник не купил…
- Почему? Как это случилось?
- Не торопись. …Мама рассказывала, что она пришла в церковь исповедаться, так как очень страдала не по своей вине. Она сказала священнику:
- Святой отец, страдает моя честь, меня принуждают грешить… И нет никакой надежды, что ситуация изменится. Купите мою вину и подскажите, как сделать, чтобы эти бесчестные люди оставили меня в покое, не насиловали больше...
Священник ответил ей:
-Ты не первая пришла признать свою вину. Но вы ни в чем не виноваты. Виноваты мы. Ты должна купить мою вину, не я твою…
Моя мама сказала, что сказав это, он заплакал и ушел. Так и не простив этот грех, т.е. не прочитав соответствующей молитвы.
Жиян, услышав это признание, не знала, что сказать и что делать. Джан тоже была в замешательстве. Неожиданно она сказала:
- Разве это жизнь? Нет, сто раз нет, ничего нам в этой жизни не осталось. Везде и всюду перед глазами издевательство, несправедливость… Здесь она остановилась и, решив не продолжать, вернулась к рассказанной истории:
-Ты знаешь, что во времена Античности один бедняк, попав в безвыходное положение, решил отправиться к богу справедливости, чтобы спросить у него: почему ты открываешь дорогу несправедливости? Он встретился с богом, задал ему вопрос, который не выходил из его головы. Но тут увидел, что бог слепой.
Джан посмотрела на Жиян и откровенно сказала то, что было на сердце:
- Я уверена, что и наш бог тоже слепой: он ничего не видит и не хочет видеть. Ей богу, я тоже искала его, но поняла, что его двери открыты только перед властью. А она всегда врет. Видимо, бог справедливости верит лживой власти. Может, он не знает, что есть несчастные и поэтому не помогает им.
Жиян верила Богу, и ничуть не сомневалась в его справедливости. Поэтому ей не хотелось продолжать этот разговор. Она спросила о маме Джан:
- Кто были те люди, которые изнасиловали твою маму? Они до сих пор не осуждены?
- Это особый вопрос. Наступит день, когда я более полно отвечу на него. Давай оставим это на усмотрение бога, и пусть он судит их сам.
Жиян была такого же мнения и согласилась:
- Да, хорошо.
Вспоминая эти слова Джан, она крикнула:
- Джане, если бы ты увидела, что происходит сейчас, чтобы ты сказала?
И сама себе ответила:
- А что она могла сказать? Ведь однажды она рассказала, что сделали с христианами, с курдами сделают то же, и так же будут издеваться над ними. И это все по одной и той же причине.
Тогда, много лет назад, Жиян спросила:
- В чем причина?
Джан ответила вопросом:
-Ты сказку о человеке, у которого нет головы, слышала?
- Нет.
-Тогда слушай.
-Ты знаешь, я всегда тебя слушаю, я вся во внимании.
…Говорят, однажды бешеный волк атаковал деревню. Три мужика взяли ружья и пошли охотиться на него. Волк убежал, они бросились за ним. Около своего логова волк спрятался в какую-то щель. Мужики тоже спрятались за огромным валуном и ждали, когда зверь выйдет. Но он долго оставался в своем укрытии. Один из охотников не выдержал:
- Пойду посмотрю, что делает волк в этой расщелине.
Когда он дошел до щели, то сунул в нее голову, чтоб посмотреть, что там происходит. Товарищи ждали его, время шло, а он не возвращался. Тогда они встали и тоже пошли к логову. И увидели, что мужик застрял в расщелине: половина тела была здесь, а другой не было видно. Они вытащили товарища и увидели, что у него нет головы.
Охотники посмотрели друг на друга:
- Когда мы пришли, у него была голова?
Один ответил:
- Я думаю, что он был без головы.
Они стали спорить, потом договорились, чтобы взять его тело с собой и спросить людей в деревне – пусть они разрешат их спор. В деревне тоже не было однозначного мнения, поэтому староста сказал:
- Давайте спросим у его жены.
И все отправились в его дом и задали жене вопрос:
- Скажи, у твоего мужа была голова или нет?
Она ответила:
- Была у него голова или нет, не знаю. Но знаю, что зимой он надевал шапку.
Джан, закончив сказку, этот же вопрос задала Жиян:
- Скажи, у курдов и христиан есть голова или нет?
Жиян с улыбкой ответила:
- Думаю, что есть, а ты как думаешь?
Джан же ответила так:
- Есть у христиан голова или нет, не знаю, но знаю, что они много водки пьют. Также не знаю, есть ли голова у курдов, знаю только, что они много кушают шашлыков…
Тогда Жиян рассмеялась, теперь, вспоминая эту сказку, она посмотрела вокруг себя и сказала:
- Это правда: у нас нет головы. Если бы была, мы бы не дошли до такой жизни… Ей богу, стаду овец перед стаей волков лучше, чем нам сейчас.
Сказав это, она поняла, что огромная толпа действительно похожа на стадо овец, которые послушно идут в овчарню. А мы идем куда? Почему послушны, как овцы? Она видела только один ответ – мы подобны девушкам, лежащим под насильниками, лежащим молча, без сопротивления… Вместо стыда ее накрыла ненависть, она хотела кричать: "Не поддавайтесь им, сопротивляйтесь, пусть нас убивают". Крик не вырвался наружу, он даже не дошел до горла.
Успокоившись, она подчинилась своей судьбе: видимо, такая наша доля. А что мы сейчас можем сделать? Когда река выходит из берегов, никто не может сопротивляться течению. Только случайность может спасти попавшего в зону наводнения человека. А такая случайность поможет нам?
Жиян сама с собой была не в ладу, сердце разбилось и слова, лишенные надежды, сами пришли на ум. Вспомнила, что однажды она спросила Джан: "Когда бываешь в затруднении и одиночестве, что ты делаешь со своими мыслями и словами"? Джан, как всегда, ответила серьезно:
- Я прячу свои слова глубоко в груди, словно листьями покрываю все спрятанное там. Но когда поднимается ветер или буря в моем сердце, листья улетают и все спрятанное становится явным. Словно я даю дорогу птичкам моей груди, чтобы они поднимали голову, чтобы кто-то увидел их и пришел на помощь… Чтобы они тоже научились летать, точнее сказать, трепетать, оставаясь в своем гнезде. Честно, я всю свою жизнь ждала слова, которое заставило бы пролиться слезам не из глаз, а из самого сердца.
Джан заплакала.
Вспоминая эти слова и слезы подруги, Жиян видела себя в таком же плачевном положении. Особенно потрясли ее дальнейшие слова подруги:
- Я не хочу скрывать от тебя: я хотела пойти туда, откуда не могла вернуться… Такое желание – один из признаков уже наступившей духовной смерти. Ведь смерть - это бег из жизни. Но я хотела уйти, чтобы убежать из мертвой жизни, чтобы не возвращаться к ней. Никаких признаков настоящей жизни в нашем существовании нет. Для меня жизнь, которой мы живем, это и есть смерть.
Воспоминания были так свежи, что Жиян показалось, будто разговаривает она с подругой, и ей захотелось излить свою душу:
- Джане, сейчас приближается моя смерть. И мне больно, потому что умирает моя душа. Я знаю, что попаду в ловушку гроба и никто не услышит мой стон… Ты не представляешь, что меня больше всего пугает. Я тебе расскажу. Молчание моей души и пустые слова после моей смерти. Ты помнишь, что ты однажды сказала: "Знания без боли не бывает. Если вам не понятен смысл моих слов, ищите его, пожалуйста, на страницах моей жизни".
…И Жиян начала вспоминать жизнь Джан, эпизоды, которые она слышала из ее рассказов и которые случайно или специально проскальзывали в спорах и разговорах девушек. Чаще всего Джан предваряла свои рассказы строками белых стихов:
- Я свою биографию и сказку свою искала под тенью ран, разбросанных по жизни. Как себя помню, всегда оставалась в одиночестве, скрывая любовь и читая запрещенные книги.
-А разве твоя любовь спрятана?
- Я же сказала тебе: всему свое время, я обо всем тебе расскажу.
Жиян согласилась, что время для этого разговора еще не настало, но ей хотелось узнать о других событиях в жизни подруги, более интересных для нее.
-Ты извини, я не могу отказаться от своих слов. Что заставляет тебя дружить с курдянкой, читать курдские стихи?
Джан с чистым сердцем ответила:
- Я тебе говорила, что моя подруга Саре в детстве причинила мне невыносимую боль, когда поверила, что на мне и в моей крови есть грязь. Признаюсь, с этой болью некое чувство ненависти возникло во мне к курдам, но я все равно продолжала говорить по-курдски. И когда моя бабушка узнала, как со мной поступила Саре, она по-всякому пыталась убедить меня изменить мое отношение к курдам.
Жиян не выдержала и спросила:
- А что она о нас говорила?
- По поводу и без повода, она всегда говорила слова, услышанные еще в детстве: "Если курд станет яблоком, не клади его в свой карман". Давала такие советы, рассказывала об изгнании христиан и сопровождала свои слова пением любимой ее песни: "Когда Камаль был живой, ржаной хлеб был запрещен. Да Камалю, ты наш отец, если бы османские султаны остались у власти, курды не оставили бы от нас ничего". Конечно, такие рассказы охлаждали мои чувства к курдам, но их сказки и народные песни заставляли меня забыть все плохое. Знаешь, геноцид народа и положение, в котором мы оказались на чужбине, заставили меня читать исторические книги, чтобы узнать правду и понять причины происшедшего. Чтение книг на английском языке в библиотеках университета позволило узнать историю народа и геноцида, написанную учеными разных стран, не только арабами. И даже освободиться от высказываний в адрес курдов наших людей. Большую роль в этом сыграла любовь моего отца к фольклору, в том числе и курдскому.
Джани хотела перейти к другой стороне своей жизни, чтобы ее рассказ был более интересен Жиян.
-Ты знаешь, когда я читаю или слушаю о прошлой жизни страны, я с отвращением отношусь к тому времени, но с таким же отвращением отношусь и к настоящему. Иногда я говорю себе: "Хорошо бы моя мама родила меня в другое время"… Но понимаю, что это не в наших руках. А выход? Мораль такова: в какой ситуации окажешься, исходя из этого, и принимай решение. Давай подумаем: а какое решение можно принять в нашем нынешнем положении? Никакое. Поэтому я покрываю себя тенью страха и лжи и уговариваю себя: "Наша судьба не в наших руках, а в руках тех, кто находится наверху". А они кто такие? Кроме бога, никто не знает. Ведь говорят, что без божьей воли ничего не случается. Если воля бога во всем, тогда кто виноват к нашей беде?
Что касается религии, Жиян не могла промолчать:
- Ты всегда слишком далеко заходишь в этом вопросе, лучше вообще не затрагивай.
- Если замолчу, то о чем говорить? Для меня это важно.
- Ты пересекаешь границы и, кроме беды, это тебе ничего не принесет.
- Это правда. А что мы вообще хотим друг от друга? Никто не заменит другого человека в его могиле. Зачем будем причинять боль друг другу?
- Мне кажется, наша память всегда находится в страхе и неверии. Их стрелы попали даже в наши веки, и мы не можем открыто смотреть друг на друга. Поэтому я стараюсь не жаловаться на судьбу, я упрекаю себя. И всегда повторяю себе: "Я устала от новой жизни и в прошлой я испугалась, а будущую - потеряла".
- Вай-вай! – удивилась Жиян. – А что тогда тебе остается, без прошлого, настоящего и будущего?
- Смерть.
- А я-то думала, ты скажешь: "День любви"…
-Да, однажды я тебе говорила, что искала молодого человека с похожими взглядами на жизнь. Помнишь: ни национальность, ни религия не были важны, главное, чтобы мы могли полюбить друг друга.
- Как я слышала, день любви у вас, у христиан, отмечается, чтобы найти любимого по своему желанию.
-Да, это один из путей к любви, но, к сожалению, любовь, которая возникает в этот день, ничем хорошим не кончается.
Несмотря на то что Жиян от кого-то слышала об этом дне или читала, ей хотелось знать, что думает о нем Джан, и она задала этот вопрос:
-Ты можешь мне рассказать: что дает вам этот день любви? Ведь для вас каждый день дверь открыта для любви, вам не требуется ничего прятать, можете по желанию выходить замуж. Тогда зачем ломаете голову с этим днем, раз у вас свободная любовь?
Джан рассмеялась и не без шутки ответила:
- Вы прячете свою любовь, но вы больше нас себя выкручиваете и годами давите друг на друга. И поэтому, видимо, мы хотим один раз в год с любовью давить друг друга.
Обе засмеялись, но Жиян серьезно спросила:
- Хорошо было бы хоть один день в году не прятать своей любви. Джане, давай лучше расскажи мне правду об этом дне.
Тогда Джан тоже серьезно ответила:
- Необходимо сказать, что об этом дне свидетельствуют исторические события и есть фантазии. Здесь, как ты понимаешь, смешена реальность с выдумкой. И поэтому есть какой-то сказочный элемент, но есть и то, что было на самом деле. До настоящего времени была версия, что 14 февраля священник Валентин спустился с неба и стал оказывать помощь тем, кто не мог достигнуть своей любви, и они получили радость.
- А у нас говорят, если на этом свете человек не достигает своей любви, то бог их венчает на том свете.
-Что на том свете, что на этом нет правды. Не важно. Важно, что с верой можно достичь то, что есть на сердце.
Джан как бы ответила этими словами Жиян, но все равно продолжала разговор о дне любви.
- Наверняка ты слышала, что во время античности в первой половине февраля отмечался день божией любви.
-А как?
- Говорят, римский император, я не помню его имени, своим приказом запретил солдатам жениться.
Жиян прервала:
- Почему?
- По мысли императора, солдат, имеющий жену и детей, будет больше внимания уделять своей семье, а не армии. Это же станет причиной слабости императорской армии, и она не сможет, как требуется, выполнять свой долг во время войны.
- Вай, боже! Это у курдов тоже есть.
- Как? - удивилась Джан.
- Есть курская политическая организация, члены которой не должны ни выходить замуж, ни жениться. Любовь в этой организации запрещена, юноши и девушки должны быть как товарищи.
- Они считают себя революционерами?
- Да, конечно.
- Тогда я не понимаю, как могут девушка и юноша любить друг друга и не жить вместе. Я не понимаю!
- Я тоже не понимаю, но это правда.
Джани осталась при своем мнении и продолжила:
- Все равно я не понимаю, как они вместе находятся день и ночь и не могут с любовью смотреть друг на друга.
- Видимо, из-за общественного положения. Это традиция нашего общества.
- А если они считают себя революционерами, они не должны принимать отсталые обычая общества. Разве они не видели фильмов о партизанах Че Гевара?
- Как не видели? Видели, но они не хотят освобождаться от традиций общества.
- Это значит, что они не революционеры. И видимо, курды всегда хотят все оставить по-прежнему.
- Видимо, так.
Чтобы не продолжать дальше, она вернулась к приказу римского императора:
- Что случилось после приказа императора?
- Священник Валентин понял, что этот приказ несправедливый. Поэтому он выступил против императорского решения и решил венчать влюбленных тайком. Через некоторое время император узнал об этом и отдал приказ арестовать священника, а потом казнить его. И тот день, когда священник был казнен, для влюбленных стал священным днем и, несмотря на то что прошло уже более тысячи пятисот лет после этого, каждый год этот день отмечается как праздник.
- А как вы здесь отмечаете этот день?
- Жиян, ей Богу, ты надолго осталась в мире отсталости.
- А куда мне было идти?
-А ты отмечай день любви сама.
- Как? Сама по себе?
-Как говорят, что когда девочка хочет выйти замуж, этот день любви она должна быть одна и смотреть на небо в поисках своей судьбы.
-А какую судьбу любви она увидит в небе? Недаром же говорят, что сказка всегда остается сказкой.
- Но помни: в каждой сказке есть доля истины… Если наступит этот день, а ты будешь в одиночестве смотреть на небо и увидишь птичку, знай, в будущем твой муж будет похож на нее. Все свойства этой птицы будут принадлежать твоему мужу.
Жиян с интересом спросила:
- А как? Человек не птица.
-Ладно, я здесь приведу несколько примеров. Если ты увидишь ворону в небе, это значит, что будущий твой муж будет очень богатым, но и очень жадным. Но если ты увидишь воробья в небе, это значит, что твой муж будет милосердным, но очень бедным.
Тогда Жиян спросила:
- А если увижу сокола?
- Не дай Бог.
- Почему?
- Потому что будущий муж твой будет видеть только себя, и все будет происходить по его воле, все должны находиться под его крылом. А я-то подумала, что ты хочешь увидеть голубя… А ты сама говоришь, что эта птица самая сладкая для твоего сердца.
- Тогда мы будем самой слабой парой… Разве не так?
- Да, но о голубях тоже есть сказания.
-Ей Богу, ты гнездо знаний. А какие мифы есть о них?
Эта похвала была по душе Джан, но она, словно не слыша ее, продолжала объяснять:
- Говорят, когда человек умирает, он не понимает, что уже умер, и, когда люди идут за его гробом, душа умершего вместе со всеми сопровождает его. Когда приходят на кладбище и зарывают его тело, люди возвращаются обратно, мертвый тоже пытается подняться, но тут его голова ударяется о крышку гроба. Тогда он понимает, что умер. И поэтому люди, возвращаясь домой, одного человека оставляют около могилы усопшего. Когда он узнает, что мертв, то смотрит вверх и видит знакомого человека. Тот стоит, но помочь ему не может. Он остается на месте и ждет ангелов, которые будут сопровождаться покойника на мытарствах.
- Ну хорошо, а какое отношение имеет голубь к этим мертвым? Я не поняла.
- Не торопись. Начнем разговор с мифологии. Согласно мифу о голубе, когда мать умирает, она, будучи праведной, попадает в рай. И ее душа улетает из могилы. Еще давным-давно в разных религиях было сказано, что умерший не пребывает в могиле вечно, но, согласно его делам и поступкам в земной жизни, он перевоплощается в какое-либо животное. А добрая мать воплощается в голубя, недаром же он стал символом мира и доброты. Душа ее в течение года остается рядом со своими детьми – она не в силах покинуть их. Она видит их и слышит, но, к сожалению, ее не видит и не слышит никто. Говорят, когда ее дочери бывает трудно или когда она остается одинокой, то душа матери дает дочери почувствовать, что она рядом с ней. Это единственный способ для матери оказать помощь близкому. Важно, чтобы девушка видела маму во сне, потому что именно во сне она показывает ей правильный путь и подсказывает верное решение. Как мы видим, мифы, сказки, любые другие устные предания рассказывают о превращении умершей матери в голубя.
Тут Джан посмотрела на Жиян:
- Не бойся, ты еще не стала мамой, и ты пока не превратишься в голубя.
Жиян не обратила внимания на эту шутку, ей хотелось продолжить разговор:
-Ты же говоришь, когда девочка видит птичку в небе, тогда она узнает судьбу своей любви. Но если она ничего не видит, тогда что?
Джан, шутя, ответила
- С песней она достигнет своей цели. Я же слышала твой голос, он красив, и когда ты увидишь, что в небе пустота, начинай петь. И соловей ответит тебе своей песней. Тогда твой будущий муж будет певцом, и вы прекрасно проживете свою жизнь.
После такого разговора, шутливого и серьезного, Жиян обратила внимание, что подруга загрустила и замкнулась в себе. И поэтому она спросила:
- Что случилось? Почем ты такая грустная?
- Ты знаешь, отчего не утихает моя боль?
Жиян молчала. И Джан продолжила:
- Мне причиняет боль несправедливость по отношению к тем, кто болеет и страдает ради правды. И вместо того, чтобы возвеличивать таких людей, мы их убиваем. И это происходит не только сейчас. Об этом свидетельствует вся история человечества. Особенно несправедливо, мне кажется, власти поступили со священником Валентином. Еще до него также незаслуженно страдал Прометей. Сама подумай, в чем была вина священника Валентина? Он хотел, чтобы человек жил счастливо, но император своим законом закрыл людям пути к счастью. А Прометей почему должен был терпеть ужасные пытки? За что его так долго мучили? За то, что он принес огонь людям. Он же хотел сделать их жизнь проще и лучше! Бог Зевс наказал его за доброту. Его привязали к скале в горах Кавказа, и каждый день сокол прилетал и клевал его печень. Когда улетал, рана начинала заживать, а утром начиналось все сначала. И Прометей день и ночь испытывал адскую боль, и его крики эхом раздавались в горах. Зевс хотел, чтобы Прометей искупил свою вину, но тот ему ответил: "Я свои мучения никогда не поменяю на рабство". Как ты думаешь, что объединяет этих двух человек: реально существовавшего священника и мифического героя? Непринятие насилия, даже если оно идет от бога или от власти.
- Ей богу, я с ума схожу. Откуда у тебя такие мысли?
- Хватит, глупенькая, меня хвалить. Давай поговорим о вашей религии, религии курдов, которая проклята. Ей богу. Как бог был несправедлив к Прометею и к священнику Валентину, так и к павлину Малику Таус.
- А это откуда знаешь?
- Я же сказала тебе - из книг и разговоров с умными людьми.
- Дай бог, чтобы мы были вместе. Расскажи, что это за сказка.
- Да, ты права, это тоже сказка. Ты знаешь, что в книгах разных религий написано, как бог создал Адама.
- Да, он сделал его из глины.
- Верно, из глины, и из этого проблем не возникает. Проблема возникла позже, когда бог попросил ангелов склонить голову перед Адамом для того, чтобы душа воскресла в нем. Все ангелы стали молиться, склонив голову, только один отказался, объяснив причину богу: "Когда ты нас сотворил из света, ты сказал нам: "Только мне будете молиться", - а сейчас ты заставляешь нас склонить голову перед сделанным из глины. Я сделан из света! Я выше его, я не склоню голову перед ним, я могу склониться только перед тобой"…
За невыполнение просьбы бога он был проклят. Все религии приняли это решение бога, все, кроме религии курдов. И как говорят, курды успокаивают себя двумя вещами: милость бога беспредельна, и в будущем этот ангел будет прощен. У этого ангела тяжелая ноша, страшно быть отверженным, а мы, люди, вместо того, чтобы хотя бы помолчать из сострадания, еще сильнее наказываем его, проклиная. Еще вопрос, о котором нельзя не вспомнить. Как бог меняет свои предпочтения?! Почему Адама и Еву, не выполнивших его приказ в Раю, сделал отцом и матерью человечества, а ангела, который был прав, проклял? А если бы Адам и Ева не нарушили волю бога, не вкусили от древа познания, мы бы, все люди, родились в Раю и не испытывали бы таких мучений, не расплачивались за их первородный грех. Да, только религия курдов не приняла эту несправедливость бога. И за это бог проклял и курдов, как он проклял непокорного ангела. Поэтому они до сих пор не имеют своего государства.
Жиян слушала и не верила своим ушам. Как же можно о религии и боге говорить так открыто? С упреком она сказала Джан:
- Ты тоже хочешь быть проклятой, дурочка?
-Да, наверное, я и на самом деле дурочка. А что я могу сделать, если я так думаю. А вы сами, курды, не спрашиваете себя, почему до сих пор не имеете своего государства? Почему?
- Из-за несогласия между собой.
- А почему у вас нет согласия?
- Мой отец говорил, что из-за того, что руки врагов есть среди нас и что управляет нами неграмотность наша.
- Да это уместно. Но у меня вопрос о вашем национальном празднике, наврузе. Вы говорите, что этот день - день возникновения вашего народа. Но признак чего этот день?
- Признак весны и счастья.
- Да, это признак весны, с приходом которой возрождается природа, но что представляет собой этот день? Ведь ты знаешь, что весь год беспрерывно идет борьба между тьмой и светом. Поражения и победы их чередуются, но в день, который вы сделали своим праздником, никто не побеждает: ни день, ни ночь. Они равны. Битва продолжается. Противостояние между тьмой и светом остается. Потому что, когда воюют две силы, одинаковые по возможностям, никто не увенчается победой. Поэтому их война бесконечна.
Жиян с удивлением посмотрела на подругу и сказала:
-В твоих словах есть доля правды, но не помню, кто сказал, может мой отец так говорил, когда источник жизни и смерти один, тоже никто не увенчается победой. Курды не победят потому, что между ними нет согласия. Скажи, кто поднимает восстание? Это шейхи и муллы, аги и багги. А кто такие курды, которые поддерживают врагов? Это та же часть общества: багги, аги и шейхи. Получается, за врагов и за нас стоят одни и те же силы.
- Тогда мы уже пришли к согласию между собой. Мы пришли к одному и тому же выводу. Кто поддерживает пешмарга и кто поднимает восстание? Это те же аги и шейхи. Отсюда и такой результат… Где же выход?
- Нет выхода. Наша судьба не в наших руках.
- Смотрите на небо и обращайтесь к богу. Просите у него помощи.
-А когда мы не просили у него помощи?...
Теги: Баве Назе