Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Михаил Тульский. Вcе религии Ирака

Просмотры3264Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2009-07-01

В Ираке сохранились не только уникальные памятники истории, но и уникальные религии

Общие сведения о населении Ирака

Население страны является одним из самых быстрорастущих в мире, постоянное население Ирака по данным переписей составляло:

12.10.1957 г. – 6.339.960 человек

14.10.1965 г. – 8.047.415 человек

17.10.1977 г. – 12.000.497 человек

17.10.1987 г. – 16.335.199 человек

16.10.1997 г. – 22.040.094 человек

По оценке на 1 января 2003 г., в Ираке проживают более 25,5 млн. человек.

Ирак разделен на 18 губернаторств (мухафазов), из которых 15 составляют собственно Ирак и 3 (Сулеймания, Дахук, Эрбиль) – Курдскую автономию. Оценочная численность населения этих губернаторств сегодня следующая (там, где название губернаторства не совпадает с наименованием его центра, в скобках указано и название центра): Анбар (Рамади) – 1,2 млн. человек, Басра – 1,5, Мутанна (Самава) – 0,5, Кадисия (Дивания) – 0,8, Наджаф – 1, Таамим (Киркук) – 0,8, Бабиль (Хилла) – 1,8, Багдад – 5,9, Ди-Кар (Насирия) – 1,4, Дияла (Баакуба) – 1,4, Кербела – 0,8, Майсан (Амара) – 0,8, Найнава (Мосул) – 2,3, Салах-эд-Дин (Тикрит) – 1,1, Васит (Кут) – 0,9, Сулеймания – 1,6, Дахук – 0,4, Эрбиль – 1,3 млн. человек. Некоторые из названий провинций напоминают о многотысячелетней истории Ирака: Бабиль – это арабское название Вавилона, Найнава – Ниневии (столицы Ассирийского государства 8-7 веков до н. э.).

Национальности Ирака и их религии

Что касается национальной принадлежности иракцев, то в разных источниках называются следующие цифры: арабы – 75-80 %, курды – 15-20 %, иракские азербайджанцы (туркоманы) – 1,3-1,7 %, турки – 0,3 %, персы – 0,8-1,2 %, луры – 0,1-0,3 %, ассирийцы – 0,5-0,8 %, арабские цыгане-мусульмане ("домары") – 0,5 %, армяне – 0,1-0,3 %, адыги – 0,1 %, индийцы – 0,1 %. По данным переписей 1957-77 гг., численность кочевых и полукочевых бедуинов выросла с 57 до 95 тысяч человек (правда, доля их в населении страны упала с 0,9 % до 0,8 %).

Во всех губернаторствах (кроме трех губернаторств Курдистана, Найнава и Таамим), арабы составляют от 75 % (в Дияле) до 100 % (Анбаре). В Найнаве и Таамиме арабов не более 30 %, в Дахуке – более 20 %, Эрбиле – до 15 %, Сулеймании – 3 % населения губернаторства. 70 % арабов страны – шииты, 30 % – сунниты (в основном, ханафитского мазхаба, но есть немного приверженцев шафиитского и маликитского мазхабов).

Курды составляют 97 % населения Сулеймании, 70 % – Эрбиля и Дахука, более половины населения в Найнаве и Таамиме и 25 % в Дияле. Более 90 % курдов – мусульмане-сунниты (в основном шафиитского мазхаба, меньшая часть – ханафитского). Шииты составляют 6 % курдов. 2 % курдов составляют йезиды, которые считают себя отдельной нацией, хотя и говорят на курдском языке.

Местных азербайджанцев в Ираке называют "туркоманами": некоторые российские исследователи переводят этот этноним как "туркмены", однако необходимо учитывать, что до революции в России азербайджанцев называли "татарами", а в первых советских переписях 1926-37 гг. они фигурировали как "тюрки". Президент Азербайджана Алиев недавно и вовсе заявил, что азербайджанцы и турки – один народ, проживающий в разных государствах. Более половины иракских азербайджанцев проживает в губернаторстве Таамим, где они составляют 1/6 населения (наиболее крупные их поселения находятся в районах севернее Киркука, севернее и западнее Дахука и к северу и югу от г. Кифри). В губернаторстве Эрбиль азербайджанцы составляют около 14 % населения (они живут севернее и восточное г. Эрбиля, между реками Бастура-Чай и Чай-Шивасор и севернее г. Алтыпкепрю). Десятая часть всех иракских азербайджанцев живет в Найнаве, где они составляют 1 % населения (между юго-восточными отрогами Джебель-Синджара и Телль-Афаром). Все иракские азербайджанцы мусульмане. Из них 65 % придерживаются суннизма ханафитского мазхаба, треть – шииты-имамиты и 2 % – исмаилиты.

Все иракские турки – горожане, большая их часть проживает в Мосуле, остальные – в Багдаде и Басре. Все они – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Персы живут в городах центральных и южных губернаторств: наиболее крупные их общины находятся в шиитских религиозных центрах Наджафе, Курне, Кербеле (в последнем персы составляют 30 % населения), багдадском районе Казимия. Персы есть также в Басре, Самаве, Хашабе, Насирие, Шатре, Сибе. 99 % персов – шииты-имамиты, 1 % – бахаи.

Луры живут в губернаторствах, пограничных с Ираном: на северо-востоке Ди-Кара и Майсане (севернее г. Али-эль-Гарби). Почти все луры – шииты-имамиты.

Адыги (черкесы) – потомки военных поселенцев Османской империи – живут на крайнем севере Дахука (0,5 % населения, к востоку от г. Захо) и на юге губернаторства Эрбиль (1,3 %, их поселения расположены к северу от населенного пункта Шогер). Адыги – мусульмане-сунниты (в основном, ханафитского мазхаба).

Армяне появились в Ираке после их резни турками в 1915 г., в настоящее время они живут в Багдаде, Басре и Мосуле. Более 90 % иракских армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви, остальные – к Армяно-Католической Церкви.

Шииты

Ирак – одна из двух арабских стран (наряду с Бахрейном), где шиитское направление ислама преобладает над суннитским, охватывая 52-55 % населения Ирака. Приверженцы шиизма составляют почти все (96-99 %) население в Кадисии, Кербеле, Бабиле и Ди-Каре, Васите и Майсане, а также подавляющее большинство в Наджафе, Мутанне и Басре (75 %). Велика доля шиитов в Дияле (45 %), Багдаде и Салах-эд-Дине (25-30 %). В северных провинциях доля шиитского населения незначительна: в Таамиме – 8 %, в Найнаве и Дахуке – по 5 %. В Эрбиле, Сулеймании и Анбаре шиитов практически нет. Шииты составляют подавляющее большинство сельских жителей страны. Большинство горожан они представляют, в основном, в своих религиозных центрах: Наджафе (где находится мечеть и мавзолей основателя шиизма халифа Али – сына пророка Мухаммада. 2 апреля 2003 г. именно в эту мечеть попала американская бомба), Кербеле (мечеть и мавзолей сыновей Али - третьего имама Хусейна и Аббаса, внуков пророка Мухаммада; это целиком шиитский город), Самарре (гробницы десятого имама Али аль-Хади и одиннадцатого Хасана аль-Аскари), Хилле (мавзолей дочери Хусейна, который особенно почитается женщинами) и багдадском районе Казимия (мавзолей имамов Мусы аль-Казима и Мухаммеда аль-Джавади). Иноверцам запрещено заходить в шиитские мечети, мавзолеи, гробницы. Многие шииты считают за большую честь быть похороненными на кладбищах в городах Кербела или Наджаф. Все шиитские святыни Ирака посещаются десятками тысяч паломников из зарубежных стран, особенно из Ирана, Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, Афганистана, Ливана, Индии.

Шиитская тема с конца 1980-х гг. используется в западных СМИ для дискредитации режима Саддама Хусейна, который свою борьбу с мусульманским экстремизмом и терроризмом вел в среде шиитов. Одним из направлений информационной войны являлось не только обличение "преследования шиитов", но и завышение доли шиитов в населении Ираке. В мае 1988 г. в докладе Центра исследования стран мира Конгресса США (Library of Congress Country Studies) впервые прозвучали завышенные оценки доли шиитов, практически ничем не обоснованные: "Официально правительство Ирака оценивает долю шиитов в 55 %. В 1980-х гг. хорошо осведомленные наблюдатели сочли эту цифру заниженной. Поскольку правительство не поощряет ограничение рождаемости и шииты, наименее богатая часть общества, традиционно имели самую высокую рождаемость, более разумной кажется оценка их доли между 60% и 65 %". После этого в ежегодных "Книге фактов ЦРУ о странах мира" (CIA World Factbook) и "Международном докладе о религиозной свободе" Госдепа США стали непременно фигурировать оценка доли шиитов в Ираке "60-65 %", а суннитов (за вычетом 5-10 % из официальной цифры иракского правительства) – "32-37 %". Энциклопедия "Британика" усреднила эти оценки и получила "точные цифры": шиитов – 62,5 %, суннитов – 34,5 %. За этими цифрами не стоял какой-либо научный расчет, а лишь пропагандистское желание создать представление о преследовании огромного шиитского большинства Ирака незначительным меньшинством арабов-суннитов (составлявших до 25 % населения, а по оценкам ЦРУ и Госдепа – 12-15 %). В 1980 г. 40 % мест в парламенте Ирака закреплено за шиитами, а спикером избран шиит Наим Хаддад (кроме того, 12 % мест в парламенте закреплено за Курдской автономией).

Рост доли шиитов в Ираке более чем сомнителен и в том случае, если опираться на те же американские источники: одни из них говорили об изгнании иракскими властями в 1977-80 гг. 200 тысяч персов-шиитов (это при том, что тогда Ираке общее число персов составляло 160-170 тысяч!), другие утверждали, что "3 млн. иракских шиитов и 1,5 млн. иракских курдов бежали из Ирака в 1991 г. в Иран" (см., например, сообщение РИА "Новостей" от 19.02.1998 г.). Кувейтские источники сообщали о 0,4 млн. шиитских беженцев из Ирака, находящих в Иране с марта 1991 г. (РИА "Новости" от 02.03.1999 г.). В реальности в 1977-80 гг. были депортированы в Иран несколько десятков тысяч шиитов (в том числе в апреле 1980 г. – 870 предпринимателей-персов). По данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, к началу 1991 г. в странах Ближнего Востока было 1 305,1 тысяч беженцев из Ирака, к началу 1992 г. – 1 316,6 тысяч беженцев а к 1999 г. их число сократилось до 525,1 тысяч человек (из них 510 тысяч в Иране), остальные вернулись в Ирак. Вероятно, что из 525 тысяч беженцев шииты составляют никак не более 400 тысяч. То есть шииты, покинувшие Ирак в 1977-91 гг., составляли 3 % населения страны. Впрочем, и выходящие в США "Всемирная христианская энциклопедия" и "Мировая энциклопедия культуры и повседневной жизни" вплоть до сего дня оценивают долю шиитов Ираке в 54 %, "Британика-2003" оценивает долю шиитов в 53 %, а Верховный комиссариат ООН по делам беженцев - в 54 %.

Шиитский ислам в Ираке представлен несколькими направлениями: это имамиты, шейхиты, али-илахи и исмаилиты (последних правоверные шииты считают отдельным направлением ислама, а не шиитами, а такой радикальный шиит, как Гейдар Джемаль, и вовсе отказывают исмаилитам в праве называться мусульманами).

Имамиты (джафариты, или двунадесятники) составляет 95 % иракских шиитов (они же преобладающим и среди шиитов Ирана). Имамитами являются иракские арабы-земледельцы (как и часть горожан), 99 % персов (проживающие преимущественно в шиитских центрах и крупных городах), значительная часть луров, 2 % курдов, треть азербайджанцев. Главный муджтахид иракских имамитов имеет резиденцию в Багдаде (район Казимия). В крупные религиозные центры имамитов (Кербелу, Наджаф, Самарру, Куфу) ежегодно стекаются большие толпы паломников не только из Ирака, но и из Ирана и других стран. Многие престарелые шииты приезжают в эти места и дожидаются своей кончины, чтобы быть захороненными в "святых местах". Для шиитов-имамитов характерен культ мучеников, к которым причислены все двенадцать праведных имамов. Особую роль великомученика играет в их сознании третий имам - Хусейн, сын первого из 12 имамов - халифа Али. Ежегодно 10 мухаррама (первый месяц мусульманского календаря), в день гибели в Кербеле имама Хусейна, празднуется Ашура (по-персидски – Шахсей-вахсей): устраиваются траурные религиозные шествия, сопровождаемые самоистязанием. Имамиты Ирака представлены двумя правовыми школами. Наиболее многочисленная — усулийун, приверженцы которой составляют более 80 % иракских имамитов. Вторая школа – ахбарийун объединяет менее 20 % имамитов Ирака и представлена арабами (в основном селянами), проживающими в пограничных с Ираном губернаторствах Басра и Майсана.

Шейхиты составляют 3 % иракских шиитов, в основном это арабы-земледельцы, проживающие в южных районах Ирака вдоль границы с Ираном.

Али-илахи составляют 1-1,5 % шиитов и проживают преимущественно в северных губернаторствах Ирака, к северу и востоку от Мосула и к западу от Эрбиля. Али-илахи – курды (в Амадии, Эрбиле, Рувандузе и районе Ханакина) и азербайджанцы.

Исмаилиты составляют 0,1 % шиитов, в основном это азербайджанцы (80 % иракских исмаилитов), пакистанцы, индийцы и небольшая группа курдов (р-н Мандали).

В районе Кербелы имеется небольшое число членов шиитского ордена бекташей.

Сунниты

Сунниты составляют 41-44 % населения Ирака. Свыше 90 % населения сунниты составляют в губернаторствах Анбар, Сулеймания, Эрбиль и Таамим, примерно 80 % – в Салах-эд-Дине, более 68 % в Найнаве, свыше половины – в Багдаде и Дияле. Сунниты являются меньшинством в губернаторствах Басра (более 21 %), Наджаф, Мутанна (5-10 %), юго-восточных губернаторствах (1-2 %), а в Кербеле они практически отсутствуют. Сунниты преобладают в большинстве крупных городов.

Приверженцы самого мягкого (как в отношении национальных традиций, так и в отношении к иноверцам) ханафитского мазхаба преобладают в стране, составляя свыше 65 % иракских суннитов.

Вторая по числу последователей правовая школа ислама представлена шафиитами, которые составляют 34 % иракских суннитов. Шафииты объединяют подавляющее большинство курдского населения северных губернаторств; в меньшей степени это арабы.

Маликиты составляют всего 1 % иракских суннитов: в основном, это племена кочевников-бедуинов на юге Ирака. На крайнем юге, у границы с Саудовской Аравией, есть до 10 тысяч приверженцев ханбалитского мазхаба.

В Ираке действуют несколько суфийских орденов. Среди курдского населения северных губернаторств имеет успех Накшбандия. Второй по численности орден –Кадирия - имеет приверженцев среди арабов и отчасти курдов Багдада и Салах-эд-Дина. Орден Рифая имеет небольшое число сторонников среди суннитов Басры.

Христиане

Христианство в Ираке представлено одиннадцатью различными Церквами, самой крупной из которых является Халдейская Католическая Церковь, образовавшаяся в 1551 г. в результате унии между Римским Престолом и епископами Ассирийской Церкви Востока, недовольными традицией назначения следующим Патриархом их Церкви племянника предыдущего. Сначала сторону халдо-католиков приняло меньшинство ассирийцев, но в настоящее время их число вдвое превышает количество ассирийцев, верных своей древней Церкви Востока. По данным ватиканского ежегодника "Annuario Pontificio", к концу 2002 г. 185 тысяч иракских халдеев жили в районах Багдада (145 тысяч), Мосула (21,1 тысяча), Эрбиля (11,75 тысяч), Киркука (5,1 тысяча) и Басры (2,5 тысячи). Впрочем, такое количество своих приверженцев вряд ли может быть утешительным для халдеев: эта цифра остается практически неизменной с 1960-х гг., когда по разным данным в Ираке было от 125 до 220 тысяч халдеев (впрочем, в 1935 г. их было лишь 40-45 тысяч, а в 1957 г. – 86 тысяч) – сокращение доли халдеев объясняется тем, что христиане (тем более католики) уезжают за лучшей жизнью в США и Европу намного чаще мусульман.

Почти все халдеи – горожане, только в Найнаве и Дахуке есть небольшое число халдеев-земледельцев. В этническом отношении халдеи – ассирийцы, к настоящему времени сильно арабизированные: в быту они пользуются арабским языком, но сохраняют некоторые этнические особенности. Во главе Халдейской Католической Церкви стоит Патриарх Ирака, Вавилона и Востока, который пожизненно занимает свою резиденцию в Багдаде: его выбирает Синод епископов Церкви, а затем в Ватикане утверждает Папа. В 1865 г. в Мосуле была открыта семинария Халдейской патриархии, в которой ведется подготовка священнослужителей для этой униатской Церкви. В г. Киркуке находится халдейский госпиталь.

Самостоятельная Ассирийская Церковь Востока (несторианская) разделена на приверженцев двух патриархатов. Исторически Ирак входил в каноническую территорию Тегеранского патриархата, к которому и сейчас принадлежит большая часть несториан Ирака: по данным на середину 1990-х гг. (опубликованным во Всемирной христианской энциклопедии в 1998 г.), ее прихожанами являются 58 тысяч человек в епархиях Багдада, Мосула и Мар-Матти (монастырь в губернаторстве Дахук, восточнее Мосула). В середине 1930-х гг., когда закончился срок действия английского мандата и Ираку была предоставлена самостоятельность, конфликт между ассирийцами и властями страны вылился в кровавую резню, ассирийский Патриарх Мар Симон XXIII был лиш¸н гражданства и поселился в США, откуда продолжал управлять Церковью. В 1964 г. часть ассирийцев выразила недовольство управлением своей Церкви из-за рубежа, и в 1968-72 г. несколько епископов основали Ассирийскую Церковь Востока Багдадского патриархата, к которой к середине 1990-х гг. принадлежали в Ираке 23 тысячи человек.

Приверженцы Ассирийской Церкви, в отличие от халдеев, сохранили ассирийский язык. Современные ассирийцы-несториане – в основном потомки беженцев из Турции, где после 1915 г. они вместе с армянами подверглись кровавым преследованиям. В 1930-х гг. часть несториан поселилась в соседней сирийской провинции Хасеке. В настоящее время несториане проживают двумя компактными группами в губернаторстве Дахук, где они составляют более 3 % населения: в районе Дахука и на границе с Турцией на северо-востоке губернаторства между реками Хазир и Большой Заб. Есть несторианские селения в Акре (Агре) и других местах. При монастыре Мар-Матти (на горе Эль-Маклуб) имеется несторианская богословская школа, в которой ведется подготовка духовенства.

Сиро-католики – приверженцы унии между Сирийской Православной Церковью (яковитской) и Ватиканом, - как и халдеи, являются арабизированными ассирийцами и насчитывают на конец 2002 г. 60 тысяч приверженцев в двух иракских епархиях: Мосул (35 тысяч, включает Найнаву и Дахук) и Багдад (25 тысяч). Кроме того, более 1 тысячи сиро-католиков принадлежат Патриаршим экзархатам Антиохии (экзархату Багдада –0,6 тысяч, в стране также живет примерно половина из 1,2 тысяч верующих экзархата Ирака и Кувейта). Практически все сиро-католики – горожане. Значительное число сиро-католиков Ирака выехало за пределы страны, главным образом в США и Ливан. Иракские сиро-католики подчинены Патриарху, резиденция которого находится в Бейруте (Ливан). Епископы в Ираке выбираются сиро-католическим духовенством. Самое древнее культовое здание сиро-католиков – монастырь Мар-Бах-нам, выстроенный в IV в. (расположен к востоку от Мосула, в населенном пункте Каракош). Почти все учебные заведения сиро-католиков находятся в Мосульской епархии.

Сирийская Православная Церковь (яковитская) в Ираке подчиняется Патриарху Антиохии, резиденция которого находится с 1959 г. Дамаске. В Ираке последователи этой Церкви объединены в два епископства – Мосульское и Мар-Маттийское. Сиро-православные – арабизированные ассирийцы, живущие в основном жители крупных городов. Сиро-православные (45 тысяч человек) уступают по численности сиро-католикам.

Есть в Ираке и приверженцы Православной Сирийской Церкви Востока (Маланкарская сирийская Церковь Мар Тома), образованной в 1665 г. в штате Керала в Индии в качестве самостоятельной ветви Сирийской Православной Церкви (яковитской). К этой Церкви в Ираке принадлежат по данным на середину 1990-х гг. 8 тысяч выходцев из Индии.

Численность армяно-католиков в Ираке падает: если в 1966 г. их было 3,7 тысяч, то в 2002 г. – лишь 2 тысячи человек (в основном в районе Багдада) – это в 10-15 раз меньше, чем приверженцев не вступившей в унию Армянкой Апостольской Церкви (армяно-григориане живут в Багдаде, Басре и Мосуле). Епископ армяно-григориан (как и армяно-католиков) имеет резиденцию в Багдаде и подчиняется Эчмиадзинскому католикосату.

Сокращается в Ираке численность римо-католиков (в основном, это иностранцы): сейчас их 2,5 тысячи, хотя 20 лет назад было 3,5 тысяч, а 40 лет назад – 3,3 тысячи (и тогда, и сейчас они жили почти исключительно в Багдаде, кроме того у них есть храм в Киркуке). Католические миссионеры играют заметную роль в светском и религиозном просвещении христианского населения Ирака (им принадлежат десятки школ и Багдадский университет Аль-Хикма, основанный в 1956 г. профессорами-иезуитами), однако обучение в римо-католических школах не приводит к смене веры учеников.

В 1960-70-х гг. в Багдаде было несколько сотен маронитов из числа торговцев и бизнесменов. Однако сейчас о них нет никаких сведений даже в "Annuario Pontificio".

Среди живущих в Багдаде египтян по крайней мере несколько тысяч являются приверженцами Коптской православной (дохалкидонской) Церкви (по некоторым оценкам, в Ираке в 1991 г. жили 0,5 млн. выходцев из Египта).

Напомним, что армяно-григориане и сиро-православные, сиро-маланкарцы, как и египетские копты, относятся к семейству монофизитских Церквей, обособившихся от остальных христиан после Халкидонского IV Вселенского Собора 451 г., почему предпочитающих называть себя "дохалкидонцами" или "нехалкидонцами". В разных формах эти Церкви проповедуют учение об одной – Божественной - природе Христа. Ассирийская Церковь Востока принадлежит к противоположной ереси – "несторианской" – утверждающей, что Христос – человек, "великий пророк", который соединился с Богом и стал Сыном Божиим уже после Своего рождения.

Есть в Багдаде и около 2 тысяч православных (350 семей) – приверженцев Антиохийской Православной Церкви. У православных в столице Ирака всего два священника и одна церковь (еще одна строится). Что касается наличия православных в других городах Ирака, то данными о них мы не располагаем, хотя известно, что в 1960-х гг. в Ираке было 6 церквей и 6 священников Антиохийской Православной Церкви. В минувшем году РПЦ МП начала работу по подготовке к созданию своего прихода в Багдаде для окормления проживающих в Ираке православных русской традиции.

К протестантским организациям Ирака принадлежат в основном европейцы и американцы, в том числе и миссионеры, но есть в них и арабы, армяне и ассирийцы. Протестанты проживают преимущественно в Багдаде и Басре. Наиболее крупное объединение протестантов – Ассамблея евангелических пресвитерианских Церквей в Ираке, в которую входят 5 Церквей: Национальная евангелическая протестантская Церковь (Киркук), Ассирийская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Арабская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Национальная протестантская евангелическая Церковь (Мосул) и Национальная пресвитерианская Церковь (Басра). Президентом Ассамблеи является Георгес Хормис Сада – бывший вице-маршал авиации армии Ирака (как и многие христиане Ирака, его дети покинули страну: сын стал доктором в Великобритании, а дочь – преподавателем в Иордании). Общее число прихожан 5 Церквей, входящих в Ассамблею, составляло в 2002 г. 3 тысячи человек – это даже меньше, чем в 1966 г., когда их было 3,5 тысячи человек. Пресвитериане и евангелисты-реформаты (и те, и другие – ответвления кальвинизма) последние десятилетие оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, но и им не удалось переманить на свою сторону дополнительное число иракцев, хотя кроме пищи они дарили людям и Священное Писание: только в 2002 г. иракцы получили от Обществ Библии Ливана и Иордании 9,5 тысяч Библий и 16 тысяч Новых заветов (в 2000-2001 гг. роздано 6 367 Библий, 9 300 Новых заветов и 212 619 христианских книг, включающих в себя выдержки или книги Библии).

Что касается других протестантских конфессий, то число их приверженцев сократилось в последние десятилетия еще сильнее: адвентистов седьмого дня в 1966 г. было 760 человек, а в 2002 г. осталось 3 общины с 219 членами; от 300 англикан в 1966 г. сейчас не осталось ни одного. Свернули свою миссию в Ираке лютеране. Известно, что в Ираке существовали миссии Ассамблей Бога (пятидесятников) и Армянской евангелической Церкви, однако на сегодня они либо исчезли совсем, либо имеют незначительное число сторонников.

Отношение иракских властей к христианам при Саддаме Хусейне было достаточно добродушным, даже пресвитериане получали от властей помощь стройматериалами для строительства церквей, не говоря уже о предоставлении земли. Лишь в Курдской автономии, неподконтрольной Хусейну с 1991 г., действовали исламистские группировки антихиристианской направленности, сторонники которых нередко совершали нападения на христиан (в основном ассирийцев).

Из-за тяжелого экономического положения Ирака в 1990-е гг., по некоторым оценкам, до трети христиан уехало из страны (все христианские Церкви, представленные здесь, имеют единоверцев за границей, в том числе в Европе и Америке, что облегчало выезд).

Йезиды

По оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, в 2000 г. в Ираке численность йезидов составляла от 30 до 120 тысяч. Вторая цифра ближе к реальности, так как по данным Энциклопедии Востока и доклада Международного комитета по европейской безопасности и сотрудничеству численность йезидов в Ираке сейчас составляет 500 тысяч (явно завышенная оценка). В 1935 г. их насчитывалось в Ираке 25-30 тысяч, в 1947 г. – 32-37 тысяч, в 1957 г. – 56 тысяч, 1970-е гг. – 70 тысяч.

В Ираке живет большинство йезидов мира, которые в значительном количестве присутствуют только в Турции, Иране, Сирии и Армении (в РФ по микропереписи 1994 г. живут 5,78 тысяч йезидов – в 1989 г. они были учтены в составе курдов, которых в 1994 г. оказалось 11,82 тысячи).

Йезиды проживают в западной и северной части Найнавы и юге Дахука, в районе городов и поселков Синджар, Телль-Афар, Баашика, Айн-Сифни, Шейхан, Бадри и др., а также в районе Киркука. Живут замкнутыми, изолированными от соседних народов общинами. Главным религиозным центром йезидов является Айн-Сифни, где расположены храм и могила их святого шейха Ади. Сюда они регулярно приходят молиться. Йезиды чтят могилы и других своих святых – шейха Шамса, Баазри, шейха Мухаммеда (около селения Баашика) и др. В настоящее время главой иракских йезидов является Ташин Баик, резиденция которого расположена в Айн-Сифни.

Религия йезидов уходит корнями в зороастризм и манихейство с примесью христианства и ислама (йезиды признают пророками Заратустру, Христа, Манеса и Мухаммада) и остатками племенных верований курдов – йезиды говорят на том же языке, что и курды, но считают себя отдельным народом.

Мандеи

Мандеев называют также сабиями или "крестильниками". По данным "Всемирной христианской энциклопедии", в 1999 г. в мире насчитывалось 38 тысяч мандеев. 45 % из них живут в Майсане (городах Амара, Кальат-Салих и др.), 19 % - в губернаторстве Басра (из них половина в Басре, остальные в Эль-Курне и др.), 18 % иракских сабиев проживает в Багдаде, столько же в губернаторстве Дикар (в Насирие, Шатре, Сук-эш-Шуюхе и др.). Кроме Ирака мандеев нет больше нигде в мире. Приверженцы этой религии верят в приход в мир Спасителя Манда-да-Хайя ("Знание жизни").

Мандеизм – смесь протохристианского иудаизма с зороастризмом, его приверженцы признают пророком Иоанна Крестителя, осуждают Иисуса Христа, сочетая эти взгляды с заимствованной от зороастрийцев астрологией и представлением о вечном противоборстве доброго (духовного) и злого (материального) начал – наиболее абсолютизировано это противоборство в манихействе, оказавшем существенное влияние на йезидов.

Бахаи

Более 140 лет живут в Ираке и приверженцы веры бахаи, возникшей в рамках иранского (шиитского) ислама, но уже в XIX веке заявившей о себе как о "новой мировой религии". Иракские бахаи – в основном персы, проживающие в багдадском районе Казимия. Считается, что в 1970 г. их религиозные права были ограничены. В 2000 г., по данным "Всемирной христианской энциклопедии", в Ираке жили 2,6 тысяч бахаи. Бахаи принципиально не вмешиваются в политику: об этом они заявили и по поводу последней войны в Ираке.

Иудеи

Местные евреи – потомки переселенцев первой (конец VI в. до н. э.) и особенно второй (начало II в. н. э.) диаспор, в результате которых были основаны крупные торгово-экономические центры - такие, как Нехардеа, Махуса, Сора и Пумбадита, входившие в состав персидских империй. Иудаистские общины имели автономные права во внутреннем самоуправлении и при аббасидских правителях-халифах. Среди иудеев были ростовщики, услугами которых пользовались правители халифата. На протяжении многих веков иудейские общины играли существенную роль в экономической жизни Ирака. За столетия проживания в арабском окружении местные евреи полностью перешли на арабский язык (создав его "еврейско-иракский" диалект), сохранив иудейскую религию.

Еще в 1948 г. в Ираке жили 135 тысяч евреев (66 % из них жили в Багдаде, остальные – в Мосуле, Басре, Эрбиле, Киркуке и селах южнее Багдада), однако с образованием Израиля они начали массово уезжать: в 1957 г. осталось 4,7 тысяч евреев, 1974 г. – 400 человек, 2000 г. – 100 человек, практически все в Багдаде. Известно, что партия "Баас" проводила антиеврейскую политику, что заставило уехать даже тех, кто планировал остаться. Оставшиеся в Ираке евреи, по-видимому, представлены стариками. Считается, что в мире в 1991-92 гг. жило 140-160 тысяч иракских евреев.

На территории Ирака имеются религиозные святыни иудеев, которые почитаются и иракскими мусульманами. Например, могила Ездры (у мусульман Озейры) и Иезекииля (Дхул Кифиль), а также Курна (Набк Корна) – священное место слияния Тигра и Евфрата, где совершал жертвоприношения Авраам.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Турция претендует на роль нового патрона Сирии

2025-02-04 Станислав Иванов
Турция претендует на роль нового патрона Сирии

Как известно, в 20-30-х годах прошлого века Франция по мандату Лиги наций создавала на осколках Османской империи сирийское государство...

Вывод военных США из Сирии развяжет руки Турции и Израилю

2025-02-03 vz.ru
Вывод военных США из Сирии развяжет руки Турции и Израилю

Дональд Трамп намерен вывести американские войска с территории Сирии. По мнению республиканца, Вашингтон не должен вмешиваться в дела арабской республики...

К снижению напряженности обстановки на Ближнем Востоке

2025-02-02 Станислав Иванов

Смена режима в Сирии 8 декабря 2024 года стала важной вехой в нормализации общей ситуации на Ближнем Востоке. Это событие сопровождалось ослаблением влияния Ирана в регионе, усилением позиций Турции, Израиля и монархий Персидского залива...

К диалогу о судьбе российских военных баз в Сирии

2025-01-30 Сьанислав Иванов

Не дожидаясь снятия с новых руководителей Сирии ярлыка террористов и официального признания Переходного правительства этой страны, российские власти приступили к переговорам с ними о судьбе российских военных баз...

Проблема международного терроризма и как ее решать с учетом национальных интересов?

2025-01-27 Станислав Иванов
Проблема международного терроризма и как ее решать с учетом национальных интересов?

В последние годы стало весьма модным и распространенным явлением навешивать ярлык террористов на всех противников того или иного режима или правителя...

Родство курдов и грузин

2025-01-25 Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)

В апреле 2018 года компания "1С Казахстан" организовала семинар в Тбилиси, на который мне посчастливилось быть приглашённым. Помимо содержательной деловой части, была подготовлена насыщенная культурная программа...

Эрдоган пытается подражать римскому полководцу

2025-01-18 Станислав Иванов

Как известно, римский государственный деятель Марк Порций Катон старший являлся непримиримым врагом Карфагена и заканчивал все свои речи в сенате вне зависимости от повестки дня и темы своего выступления одной и той же избитой фразой: "Карфаген должен быт

Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

2025-01-12 Станислав Иванов
Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

В Иране идёт бурная дискуссия об активизации поиска путей снятия со страны ограничительных финансово-экономических санкций, поскольку экономика ИРИ оказалась в глубочайшем кризисе...

Турецкие власти провоцируют новый конфликт в Сирии

2025-01-09 Станислав Иванов

Казалось бы, в Сирийской Арабской Республике наконец-то наступил долгожданный мир, страна приступает к "залечиванию ран" и воссозданию своего государства...

Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

2025-01-08 Станислав Иванов
Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

Созданное Францией в 20-х годах прошлого столетия по мандату Лиги наций на осколках Османской империи сирийское государство получило независимость лишь в 1946 году и просуществовало сравнительно недолго (65 лет)...

Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

2024-12-31 Станислав Иванов
Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

Как показали последние события в Сирии, "арабская весна" 2011 года оказалась еще далека от своего логического завершения как по глубине политических и социально-экономических реформ в каждой из затронутых ею стран, так и по географии ее распространения...

Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

2024-12-29 Станислав Иванов
Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

К внешней политике турецких властей на сирийском направлении больше всего подходит приведенная в заголовке статьи цитата из известной басни И.А. Крылова "Лисица и виноград"...

Воспоминания для созидания правды

2024-12-27 Kurdistan.Ru
Воспоминания для созидания правды

Барие Бала в 60-е годы прошлого века, словно луч Солнца ворвался в литературу курдского народа. В течении шестидесяти лет он писал, творил, переживал горести и радости, расцветал и увядал...

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика