В Ираке сохранились не только уникальные памятники истории, но и уникальные религии
Общие сведения о населении Ирака
Население страны является одним из самых быстрорастущих в мире, постоянное население Ирака по данным переписей составляло:
12.10.1957 г. – 6.339.960 человек
14.10.1965 г. – 8.047.415 человек
17.10.1977 г. – 12.000.497 человек
17.10.1987 г. – 16.335.199 человек
16.10.1997 г. – 22.040.094 человек
По оценке на 1 января 2003 г., в Ираке проживают более 25,5 млн. человек.
Ирак разделен на 18 губернаторств (мухафазов), из которых 15 составляют собственно Ирак и 3 (Сулеймания, Дахук, Эрбиль) – Курдскую автономию. Оценочная численность населения этих губернаторств сегодня следующая (там, где название губернаторства не совпадает с наименованием его центра, в скобках указано и название центра): Анбар (Рамади) – 1,2 млн. человек, Басра – 1,5, Мутанна (Самава) – 0,5, Кадисия (Дивания) – 0,8, Наджаф – 1, Таамим (Киркук) – 0,8, Бабиль (Хилла) – 1,8, Багдад – 5,9, Ди-Кар (Насирия) – 1,4, Дияла (Баакуба) – 1,4, Кербела – 0,8, Майсан (Амара) – 0,8, Найнава (Мосул) – 2,3, Салах-эд-Дин (Тикрит) – 1,1, Васит (Кут) – 0,9, Сулеймания – 1,6, Дахук – 0,4, Эрбиль – 1,3 млн. человек. Некоторые из названий провинций напоминают о многотысячелетней истории Ирака: Бабиль – это арабское название Вавилона, Найнава – Ниневии (столицы Ассирийского государства 8-7 веков до н. э.).
Национальности Ирака и их религии
Что касается национальной принадлежности иракцев, то в разных источниках называются следующие цифры: арабы – 75-80 %, курды – 15-20 %, иракские азербайджанцы (туркоманы) – 1,3-1,7 %, турки – 0,3 %, персы – 0,8-1,2 %, луры – 0,1-0,3 %, ассирийцы – 0,5-0,8 %, арабские цыгане-мусульмане ("домары") – 0,5 %, армяне – 0,1-0,3 %, адыги – 0,1 %, индийцы – 0,1 %. По данным переписей 1957-77 гг., численность кочевых и полукочевых бедуинов выросла с 57 до 95 тысяч человек (правда, доля их в населении страны упала с 0,9 % до 0,8 %).
Во всех губернаторствах (кроме трех губернаторств Курдистана, Найнава и Таамим), арабы составляют от 75 % (в Дияле) до 100 % (Анбаре). В Найнаве и Таамиме арабов не более 30 %, в Дахуке – более 20 %, Эрбиле – до 15 %, Сулеймании – 3 % населения губернаторства. 70 % арабов страны – шииты, 30 % – сунниты (в основном, ханафитского мазхаба, но есть немного приверженцев шафиитского и маликитского мазхабов).
Курды составляют 97 % населения Сулеймании, 70 % – Эрбиля и Дахука, более половины населения в Найнаве и Таамиме и 25 % в Дияле. Более 90 % курдов – мусульмане-сунниты (в основном шафиитского мазхаба, меньшая часть – ханафитского). Шииты составляют 6 % курдов. 2 % курдов составляют йезиды, которые считают себя отдельной нацией, хотя и говорят на курдском языке.
Местных азербайджанцев в Ираке называют "туркоманами": некоторые российские исследователи переводят этот этноним как "туркмены", однако необходимо учитывать, что до революции в России азербайджанцев называли "татарами", а в первых советских переписях 1926-37 гг. они фигурировали как "тюрки". Президент Азербайджана Алиев недавно и вовсе заявил, что азербайджанцы и турки – один народ, проживающий в разных государствах. Более половины иракских азербайджанцев проживает в губернаторстве Таамим, где они составляют 1/6 населения (наиболее крупные их поселения находятся в районах севернее Киркука, севернее и западнее Дахука и к северу и югу от г. Кифри). В губернаторстве Эрбиль азербайджанцы составляют около 14 % населения (они живут севернее и восточное г. Эрбиля, между реками Бастура-Чай и Чай-Шивасор и севернее г. Алтыпкепрю). Десятая часть всех иракских азербайджанцев живет в Найнаве, где они составляют 1 % населения (между юго-восточными отрогами Джебель-Синджара и Телль-Афаром). Все иракские азербайджанцы мусульмане. Из них 65 % придерживаются суннизма ханафитского мазхаба, треть – шииты-имамиты и 2 % – исмаилиты.
Все иракские турки – горожане, большая их часть проживает в Мосуле, остальные – в Багдаде и Басре. Все они – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Персы живут в городах центральных и южных губернаторств: наиболее крупные их общины находятся в шиитских религиозных центрах Наджафе, Курне, Кербеле (в последнем персы составляют 30 % населения), багдадском районе Казимия. Персы есть также в Басре, Самаве, Хашабе, Насирие, Шатре, Сибе. 99 % персов – шииты-имамиты, 1 % – бахаи.
Луры живут в губернаторствах, пограничных с Ираном: на северо-востоке Ди-Кара и Майсане (севернее г. Али-эль-Гарби). Почти все луры – шииты-имамиты.
Адыги (черкесы) – потомки военных поселенцев Османской империи – живут на крайнем севере Дахука (0,5 % населения, к востоку от г. Захо) и на юге губернаторства Эрбиль (1,3 %, их поселения расположены к северу от населенного пункта Шогер). Адыги – мусульмане-сунниты (в основном, ханафитского мазхаба).
Армяне появились в Ираке после их резни турками в 1915 г., в настоящее время они живут в Багдаде, Басре и Мосуле. Более 90 % иракских армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви, остальные – к Армяно-Католической Церкви.
Шииты
Ирак – одна из двух арабских стран (наряду с Бахрейном), где шиитское направление ислама преобладает над суннитским, охватывая 52-55 % населения Ирака. Приверженцы шиизма составляют почти все (96-99 %) население в Кадисии, Кербеле, Бабиле и Ди-Каре, Васите и Майсане, а также подавляющее большинство в Наджафе, Мутанне и Басре (75 %). Велика доля шиитов в Дияле (45 %), Багдаде и Салах-эд-Дине (25-30 %). В северных провинциях доля шиитского населения незначительна: в Таамиме – 8 %, в Найнаве и Дахуке – по 5 %. В Эрбиле, Сулеймании и Анбаре шиитов практически нет. Шииты составляют подавляющее большинство сельских жителей страны. Большинство горожан они представляют, в основном, в своих религиозных центрах: Наджафе (где находится мечеть и мавзолей основателя шиизма халифа Али – сына пророка Мухаммада. 2 апреля 2003 г. именно в эту мечеть попала американская бомба), Кербеле (мечеть и мавзолей сыновей Али - третьего имама Хусейна и Аббаса, внуков пророка Мухаммада; это целиком шиитский город), Самарре (гробницы десятого имама Али аль-Хади и одиннадцатого Хасана аль-Аскари), Хилле (мавзолей дочери Хусейна, который особенно почитается женщинами) и багдадском районе Казимия (мавзолей имамов Мусы аль-Казима и Мухаммеда аль-Джавади). Иноверцам запрещено заходить в шиитские мечети, мавзолеи, гробницы. Многие шииты считают за большую честь быть похороненными на кладбищах в городах Кербела или Наджаф. Все шиитские святыни Ирака посещаются десятками тысяч паломников из зарубежных стран, особенно из Ирана, Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, Афганистана, Ливана, Индии.
Шиитская тема с конца 1980-х гг. используется в западных СМИ для дискредитации режима Саддама Хусейна, который свою борьбу с мусульманским экстремизмом и терроризмом вел в среде шиитов. Одним из направлений информационной войны являлось не только обличение "преследования шиитов", но и завышение доли шиитов в населении Ираке. В мае 1988 г. в докладе Центра исследования стран мира Конгресса США (Library of Congress Country Studies) впервые прозвучали завышенные оценки доли шиитов, практически ничем не обоснованные: "Официально правительство Ирака оценивает долю шиитов в 55 %. В 1980-х гг. хорошо осведомленные наблюдатели сочли эту цифру заниженной. Поскольку правительство не поощряет ограничение рождаемости и шииты, наименее богатая часть общества, традиционно имели самую высокую рождаемость, более разумной кажется оценка их доли между 60% и 65 %". После этого в ежегодных "Книге фактов ЦРУ о странах мира" (CIA World Factbook) и "Международном докладе о религиозной свободе" Госдепа США стали непременно фигурировать оценка доли шиитов в Ираке "60-65 %", а суннитов (за вычетом 5-10 % из официальной цифры иракского правительства) – "32-37 %". Энциклопедия "Британика" усреднила эти оценки и получила "точные цифры": шиитов – 62,5 %, суннитов – 34,5 %. За этими цифрами не стоял какой-либо научный расчет, а лишь пропагандистское желание создать представление о преследовании огромного шиитского большинства Ирака незначительным меньшинством арабов-суннитов (составлявших до 25 % населения, а по оценкам ЦРУ и Госдепа – 12-15 %). В 1980 г. 40 % мест в парламенте Ирака закреплено за шиитами, а спикером избран шиит Наим Хаддад (кроме того, 12 % мест в парламенте закреплено за Курдской автономией).
Рост доли шиитов в Ираке более чем сомнителен и в том случае, если опираться на те же американские источники: одни из них говорили об изгнании иракскими властями в 1977-80 гг. 200 тысяч персов-шиитов (это при том, что тогда Ираке общее число персов составляло 160-170 тысяч!), другие утверждали, что "3 млн. иракских шиитов и 1,5 млн. иракских курдов бежали из Ирака в 1991 г. в Иран" (см., например, сообщение РИА "Новостей" от 19.02.1998 г.). Кувейтские источники сообщали о 0,4 млн. шиитских беженцев из Ирака, находящих в Иране с марта 1991 г. (РИА "Новости" от 02.03.1999 г.). В реальности в 1977-80 гг. были депортированы в Иран несколько десятков тысяч шиитов (в том числе в апреле 1980 г. – 870 предпринимателей-персов). По данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, к началу 1991 г. в странах Ближнего Востока было 1 305,1 тысяч беженцев из Ирака, к началу 1992 г. – 1 316,6 тысяч беженцев а к 1999 г. их число сократилось до 525,1 тысяч человек (из них 510 тысяч в Иране), остальные вернулись в Ирак. Вероятно, что из 525 тысяч беженцев шииты составляют никак не более 400 тысяч. То есть шииты, покинувшие Ирак в 1977-91 гг., составляли 3 % населения страны. Впрочем, и выходящие в США "Всемирная христианская энциклопедия" и "Мировая энциклопедия культуры и повседневной жизни" вплоть до сего дня оценивают долю шиитов Ираке в 54 %, "Британика-2003" оценивает долю шиитов в 53 %, а Верховный комиссариат ООН по делам беженцев - в 54 %.
Шиитский ислам в Ираке представлен несколькими направлениями: это имамиты, шейхиты, али-илахи и исмаилиты (последних правоверные шииты считают отдельным направлением ислама, а не шиитами, а такой радикальный шиит, как Гейдар Джемаль, и вовсе отказывают исмаилитам в праве называться мусульманами).
Имамиты (джафариты, или двунадесятники) составляет 95 % иракских шиитов (они же преобладающим и среди шиитов Ирана). Имамитами являются иракские арабы-земледельцы (как и часть горожан), 99 % персов (проживающие преимущественно в шиитских центрах и крупных городах), значительная часть луров, 2 % курдов, треть азербайджанцев. Главный муджтахид иракских имамитов имеет резиденцию в Багдаде (район Казимия). В крупные религиозные центры имамитов (Кербелу, Наджаф, Самарру, Куфу) ежегодно стекаются большие толпы паломников не только из Ирака, но и из Ирана и других стран. Многие престарелые шииты приезжают в эти места и дожидаются своей кончины, чтобы быть захороненными в "святых местах". Для шиитов-имамитов характерен культ мучеников, к которым причислены все двенадцать праведных имамов. Особую роль великомученика играет в их сознании третий имам - Хусейн, сын первого из 12 имамов - халифа Али. Ежегодно 10 мухаррама (первый месяц мусульманского календаря), в день гибели в Кербеле имама Хусейна, празднуется Ашура (по-персидски – Шахсей-вахсей): устраиваются траурные религиозные шествия, сопровождаемые самоистязанием. Имамиты Ирака представлены двумя правовыми школами. Наиболее многочисленная — усулийун, приверженцы которой составляют более 80 % иракских имамитов. Вторая школа – ахбарийун объединяет менее 20 % имамитов Ирака и представлена арабами (в основном селянами), проживающими в пограничных с Ираном губернаторствах Басра и Майсана.
Шейхиты составляют 3 % иракских шиитов, в основном это арабы-земледельцы, проживающие в южных районах Ирака вдоль границы с Ираном.
Али-илахи составляют 1-1,5 % шиитов и проживают преимущественно в северных губернаторствах Ирака, к северу и востоку от Мосула и к западу от Эрбиля. Али-илахи – курды (в Амадии, Эрбиле, Рувандузе и районе Ханакина) и азербайджанцы.
Исмаилиты составляют 0,1 % шиитов, в основном это азербайджанцы (80 % иракских исмаилитов), пакистанцы, индийцы и небольшая группа курдов (р-н Мандали).
В районе Кербелы имеется небольшое число членов шиитского ордена бекташей.
Сунниты
Сунниты составляют 41-44 % населения Ирака. Свыше 90 % населения сунниты составляют в губернаторствах Анбар, Сулеймания, Эрбиль и Таамим, примерно 80 % – в Салах-эд-Дине, более 68 % в Найнаве, свыше половины – в Багдаде и Дияле. Сунниты являются меньшинством в губернаторствах Басра (более 21 %), Наджаф, Мутанна (5-10 %), юго-восточных губернаторствах (1-2 %), а в Кербеле они практически отсутствуют. Сунниты преобладают в большинстве крупных городов.
Приверженцы самого мягкого (как в отношении национальных традиций, так и в отношении к иноверцам) ханафитского мазхаба преобладают в стране, составляя свыше 65 % иракских суннитов.
Вторая по числу последователей правовая школа ислама представлена шафиитами, которые составляют 34 % иракских суннитов. Шафииты объединяют подавляющее большинство курдского населения северных губернаторств; в меньшей степени это арабы.
Маликиты составляют всего 1 % иракских суннитов: в основном, это племена кочевников-бедуинов на юге Ирака. На крайнем юге, у границы с Саудовской Аравией, есть до 10 тысяч приверженцев ханбалитского мазхаба.
В Ираке действуют несколько суфийских орденов. Среди курдского населения северных губернаторств имеет успех Накшбандия. Второй по численности орден –Кадирия - имеет приверженцев среди арабов и отчасти курдов Багдада и Салах-эд-Дина. Орден Рифая имеет небольшое число сторонников среди суннитов Басры.
Христиане
Христианство в Ираке представлено одиннадцатью различными Церквами, самой крупной из которых является Халдейская Католическая Церковь, образовавшаяся в 1551 г. в результате унии между Римским Престолом и епископами Ассирийской Церкви Востока, недовольными традицией назначения следующим Патриархом их Церкви племянника предыдущего. Сначала сторону халдо-католиков приняло меньшинство ассирийцев, но в настоящее время их число вдвое превышает количество ассирийцев, верных своей древней Церкви Востока. По данным ватиканского ежегодника "Annuario Pontificio", к концу 2002 г. 185 тысяч иракских халдеев жили в районах Багдада (145 тысяч), Мосула (21,1 тысяча), Эрбиля (11,75 тысяч), Киркука (5,1 тысяча) и Басры (2,5 тысячи). Впрочем, такое количество своих приверженцев вряд ли может быть утешительным для халдеев: эта цифра остается практически неизменной с 1960-х гг., когда по разным данным в Ираке было от 125 до 220 тысяч халдеев (впрочем, в 1935 г. их было лишь 40-45 тысяч, а в 1957 г. – 86 тысяч) – сокращение доли халдеев объясняется тем, что христиане (тем более католики) уезжают за лучшей жизнью в США и Европу намного чаще мусульман.
Почти все халдеи – горожане, только в Найнаве и Дахуке есть небольшое число халдеев-земледельцев. В этническом отношении халдеи – ассирийцы, к настоящему времени сильно арабизированные: в быту они пользуются арабским языком, но сохраняют некоторые этнические особенности. Во главе Халдейской Католической Церкви стоит Патриарх Ирака, Вавилона и Востока, который пожизненно занимает свою резиденцию в Багдаде: его выбирает Синод епископов Церкви, а затем в Ватикане утверждает Папа. В 1865 г. в Мосуле была открыта семинария Халдейской патриархии, в которой ведется подготовка священнослужителей для этой униатской Церкви. В г. Киркуке находится халдейский госпиталь.
Самостоятельная Ассирийская Церковь Востока (несторианская) разделена на приверженцев двух патриархатов. Исторически Ирак входил в каноническую территорию Тегеранского патриархата, к которому и сейчас принадлежит большая часть несториан Ирака: по данным на середину 1990-х гг. (опубликованным во Всемирной христианской энциклопедии в 1998 г.), ее прихожанами являются 58 тысяч человек в епархиях Багдада, Мосула и Мар-Матти (монастырь в губернаторстве Дахук, восточнее Мосула). В середине 1930-х гг., когда закончился срок действия английского мандата и Ираку была предоставлена самостоятельность, конфликт между ассирийцами и властями страны вылился в кровавую резню, ассирийский Патриарх Мар Симон XXIII был лиш¸н гражданства и поселился в США, откуда продолжал управлять Церковью. В 1964 г. часть ассирийцев выразила недовольство управлением своей Церкви из-за рубежа, и в 1968-72 г. несколько епископов основали Ассирийскую Церковь Востока Багдадского патриархата, к которой к середине 1990-х гг. принадлежали в Ираке 23 тысячи человек.
Приверженцы Ассирийской Церкви, в отличие от халдеев, сохранили ассирийский язык. Современные ассирийцы-несториане – в основном потомки беженцев из Турции, где после 1915 г. они вместе с армянами подверглись кровавым преследованиям. В 1930-х гг. часть несториан поселилась в соседней сирийской провинции Хасеке. В настоящее время несториане проживают двумя компактными группами в губернаторстве Дахук, где они составляют более 3 % населения: в районе Дахука и на границе с Турцией на северо-востоке губернаторства между реками Хазир и Большой Заб. Есть несторианские селения в Акре (Агре) и других местах. При монастыре Мар-Матти (на горе Эль-Маклуб) имеется несторианская богословская школа, в которой ведется подготовка духовенства.
Сиро-католики – приверженцы унии между Сирийской Православной Церковью (яковитской) и Ватиканом, - как и халдеи, являются арабизированными ассирийцами и насчитывают на конец 2002 г. 60 тысяч приверженцев в двух иракских епархиях: Мосул (35 тысяч, включает Найнаву и Дахук) и Багдад (25 тысяч). Кроме того, более 1 тысячи сиро-католиков принадлежат Патриаршим экзархатам Антиохии (экзархату Багдада –0,6 тысяч, в стране также живет примерно половина из 1,2 тысяч верующих экзархата Ирака и Кувейта). Практически все сиро-католики – горожане. Значительное число сиро-католиков Ирака выехало за пределы страны, главным образом в США и Ливан. Иракские сиро-католики подчинены Патриарху, резиденция которого находится в Бейруте (Ливан). Епископы в Ираке выбираются сиро-католическим духовенством. Самое древнее культовое здание сиро-католиков – монастырь Мар-Бах-нам, выстроенный в IV в. (расположен к востоку от Мосула, в населенном пункте Каракош). Почти все учебные заведения сиро-католиков находятся в Мосульской епархии.
Сирийская Православная Церковь (яковитская) в Ираке подчиняется Патриарху Антиохии, резиденция которого находится с 1959 г. Дамаске. В Ираке последователи этой Церкви объединены в два епископства – Мосульское и Мар-Маттийское. Сиро-православные – арабизированные ассирийцы, живущие в основном жители крупных городов. Сиро-православные (45 тысяч человек) уступают по численности сиро-католикам.
Есть в Ираке и приверженцы Православной Сирийской Церкви Востока (Маланкарская сирийская Церковь Мар Тома), образованной в 1665 г. в штате Керала в Индии в качестве самостоятельной ветви Сирийской Православной Церкви (яковитской). К этой Церкви в Ираке принадлежат по данным на середину 1990-х гг. 8 тысяч выходцев из Индии.
Численность армяно-католиков в Ираке падает: если в 1966 г. их было 3,7 тысяч, то в 2002 г. – лишь 2 тысячи человек (в основном в районе Багдада) – это в 10-15 раз меньше, чем приверженцев не вступившей в унию Армянкой Апостольской Церкви (армяно-григориане живут в Багдаде, Басре и Мосуле). Епископ армяно-григориан (как и армяно-католиков) имеет резиденцию в Багдаде и подчиняется Эчмиадзинскому католикосату.
Сокращается в Ираке численность римо-католиков (в основном, это иностранцы): сейчас их 2,5 тысячи, хотя 20 лет назад было 3,5 тысяч, а 40 лет назад – 3,3 тысячи (и тогда, и сейчас они жили почти исключительно в Багдаде, кроме того у них есть храм в Киркуке). Католические миссионеры играют заметную роль в светском и религиозном просвещении христианского населения Ирака (им принадлежат десятки школ и Багдадский университет Аль-Хикма, основанный в 1956 г. профессорами-иезуитами), однако обучение в римо-католических школах не приводит к смене веры учеников.
В 1960-70-х гг. в Багдаде было несколько сотен маронитов из числа торговцев и бизнесменов. Однако сейчас о них нет никаких сведений даже в "Annuario Pontificio".
Среди живущих в Багдаде египтян по крайней мере несколько тысяч являются приверженцами Коптской православной (дохалкидонской) Церкви (по некоторым оценкам, в Ираке в 1991 г. жили 0,5 млн. выходцев из Египта).
Напомним, что армяно-григориане и сиро-православные, сиро-маланкарцы, как и египетские копты, относятся к семейству монофизитских Церквей, обособившихся от остальных христиан после Халкидонского IV Вселенского Собора 451 г., почему предпочитающих называть себя "дохалкидонцами" или "нехалкидонцами". В разных формах эти Церкви проповедуют учение об одной – Божественной - природе Христа. Ассирийская Церковь Востока принадлежит к противоположной ереси – "несторианской" – утверждающей, что Христос – человек, "великий пророк", который соединился с Богом и стал Сыном Божиим уже после Своего рождения.
Есть в Багдаде и около 2 тысяч православных (350 семей) – приверженцев Антиохийской Православной Церкви. У православных в столице Ирака всего два священника и одна церковь (еще одна строится). Что касается наличия православных в других городах Ирака, то данными о них мы не располагаем, хотя известно, что в 1960-х гг. в Ираке было 6 церквей и 6 священников Антиохийской Православной Церкви. В минувшем году РПЦ МП начала работу по подготовке к созданию своего прихода в Багдаде для окормления проживающих в Ираке православных русской традиции.
К протестантским организациям Ирака принадлежат в основном европейцы и американцы, в том числе и миссионеры, но есть в них и арабы, армяне и ассирийцы. Протестанты проживают преимущественно в Багдаде и Басре. Наиболее крупное объединение протестантов – Ассамблея евангелических пресвитерианских Церквей в Ираке, в которую входят 5 Церквей: Национальная евангелическая протестантская Церковь (Киркук), Ассирийская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Арабская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Национальная протестантская евангелическая Церковь (Мосул) и Национальная пресвитерианская Церковь (Басра). Президентом Ассамблеи является Георгес Хормис Сада – бывший вице-маршал авиации армии Ирака (как и многие христиане Ирака, его дети покинули страну: сын стал доктором в Великобритании, а дочь – преподавателем в Иордании). Общее число прихожан 5 Церквей, входящих в Ассамблею, составляло в 2002 г. 3 тысячи человек – это даже меньше, чем в 1966 г., когда их было 3,5 тысячи человек. Пресвитериане и евангелисты-реформаты (и те, и другие – ответвления кальвинизма) последние десятилетие оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, но и им не удалось переманить на свою сторону дополнительное число иракцев, хотя кроме пищи они дарили людям и Священное Писание: только в 2002 г. иракцы получили от Обществ Библии Ливана и Иордании 9,5 тысяч Библий и 16 тысяч Новых заветов (в 2000-2001 гг. роздано 6 367 Библий, 9 300 Новых заветов и 212 619 христианских книг, включающих в себя выдержки или книги Библии).
Что касается других протестантских конфессий, то число их приверженцев сократилось в последние десятилетия еще сильнее: адвентистов седьмого дня в 1966 г. было 760 человек, а в 2002 г. осталось 3 общины с 219 членами; от 300 англикан в 1966 г. сейчас не осталось ни одного. Свернули свою миссию в Ираке лютеране. Известно, что в Ираке существовали миссии Ассамблей Бога (пятидесятников) и Армянской евангелической Церкви, однако на сегодня они либо исчезли совсем, либо имеют незначительное число сторонников.
Отношение иракских властей к христианам при Саддаме Хусейне было достаточно добродушным, даже пресвитериане получали от властей помощь стройматериалами для строительства церквей, не говоря уже о предоставлении земли. Лишь в Курдской автономии, неподконтрольной Хусейну с 1991 г., действовали исламистские группировки антихиристианской направленности, сторонники которых нередко совершали нападения на христиан (в основном ассирийцев).
Из-за тяжелого экономического положения Ирака в 1990-е гг., по некоторым оценкам, до трети христиан уехало из страны (все христианские Церкви, представленные здесь, имеют единоверцев за границей, в том числе в Европе и Америке, что облегчало выезд).
Йезиды
По оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, в 2000 г. в Ираке численность йезидов составляла от 30 до 120 тысяч. Вторая цифра ближе к реальности, так как по данным Энциклопедии Востока и доклада Международного комитета по европейской безопасности и сотрудничеству численность йезидов в Ираке сейчас составляет 500 тысяч (явно завышенная оценка). В 1935 г. их насчитывалось в Ираке 25-30 тысяч, в 1947 г. – 32-37 тысяч, в 1957 г. – 56 тысяч, 1970-е гг. – 70 тысяч.
В Ираке живет большинство йезидов мира, которые в значительном количестве присутствуют только в Турции, Иране, Сирии и Армении (в РФ по микропереписи 1994 г. живут 5,78 тысяч йезидов – в 1989 г. они были учтены в составе курдов, которых в 1994 г. оказалось 11,82 тысячи).
Йезиды проживают в западной и северной части Найнавы и юге Дахука, в районе городов и поселков Синджар, Телль-Афар, Баашика, Айн-Сифни, Шейхан, Бадри и др., а также в районе Киркука. Живут замкнутыми, изолированными от соседних народов общинами. Главным религиозным центром йезидов является Айн-Сифни, где расположены храм и могила их святого шейха Ади. Сюда они регулярно приходят молиться. Йезиды чтят могилы и других своих святых – шейха Шамса, Баазри, шейха Мухаммеда (около селения Баашика) и др. В настоящее время главой иракских йезидов является Ташин Баик, резиденция которого расположена в Айн-Сифни.
Религия йезидов уходит корнями в зороастризм и манихейство с примесью христианства и ислама (йезиды признают пророками Заратустру, Христа, Манеса и Мухаммада) и остатками племенных верований курдов – йезиды говорят на том же языке, что и курды, но считают себя отдельным народом.
Мандеи
Мандеев называют также сабиями или "крестильниками". По данным "Всемирной христианской энциклопедии", в 1999 г. в мире насчитывалось 38 тысяч мандеев. 45 % из них живут в Майсане (городах Амара, Кальат-Салих и др.), 19 % - в губернаторстве Басра (из них половина в Басре, остальные в Эль-Курне и др.), 18 % иракских сабиев проживает в Багдаде, столько же в губернаторстве Дикар (в Насирие, Шатре, Сук-эш-Шуюхе и др.). Кроме Ирака мандеев нет больше нигде в мире. Приверженцы этой религии верят в приход в мир Спасителя Манда-да-Хайя ("Знание жизни").
Мандеизм – смесь протохристианского иудаизма с зороастризмом, его приверженцы признают пророком Иоанна Крестителя, осуждают Иисуса Христа, сочетая эти взгляды с заимствованной от зороастрийцев астрологией и представлением о вечном противоборстве доброго (духовного) и злого (материального) начал – наиболее абсолютизировано это противоборство в манихействе, оказавшем существенное влияние на йезидов.
Бахаи
Более 140 лет живут в Ираке и приверженцы веры бахаи, возникшей в рамках иранского (шиитского) ислама, но уже в XIX веке заявившей о себе как о "новой мировой религии". Иракские бахаи – в основном персы, проживающие в багдадском районе Казимия. Считается, что в 1970 г. их религиозные права были ограничены. В 2000 г., по данным "Всемирной христианской энциклопедии", в Ираке жили 2,6 тысяч бахаи. Бахаи принципиально не вмешиваются в политику: об этом они заявили и по поводу последней войны в Ираке.
Иудеи
Местные евреи – потомки переселенцев первой (конец VI в. до н. э.) и особенно второй (начало II в. н. э.) диаспор, в результате которых были основаны крупные торгово-экономические центры - такие, как Нехардеа, Махуса, Сора и Пумбадита, входившие в состав персидских империй. Иудаистские общины имели автономные права во внутреннем самоуправлении и при аббасидских правителях-халифах. Среди иудеев были ростовщики, услугами которых пользовались правители халифата. На протяжении многих веков иудейские общины играли существенную роль в экономической жизни Ирака. За столетия проживания в арабском окружении местные евреи полностью перешли на арабский язык (создав его "еврейско-иракский" диалект), сохранив иудейскую религию.
Еще в 1948 г. в Ираке жили 135 тысяч евреев (66 % из них жили в Багдаде, остальные – в Мосуле, Басре, Эрбиле, Киркуке и селах южнее Багдада), однако с образованием Израиля они начали массово уезжать: в 1957 г. осталось 4,7 тысяч евреев, 1974 г. – 400 человек, 2000 г. – 100 человек, практически все в Багдаде. Известно, что партия "Баас" проводила антиеврейскую политику, что заставило уехать даже тех, кто планировал остаться. Оставшиеся в Ираке евреи, по-видимому, представлены стариками. Считается, что в мире в 1991-92 гг. жило 140-160 тысяч иракских евреев.
На территории Ирака имеются религиозные святыни иудеев, которые почитаются и иракскими мусульманами. Например, могила Ездры (у мусульман Озейры) и Иезекииля (Дхул Кифиль), а также Курна (Набк Корна) – священное место слияния Тигра и Евфрата, где совершал жертвоприношения Авраам.