Николай Пахомов
Официальный Багдад получает все больше полномочий
Барак Обама выполнил решение Джорджа Буша: как и обещал предыдущий американский президент, с первого июля иракские силовые структуры, по крайней мере, формально стали нести полную ответственность за безопасность жителей иракских городов. За неделю до этого случилось еще одно событие, на первый взгляд, обещающее скорое возвращение ближневосточной страны на мировую арену в качестве сильного регионального игрока – начались аукционы на разработку иракских нефтеносных участков иностранными компаниями. Однако не стоит спешить трактовать эти два события как однозначно положительные для американской внешней и мировой политик в целом.
Ещ¸ не все успели забыть, как в пылу предвыборной кампании Барак Обама и сам раздавал обещания, касающиеся будущего Ирака. И хотя усилиями Джона МакКейна тогдашний сенатор от Иллинойса стал осторожнее в своих словах, вряд ли у американцев, голосовавших на президентских выборах, были какие-то сомнения в том, что Барак Обама в случае своей победы войну в Ираке закончит, вернув американских солдат домой.
Нынешний президент и члены его команды известны как политики опытные, любящие и умеющие выступать перед избирателями. При их навыках им легко будет объяснить, что в Ираке все идет по плану. Но как быстро убедился президент Буш, лучше не спешить объявлять о победе. И после 1-го июля в Ираке оста¸тся мощная группировка американских сил, а взрывы, бои и нападения террористов, в результате которых гибнут как американцы, так и иракцы, военные и гражданские, продолжатся в обозримой перспективе.
Бесспорно, что за последние годы американцы достигли серьезных успехов. Ситуация в городах стала настолько безопасной, чтобы иракские силовые структуры, как минимум, смогли сделать вид, что справляются они и без американцев. Однако успех этот был достигнут благодаря примененной американцами практике, с трудом позволяющей говорить о восстановлении иракской государственности – порядок помогали наводить недавние повстанцы, зачастую очень враждебно настроенные по отношению к центральным властям в Багдаде. Теперь, когда США сократили поле своей деятельности, их союзники из числа суннитов могут опять оказаться врагами с занявшими место американцев иракскими солдатами и полицейскими, представляющими правительство, где доминируют шииты. Для того, чтобы избежать такой вражды, нужны политические договор¸нности, их же пока большой дефицит.
Проблема другая: американцы уходят так, что говорить о победе не приходится. Конечно, многие жители оставленных ими городов, безопасность которых они гарантировали, могли бы рассказать, что иностранные солдаты не были безжалостными захватчиками. Однако даже нынешние руководители Ирака объявляют о передислокации американских сил как о большом национальном триумфе. При этом празднуется не свержение Хусейна, победа над Аль-Кайедой и исламскими радикалами, или успехи иракского народовластия.
Если таково отношение по определению главных союзников США в Ираке, то вряд ли удивительным станет восприятие внутри страны и в мире сворачивания американцами своих операций как отступления. Оружие массового уничтожения в Ираке не найдено, насилие не прекращено, демократичность режима вызывает многочисленные вопросы, самая сильная держава планеты продемонстрировала свои слабости как в борьбе с партизанами, так и в достижении взаимопонимания с представителями другой культуры. Вс¸ это заставляет еще раз усомниться в том, что уходят из иракских городов американцы победителями.
Накануне и во время вторжения критики войны обвиняли США в том, что главная цель интервенции состояла в стремлении обрести контроль над нефтяными богатствами Ирака. Из-за военных действий долгое время добыча нефти была даже ниже чем в последние годы правления Хусейна. Спад насилия прив¸л к росту нефтедобычи, сейчас добывается примерно столько же, сколько перед началом военных действий в 2003-м году, однако по-прежнему сильно меньше, чем перед войной 1990-го года – 2,5 против 3,5 миллионов баррелей в день.
Долгое время развитию иракской нефтяной отрасли препятствовала слабость иракской государственности, об укреплении которой сегодня торопятся рапортовать в Багдаде и Вашингтоне. Без ясных законов, регулирующих разделение прибылей от нефти между регионами и центральным правительством, без решения проблемы статуса Киркука, спорного между курдами и арабами города на севере, находящегося в центре богатых нефтяных полей, не приходилось ожидать прихода иностранных инвесторов и бурного роста добычи иракской нефти. Сложность положения демонстрировали постоянные проблемы с топливом в Ираке, обладающим третьими по величине разведанными запасами нефти на планете.
При том, что нереш¸нных вопросов оста¸тся большинство, перед первым аукционом, целью которого было привлечь в страну иностранные компании, изгнанные почти сорок лет назад национализацией Хусейна, иракские официальные лица демонстрировали уверенность в том, что от желающих инвестировать отбоя не будет. Однако в реальности вс¸ оказалось гораздо скромнее – были получены две ставки на одно нефтяное поле. Каждая была сделана совместно двумя компаниями: первая Exxon Mobil и малазийским концерном Petronas, вторая, победившая, BP и китайской компанией CNPC.
Ставки показательные. В качестве основных инвесторов американская и британская компании. Побеждает британская. (Надо же, в самом деле, показать иракскую независимость.) Как их младшие партнеры выступают азиатские, государственные нефтедобытчики, давно правящие балом на мировых нефтяных рынках. По информации из кулуаров аукциона стало известно о недовольстве прочих потенциальных инвесторов – условия работы в Ираке, мягко говоря, не самые благоприятные, а требования у иракских правителей, переживающих сегодня головокружение от стремительно идущего процесса обретения суверенитета, самые высокие.
Тут можно вспомнить, как ранее иракские официальные лица заявляли, что компаниям некоторых стран припомнят их сотрудничество с режимом Хусейна. Известно, что у диктатора были хорошие отношения с российскими, французскими и китайскими нефтяниками. Россия и Франция выступили резко против вторжения в 2003-м году, не поддержал войну и Китай. Однако китайцы известны своим умением платить столько, сколько нужно для заключения выгодного им соглашения. Добьются ли прощения российские компании, имевшие с Ираком Хусейна соглашения, - вопрос открытый.
Иракцы на упреки пока позволяют себе реагировать насмешкой, мол, защищают они иракские интересы, коварному мировому капиталу это не нравится. Но, что это за интересы, остается только гадать. Защищают ли новые правители страны интересы своей семьи и своего ближнего круга? (Иракская коррупция секретом не является.) Или речь идет о поддерживающей конкретного политика этнической или религиозной группе? Есть большие сомнения, что каждая из тр¸х таких крупнейших групп (шииты, сунниты и курды) видит в представителях двух других сограждан. Даже если они понимают суть термина гражданин…
Хотелось бы надеяться, что все эти проблемы американцы учитывают, принимая решения по поводу своих действий в Ираке. Если же единственная их цель скорее уйти из страны, то даже прекрасно изображенная передача всех полномочий якобы дееспособному и компетентному иракскому руководству не сможет после поспешного ухода американцев помешать крушению иракской государственности, началу гражданской войны и распространению иракских проблем на весь Ближний Восток. Можно спорить о том, насколько ошибочным было американское решение вторгнуться в Ирак в 2003-ем, однако еще более катастрофические последствия может иметь решение уйти из страны до того, когда новая иракская государственность будет к этому по настоящему готова.