В Ираке завершена операция по выводу войск коалиции из городов и передаче контроля над городами местным силам безопасности. В Багдаде и других населенных пунктах страны по этому поводу были проведены увеселительные мероприятия. Однако эксперты полагают, что праздновать иракцам пока особо нечего.
Все тянут одеяло на себя
План вывода американских войск из Ирака изложен в «Соглашении о статусе войск», которое в ноябре 2008 года подписали Багдад и Вашингтон. Документ предусматривает, что к августу 2010 года армия США прекратит в Ираке все боевые операции, а к концу 2011 года окончательно покинет территорию страны. Пока реализован первый этап плана — американская 130-тысячная группировка оставила иракские города. По словам представителя оперативного командования иракской армии в Багдаде, дивизионного генерала Касыма Аты, американские войска покинули в общей сложности 151 военную базу в различных городах Ирака. Отныне американские военнослужащие будут дислоцироваться на базах за пределами крупных иракских городов. Кроме того, «Соглашение о статусе войск» вводит запрет на проведение в Ираке самостоятельных военных операций США, одновременно позволяя Багдаду прибегнуть к помощи американцев в случае необходимости.
И такая помощь Багдаду может потребоваться очень скоро. Нынешнее правительство Ирака буквально висит на волоске, не устраивая не только суннитов и курдов, но даже шиитов. Страну буквально разрывают на части межконфессиональные и межэтнические противоречия. Иракцы с воодушевлением обсуждают не то, как им возродить единую державу, а то, как поделить ее на части. Один из вариантов предусматривает создание на севере отдельного курдского региона, в центре суннитского, включая Багдад, а на юге шиитского. Однако в Багдаде живут около двух миллионов шиитов, которые не испытывают желания бросить все и уехать куда глаза глядят. Другой вопрос, раздирающий иракское общество, касается роли религии. Шиитский религиозный блок настаивает на том, чтобы источником законодательства стал ислам. Радикальные шиитские лидеры даже требуют, чтобы страна именовалась Исламской Республикой Ирак. Против этого уже выступили светские шиитские партии, а также большинство суннитов. Они предлагают дать стране другое имя — Арабская Республика Ирак. Но с этим не согласны курды. Одним словом, все тянут одеяло на себя, ругая правительство, которое делает вид, что государство едино как никогда.
Нынешний премьер Нури Аль-Малики торжественно назвал день вывода войск из городов Ирака «великой победой», а правительство по его инициативе объявило 30 июня Днем национальной независимости, совершенно забыв, что Ирак завоевал независимость еще в 1932 году, причем британцы тогда убрались восвояси вовсе не по своей воле. Кстати, эксперты, оценивающие действия США в Ираке, не скупятся на исторические параллели. Так, сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский отметил: «Единственное хорошее, что сделали американцы за эти годы, — уничтожили фашистский режим Саддама Хусейна. Все остальное — это кошмар, провал и кровопролитие. Для Обамы уйти сейчас из Ирака — этот вопрос чести, престижа. Если вывод будет проходить плавно, постепенно, то можно сказать, что это не Вьетнам, откуда американцы бежали как побитые псы».
По второму кругу
На Западе вывод американских войск из городов Ирака почти никак не комментируется, поскольку о том, что это произойдет, было известно еще полгода назад. А вот в России это событие вызвало много откликов. Российские политические комментаторы не скрывают своей радости, почти единодушно расценивая плановый вывод войск как поражение США. «Комсомольская правда», например, откликнулась на это событие статьей под названием «США начали отступление в Ираке». Российские эксперты также не скупятся на ехидные замечания о том, что миссия США в Ираке с треском провалилась. «Американцы разнесли страну, — заявил вице-президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов. — Столько убили людей, столько денег спалили, столько разрушили, понесли немалый международно-политический и моральный урон. А что в итоге? А в итоге — кот наплакал». Дальше, если верить российским экспертам, будет еще хуже. Прогноз президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского неутешителен: «Сегодня уход американцев из Ирака ставит под вопрос целостность этой страны. Гражданская война в Ираке будет лишь усиливаться. Потому что там нет жесткого режима, который мог бы взять ситуацию под контроль. Ирак, скорее, ждет судьба Афганистана, где страну разодрали, как лоскутное одеяло, враждующие группировки».
Выходит, чтобы предотвратить гражданскую войну и сохранить целостность страны, нужен второй Саддам Хусейн? И все пойдет по второму кругу. Напомним, что ко времени достижения Ираком независимости 21% населения страны составляли арабы-сунниты, 53% — арабы-шииты, 14% — курды-сунниты. Тогда происходило то же самое, что и сейчас, — страна разваливалась на части. Дело кончилось диктатурой. Главным объектом преследований со стороны багдадских суннитских властей являлись курды, но под удар попали и арабы-шииты. Шиитскую организацию «Дауа» разгромили, а ее лидера — аятоллу Мухаммеда Бакр ас-Садра, которого называли «иракским Хомейни», в 1980 году казнили. В 1991 году шииты подняли восстание на юге страны, но оно было подавлено с жестокостью, не уступавшей той, с которой подавлялись восстания курдов на севере.
Эти меры позволили Саддаму Хусейну сохранить независимость и территориальную целостность страны, но это была лишь видимость стабильности и процветания. Страна держалась на штыках Хусейна и рано или поздно должна была взорваться. Американцам следовало семь раз подумать, перед тем как лезть в Ирак. Они всерьез считали, что иракский народ, освобожденный от гнета кровавого диктатора, засыплет их цветами, но, свергнув Хусейна, они вскрыли нарыв, и оттуда хлынула волна гноя, окатившего их с ног до головы. Не американцы разнесли страну — они всего лишь сломали сдерживающий ее репрессивный аппарат, после чего страна сама пошла вразнос. Для США это было полной неожиданностью. За просчеты политиков Америка заплатила страшную цену — за шесть лет были убиты свыше четырех тысяч американских солдат и офицеров.
Тяжелые цепи прошлого
И тем не менее отвод американских войск из крупных населенных пунктов Ирака вряд ли можно расценивать как поражение США. Американцы, ссылаясь на опасность увеличения числа террористических актов, вполне могли отказаться от выполнения договоренностей о выводе войск, тем более что многие иракцы на этом настаивали. К примеру, суннитский депутат иракского парламента от «Фронта иракского национального диалога» Салех аль-Мутлак заявил: «Иракцы имеют право бояться, они очень хорошо знают, что вывод американских войск из Ирака создаст в нем политический вакуум». С другой стороны, американцы, ссылаясь на экономический кризис, могли вообще покинуть мятежную страну, оставив там лишь небольшую группу экспертов, участвующих в подготовке армии и службы безопасности Ирака. Однако они выбрали третий вариант — покинули города, предоставив иракцам возможность самим решать свои проблемы. Президент США Барак Обама в связи с этим заметил: «Лидеры Ирака должны принять трудные решения, чтобы разрешить ключевые политические вопросы и упрочить уровень безопасности в стране. Не делайте ошибок, впереди трудные дни».
Но не получилось ли так, что американцы развязали иракцам руки и бросили их на произвол судьбы? Как гласит древняя восточная мудрость, коня можно подвести к воде, но нельзя заставить его пить. Никто за иракцев не решит их проблемы, не сможет преодолеть преграды, которые их разъединяют. Граждане Ирака второй раз в истории страны получили шанс продемонстрировать всему миру, что они в состоянии жить без диктатора и иностранных надсмотрщиков. Остается только надеяться, что на сей раз они этим шансом воспользуются.
Все условия для этого есть. Программа восстановления нефтяной отрасли за 20 лет может принести ст
ране более полутора триллионов долларов. Между прочим, в прошедшем на днях в Багдаде первом с 2003 года тендере на разработку нефтяных и газовых месторождений приняли участие более 30 мировых корпораций, в том числе такие гиганты, как Exxon-Mobil, Royal Dutch Shell, Total и российский «Лукойл». Руководители этих корпораций просчитывают ходы на много лет вперед, и если они решили иметь дело с Ираком, значит, уверены, что дела в этой стране пойдут на лад.
Интересно, что в условиях непрекращающихся террористических актов, волна которых, впрочем, заметно спадает, иракские власти приступили к восстановлению одного из крупнейших парков развлечений, расположенного на севере Багдада. С начала военной операции некогда популярное место отдыха пришло в полное запустение. За несколько месяцев планируется отреставрировать открытый кинозал, амфитеатр, бассейн, боулинг-центр и 50-метровую смотровую башню. На церемонии открытия строительства министру по делам туризма пришлось разрезать не символическую красную ленту, а массивную железную цепь. Вот так и всем иракцам предстоит разорвать цепи, которые продолжают их опутывать.
постоянный адрес статьи: http://1k.com.ua/281/details/15/1