И.А.Свистунова 20 июля министр иностранных дел Турции А.Давутоглу встретился с журналистами турецких газет в Анкаре на пресс-конференции, в ходе которой ответил на многочисленные вопросы, связанные с Ираком и курдской проблемой. Отвечая на вопрос о трансграничных операциях турецкой армии, А.Давутоглу подчеркнул, что «важно создать такие условия, чтобы не было необходимости в преследовании по горячим следам». У Турции есть право защищаться от угроз терроризма. Анкара принимает все возможные меры для обеспечения безопасности границ, и не только меры военного характера, но и политические. Министр отметил озабоченность турецкого правительства в связи с обострением отношений между Багдадом и Эрбилем и выразил надежду на то, что конфликт не перерастет в вооруженное противостояние.
В преддверии ухода американцев из Ирака Турция все сильнее позиционирует себя в качестве страны, способной поддерживать конструктивные отношения со всеми центрами силы внутри Ирака. А.Давутоглу сказал, что Ирак - это Ближний Восток в миниатюре. Для обеспечения безопасности в Ираке важно наличие легитимного парламента, в котором будут представлены все политические группы. «Мы не делаем различия между Эрбилем и Багдадом, Багдадом и Киркуком. Мы смотрим на ситуацию в Ираке не со стороны, а изнутри и разделяем судьбу Ирака», - заявил министр.
На октябрь намечено заседание турецко-иракского Совета по стратегическому сотрудничеству высокого уровня, который является самым представительным механизмом межгосударственного сотрудничества за всю историю турецко-иракских отношений. Напомним, что соглашение о создании Совета было подписано в июле 2008 г. в ходе визита в Ирак премьер-министра Турции Т.Эрдогана. Соглашение предусматривает ежегодные широкоформатные совещания под председательством премьер-министров двух стран. Кроме того, не реже трех раз в год должны проводиться встречи глав профильных министерств Турции и Ирака, ответственных за вопросы сотрудничества в сфере дипломатии, безопасности, энергетики и экономики.
В ходе подготовки к запланированному на октябрь заседанию Совета Анкара провела совещание, в котором приняли участие министр иностранных дел А.Давутоглу, государственный министр по вопросам экономики З.Чаглаян, министр внутренних дел Б.Аталай, Министр энергетики и природных ресурсов Т.Йылдыз, министр здравоохранения Р.Акдаг, министр транспорта Б.Йылдырым, министр окружающей среды и лесного хозяйства В.Эроглу, министр благоустройства и заселения М.Йылмаз. Совещание было организовано с целью согласования усилий различных ведомств, направленных на углубление турецко-иракского сотрудничества. На совещании председательствовал А.Давутоглу, поскольку координирующая роль в осуществлении внешних контактов турецкими министерствами отведена министерству иностранных дел. Представительный состав участников совещания свидетельствует о значении, которое Анкара придает отношениям с Ираком, и о стремлении перевести их на качественно новый уровень. А.Давутоглу подчеркнул, что речь идет не об «экономическом сотрудничестве», а об «экономической интеграции» двух стран.
Вместе с тем, одним из важнейших направлений сотрудничества с Ираком для Турции остается борьба с РПК и поиск решения курдской проблемы. Продолжает свою работу Трехсторонняя комиссия по борьбе с терроризмом, включающая в себя представителей Турции, Ирака и США. Ведется подготовка турецко-иракского договора об охране границ.
Ранее в турецких СМИ распространилась информация о том, что заключенный в тюрьме на о. Ымралы лидер РПК А.Оджалан 15 августа намерен объявить о своей «дорожной карте» урегулирования курдской проблемы. Выбор даты приурочен к годовщине начала партизанской войны РПК против турецкого правительства в 1984 г.
На пресс-конференции в Анкаре министру иностранных дел Турции был задан вопрос о том, будут ли предложения А.Оджалана рассматриваться в процессе совместной с руководством Ирака и США работы над решением проблемы РПК. А.Давутоглу ответил, что позиция Турции известна, а все решения обсуждаются правительством и Советом национальной безопасности. Однако турецкие политологи отмечают, что в то время как официальная Анкара не торопиться озвучить свой план урегулирования, инициатива переходит в руки Оджалана, привлекая к себе внимание общественности.
Известный турецкий политолог А.Биранд следующим образом описывает три вероятных сценария дальнейшего развития событий:
1. В ближайшее время руководство Турции объявит о своем плане по урегулированию.
Таким образом, правительство опередит Оджалана и «дорожная карта» лидера РПК станет не более, чем «реакцией на план Анкары». Данный шаг позволит правительству не только «сохранить лицо», но и перехватить инициативу. Только решительные действия турецкого руководства позволят нейтрализовать «влияние Ымралы и РПК».
2. Состоится тайный торг с Оджаланом, в результате которого позиции будут согласованы.
Правительство дождется заявления Оджалана, сдержанно отреагирует на него и постепенно начнет воплощать его в жизнь.
3. Отказ от любой инициативы, дальнейшее кровопролитие.
Анкара, занятая внутриполитическими проблемами (в первую очередь, противостоянием военного и гражданского руководства), не предпримет никаких действий ни до заявления Оджалана, ни после него. Если правительство не сумеет занять конструктивную позицию и просто проигнорирует возможность для урегулирования, произойдет активизация деятельности РПК и вооруженная борьба продолжится.
В любом случае, не следует недооценивать важность «дорожной карты» Оджалана. Лидер РПК пользуется авторитетом среди значительной части курдского населения Турции, и его заявление может способствовать как смягчению напряженности, так и обострению ситуации. В то же время хотя курдская проблема и проблема РПК не являются идентичными, между ними существует тесная взаимосвязь.
Для успеха борьбы с РПК на севере Ирака, Анкаре необходимо содействие иракских курдов. Отношения Анкары с руководством Курдского автономного района остаются неоднозначными. Несмотря на активное экономическое сотрудничество, Турция избегает официального признания нового статуса иракского Курдистана и его руководства. Турция прислала 15 наблюдателей на выборы в трех провинциях Курдского автономного района: Эрбиль, Сулеймания и Дохук.
Это событие позволило некоторым аналитикам прокомментировать присутствие турецких наблюдателей на выборах как завуалированное признание государственного статуса иракского Курдистана. Такие выводы представляются не бесспорными, поскольку Анкара подобным образом направляла своих наблюдателей на выборы в других провинциях Ирака. Кроме того, наблюдатели на выборах - это возможность оказаться в центре актуальных событий в столь важном для Турции регионе. Можно считать также, что действия Анкары показывают наличие доброй воли и являются шагом, направленным на улучшение отношений с иракскими курдами. http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/30-07-09a.htm