Курдский лидер Масуд Барзани, президент "Демократической партии Курдистана" (ДПК), предупредил, что запланированный вывод войск коалиции во главе с США из Ирака может проложить путь к возрождению группировки "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ), подчеркнув, что эта военизированная организация по-прежнему представляет угрозу для безопасности страны.
В интервью телеканалу "France 24" Барзани также указал на неразрешенные политические разногласия Эрбиля с Багдадом, заявив, что конституция Ирака должна служить основой для отношений между федеральным правительством и Курдистаном.
"К сожалению, впереди нас ждут трудности. Мы должны быть честны в этом", — сказал он. "Если будет настоящая готовность решать эти проблемы, мы сможем добиться успеха. Мы не просим сверх того, что прописано в конституции, но мы не позволим её нарушать. Мы хотим, чтобы конституция соблюдалась. Существует также проблема признания федеральной системы, которую Багдад не уважает".
Курдский лидер заявил, что Ирак рискует повторить нестабильность, последовавшую за выводом американских войск в 2011 году, когда ИГ расширило своё влияние на территории Ирака и Сирии. "Если коалиция уйдёт, мы столкнёмся с теми же условиями, что и раньше — ИГИЛ вернётся", — сказал Барзани, используя арабскую аббревиатуру ИГ.
Говоря о соседней Сирии, Барзани выразил обеспокоенность ростом насилия в отношении меньшинств, включая курдов, алавитов и друзов, после недавних политических перемен. Он указал на мартовское соглашение, подписанное командующим "Сирийскими демократическими силами" (СДС) Мазлумом Абди и исполняющим обязанности президента Ахмедом аш-Шараа об интеграции институтов Сирийского Курдистана в систему Дамаска, но отметил, что реализация соглашения по-прежнему в тупике. "Опасность заключается в том, что напряженность между арабами и курдами усилится, что приведет к вмешательству извне", — сказал он, призвав к диалогу по урегулированию конфликта.
Барзани также прокомментировал роль Турции, отметив, что Анкара поддержала мартовское соглашение и продолжает выступать за урегулирование путем переговоров. Он также приветствовал заявление "Рабочей партии Курдистана" (РПК) о разоружении, выразив надежду, что это может открыть путь к миру и, возможно, к освобождению находящегося в тюрьме основателя РПК Абдуллы Оджалана.
"Посыл ясен: война — не выход. Каждая община должна чувствовать себя частью политического процесса", — добавил он.
Ниже приводится полное интервью Барзани телеканалу "France 24":
"France 24": Господин Барзани, я хотел бы начать с ситуации в Сирии. С приходом новых властей мы наблюдаем всплеск насилия в отношении меньшинств: алавитов, друзов, а также курдов. В марте было подписано соглашение между главой "Демократических сил Сирии" и главной курдской партией Мазлумом Абди и Ахмедом аш-Шара, исполняющим обязанности президента [Сирии], об интеграции военных и гражданских институтов этого региона в центральное правительство. Однако это соглашение не выполняется. Вы ощущаете рост насилия и даже гражданскую войну в Сирии?
Барзани: Без сомнения, смена режима в Сирии станет решением ряда проблем, особенно курдского вопроса. Мы приложили немало усилий для обеспечения курдского единства и достижения мира. Мы поддержали сирийских курдов. Я встречался с Мазлумом Абди и также поддержал соглашение, подписанное Ахмедом аш-Шара и Мазлумом Абди. В последнее время у нас есть опасения, что ситуация может обостриться. Однако мы убеждены, что не должны упускать из виду мир. Больше всего я опасаюсь вмешательства в какой-либо форме, которое спровоцирует войну между курдским и арабским народами. Это мой самый большой страх, и мы делаем всё, чтобы этого избежать. Мы должны решать проблемы, а не сосредотачиваться на войне, потому что война не является решением. По моему мнению, новые власти должны учитывать все составляющие нашей страны. Они должны учитывать все компоненты и всё, что делает их уникальными и неповторимыми.
"France 24": Господин президент, вы говорите, что обеспокоены иностранным вмешательством. Давайте проясним ситуацию. Турция пригрозила Демократическим силам Сирии военными действиями. Они говорят, что эта группировка не хочет этого соглашения с центральным правительством. Турция также обвиняет их в том, что они – марионетки Израиля. У вас очень хорошие отношения с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Вы просите его не вмешиваться в военные действия, и вы думаете, он вас послушает?
Барзани: Вполне естественно, что нам нужно проработать некоторые вопросы с Турцией и президентом Эрдоганом. Турция поддерживает мирный процесс. Они также поддержали соглашение в марте, как и мы. Вместе мы пытались обеспечить его надлежащую реализацию, но есть определённые трудности, и это непростой путь.
France 24: Можете ли вы сказать, выступаете ли вы против турецкого военного вмешательства в Сирии против этой группировки?
Барзани: Я не считаю, что эти группировки противоречат интересам Турции. Турецкие лидеры выразили желание достичь урегулирования, прояснить судьбу курдского народа и избежать эскалации.
France 24: Говоря о Турции, недавно произошло важное событие – решение РПК о разоружении и самороспуске. Является ли это переломным моментом, который также окажет влияние на ваш регион, поскольку именно здесь происходит разоружение? Действительно ли это происходит?
Барзани: Прежде всего, я хотел бы сказать, что мы делаем всё возможное для поддержки мирного процесса. На этот раз отличается сам мирный процесс: со стороны правительства, парламента и общественного мнения в Турции мы видим, что все поддерживают мирный процесс. Это фундаментальное изменение. Курдское население, РПК в основном состоит из них, поддерживает мир и процесс. Именно на это мы надеялись. Ещё до начала процесса Абдулла Оджалан направил ко мне делегацию. Мы смогли обсудить нашу поддержку, нашу официальную поддержку мирного процесса, и всё, о чём нас просили, было выполнено. Мы будем продолжать делать это и надеемся, что этот процесс приведёт к миру и настоящим переменам во всём регионе.
France 24: Я слышал, что лидер РПК Абдулла Оджалан, который сейчас находится в тюрьме, пригласил вас посетить его. Это правда? Вы собираетесь его посетить и считаете ли вы, что для содействия этому процессу Оджалан должен быть освобождён?
Барзани: Я, конечно, надеюсь, что смогу встретиться с ним, но за пределами тюрьмы.
France 24: Вы просили президента Турции Эрдогана освободить его?
Барзани: Я не встречался с ним в последнее время. Но я уверен, что его освобождение станет результатом мирного процесса.
France 24: Давайте теперь обратимся к Ираку. Американские войска снова собираются вывести. Планируется, что они выведут их с остальной территории Ирака к концу 2025 года, а из вашего региона, Курдистана, – к концу 2026 года. Вы опасаетесь, что это создаст вакуум? Мы все помним, что произошло в прошлый раз, когда американские войска вывели свои войска. ИГИЛ, конечно же. Вы испытываете те же опасения, или сейчас ситуация совершенно иная?
Барзани: Нет сомнений, что если американские и коалиционные силы уйдут, мы столкнемся с тем же сценарием, что и в 2012 году. ИГИЛ снова поднимется.
France 24: Учитывая ваши слова, просили ли вы администрацию Трампа не выводить войска до конца следующего года? Думаете, они вас послушают?
Барзани: Я не верю в полный вывод войск. Мы всегда говорили, что нашей стране нужны американские и коалиционные силы. Причина в том, что ИГИЛ представляет собой весьма реальную угрозу, и мы официально заявили, что это наша позиция, часть нашей политики.
France 24: Мы слышали, как многие официальные лица курдского правительства обвиняли военизированные формирования "Хашд аш-Шааби", связанные с Ираном, в причастности к этим атакам. Об этом заявлялось публично. Вы тоже так думаете? Мы знаем, что эти силы неоднократно вмешивались в ваш регион в прошлом.
Барзани: Конечно, есть определённые известные стороны, но мы не обвиняем всех членов Народных движений. Есть некоторые конкретные группы, которые находятся под следствием, но, опять же, до официального опубликования доклада я не хочу комментировать какие-либо конкретные детали. В остальном всё ясно.
France 24: Отношения между Эрбилем и Багдадом были сложными на протяжении многих лет. Недавно, в мае, произошел конфликт. Центральное правительство приостановило финансовые переводы, и особенно выплату зарплат государственным служащим. Похоже, было достигнуто соглашение по этому вопросу, а также по вопросу о возможности экспорта нефти. Реально ли это соглашение или всё ещё существуют проблемы и, что ещё важнее, отсутствие доверия между Эрбилем и Багдадом?
Барзани: К сожалению, впереди нас ждут трудности. Мы должны быть честны в этом. Тем не менее, если будет истинная готовность решать проблемы, мы сможем добиться успеха. У нас есть конституция, которая является дорожной картой для нас и Багдада. Мы не просим ничего сверх того, что уже прописано в конституции. Однако мы не позволим нарушать конституцию. Мы хотим, чтобы конституция соблюдалась. Существует также проблема признания федеральной системы. Это актуальная проблема, связанная с тем, что Багдад не признал федерализм.
France 24: В вашем регионе парламентские выборы состоялись в октябре прошлого года. Однако с тех пор парламент не собирался, и новое правительство не было сформировано. Вас беспокоит этот паралич?
Барзани: Это правда, это прискорбно. Мы не очень довольны сложившейся ситуацией. Мы надеемся, что в сентябре или в ближайшие дни парламент сможет снова собраться, чтобы начать новую сессию и сформировать правительство.
France 24: Масуд Барзани, большое спасибо за то, что были нашим гостем, и спасибо всем, кто смотрел этот выпуск программы "Tête-à-tête" на France 24. Большое спасибо.