В. П. Юрченко
Внутриполитическая обстановка в Ираке в июле 2009 года серьезных изменений не претерпела и в целом оставалась сложной.
Процесс национального примирения в стране по-прежнему находится без движения, что негативным образом сказывается на положении дел в Ираке, не позволяет стабилизировать обстановку.
Глава правительства Н. аль-Малики и его сторонники очень болезненно реагируют на попытки иностранного вмешательства и влияния на политические процессы, происходящие в Ираке, на все то, что связано с преодолением препон на пути достижения национального согласия. В первую очередь, это относится к действиям США.
Отметим, что в Вашингтоне проявляют повышенную обеспокоенность продолжающимся противостоянием между различными политическим силами Ирака и отсутствием прогресса в деле национального примирения и согласия. В этой связи вице-президент США Дж. Байден во время своего посещения Багдада предложил американское содействие в деле налаживания межиракского диалога. Но в ответ Н. аль-Малики заявил, что «примирение является исключительно иракским делом и любое неиракское вмешательство может иметь негативный эффект. Мы не хотим, чтобы американцы пришли и вмешались». Ответной реакцией Байдена на это заявление стали слова о том, что если иракские руководители не воспрепятствуют возобновлению межобщинных конфликтов, то США могут отказать Ираку в помощи. При посещении Эрбиля Дж. Байден пытался подтолкнуть курдских лидеров М. Барзани и Дж.
Талабани к занятию более «продуктивной и позитивной» позиции в отношениях с центральным правительством. В то же время отмечается, что «если иракцы сами не готовы к примирению, то Байден не может им в этом помочь». В конце июля министр обороны СЩА Р. Гейтс также провел встречу с М. Барзани в Эрбиле. В ходе переговоров с курдскими, а ранее с арабскими лидерами Гейтс призвал обе стороны урегулировать имеющиеся между ними разногласия до ухода из Ирака американских войск в конце 2011 года.
Н. аль-Малики продолжает настаивать на пересмотре ряда положений действующей конституции Ирака с целью усиления полномочий центрального правительства в Багдаде. По его словам, основной закон в его нынешней редакции «не является идеальным и не представляет собой рецепт для строительства современного государства», а посему нуждается в изменениях.
Против этого решительно выступают курды, опасающиеся за права своей автономии и многие политики в южных шиитских
провинциях, рассчитывающие на большую самостоятельность от Центра. Отметим, что внесение изменений в конституцию
Ирака представляет собой очень сложный процесс. Так, в случае, если 3 из 18 провинций страны отвергнут поправки, то они не будут считаться принятыми. А Курдский автономный район (КАР) как раз и состоит из трех провинций.
Проблема урегулирования противоречий между арабами и курдами остается одной из наиболее сложных и опасных для страны и ее будущего. К важнейшим составным частям этой проблемы относятся вопросы о принадлежности г. Киркук, о границах между арабскими и курдскими территориями, контроля над углеводородными ресурсами на курдских территориях, о разделении полномочий между центральным правительством и курдской автономией, о курдских вооруженных формированиях «пешмерга» (до 190 тыс. человек). Ни по одному из этих вопросов обе стороны к настоящему времени не смогли прийти к компромиссу.
И хотя премьер-министр Ирака Н. аль-Малики неоднократно заявлял, что имеющиеся споры «не будут решаться силовым путем», а лишь в ходе переговоров и на основе конституции, нельзя полностью исключать возможность перехода конфликта в стадию вооруженного противостояния. Тем более, что силы «пешмерга», лояльные ДПК и ПСК, размещены на спорных территориях за пределами КАР в провинциях Таамим (Киркук), Найнава (Мосул) и на севере провинции Дияла.
Вместе с тем, стороны в некоторых случаях не желают идти на обострение ситуации. Так, курдское руководство согласилось с
решением Высшей независимой избирательной комиссии Ирака, не давшей разрешения на проведение референдума по принятию новой конституции КАР 25 июля одновременно с выборами президента и нового состава парламента автономии. Как было заявлено в Эрбиле, референдум перенесен на два-три месяца. Напомним, что проект новой курдской конституции, одобренный парламентом
КАР, в Багдаде посчитали документом, который фактически прокладывает путь к отделению Курдистана от Ирака. Его также назвали «несовместим» с федеральным основным законом, особенно в части властных полномочий автономного региона.
Причем наибольшее возражение вызывали территориальные вопросы. Так, в проекте конституции к Курдистану, наряду с
официально входящими в состав КАР провинциями Дахук, Сулеймания и Эрбиль, причисляются Киркук и целый ряд районов провинций Найнава и Дияла.
Продолжают обостряться противоречия между арабами и курдами в провинции Найнава. Депутаты-курды бойкотируют арабского губернатора провинции и заявляют о намерении сформировать собственный совет. Не признают власть провинциального правительства и города с преобладающим курдским населением. Все настойчивее звучат призывы присоединить курдские районы к КАР.
Эксперты ООН в Ираке рекомендуют курдскому руководству не спешить с проведением референдума по Киркуку, считая, что это может привести в настоящее время к опасным последствиям. Эксперты предлагают предварительно достичь политического соглашения между всеми сторонами, участвующими в споре.
25 июля в иракской курдской автономии прошли выборы президента и депутатов местного парламента. В них приняли участие 78 проц из примерно 2,5 млн избирателей. На пост главы региона претендовали пять кандидатов, однако бесспорным лидером стал действующий президент автономии М. Барзани, за которого проголосовали около 70 проц избирателей.
За 111 мест в курдском парламенте боролись 507 человек. Большинство голосов около 57 проц получил блок «Курдистан», состоящий из двух ведущих курдских партий: Демократической партии Курдистана во главе с М. Барзани и Патриотического союза Курдистана во главе с президентом Ирака Дж. Талабани. На втором месте блок «Перемены», получивший почти 24 проц голосов.
Его возглавляет Н. Мустафа, ранее бывшим заместителем Дж. Талабани в Патриотическом союзе Курдистана. М. Барзани назвал прошедшие выборы «первым шагом по разрешению вопросов с Багдадом».
Радикальный шиитский лидер М. ас-Садр в июле имел встречу в Тегеране с А. А. аль-Хакимом, руководителем одной из наиболее крупных шиитских политических организаций Высшего исламского совета Ирака. Политики обсудили вопросы возможного сотрудничества и создания блока для участия в парламентских выборах в январе 2010 года. Движение ас-Садра в настоящее время проводит активные консультации с различными политическими партиями и организациями с целью обсуждения возможности формирования широкой общенациональной коалиции, стоящей на позиции «арабизма и независимости» Ирака,
отвергающей рознь по религиозному признаку и выступающей за немедленный уход из страны американских войск.
В июле иракское правительство запретило совершать организованные посещения могилы С. Хусейна после того, как несколько школ в родном городе бывшего диктатора Тикрите организовали к ней экскурсии для своих учеников.
Несмотря на видимые позитивные изменения, сложная ситуация по-прежнему характерна для экономики и социальной сферы Ирака.
В настоящее время, как минимум 200 тыс. иракских семей проживают в самодельных глиняных мазанках безо всяких удобств или вообще лишены жилья. Все больше бедных семей находят приют под мостами, где сооружают импровизированное жилье.
Для сотен тысяч людей водопровод и электричество - недоступная роскошь. Если государство и дальше будет игнорировать эту проблему, в следующие несколько лет ситуация приблизится к катастрофической и породит новые социальные проблемы, решить которые будет непросто.
Ирак предложил ежегодно, начиная с 2015 года, поставлять для планируемого газопровода «Набукко» 15 млрд куб. м газа.
Данный объем составляет около половины от общего количества газа, планируемого к поставкам через первую очередь «Набукко» в страны Европы
Правительство Ирака намерено возродить Национальную нефтяную компанию, существовавшую с 1964 по 1987 год.
Соответствующий законопроект был одобрен правительством 29 июля и будет отправлен на рассмотрение парламента.
Сообщается, что новая законодательная инициатива «идет в одном пакете с основными законопроектами по нефти и газу»,
а это, учитывая очень серьезные разногласия по проблеме между различными политическими силами, затруднит ее принятие.
Ведь до настоящего времени после многолетних обсуждений депутаты не смогли принять закон о распределении нефтяных доходов.
Таким образом, в июле 2009 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая обстановка, что, по-прежнему обусловлено серьезными разногласиями между основными политическими силами страны, отсутствием подвижек в процессе достижения национального примирения и согласия.
В июле 2009 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства концентрировалась на отношениях с США,
соседними государствами и европейскими странами.
Американская администрация и иракское правительство в минувшем месяце уделяли повышенное внимание вопросам состояния и развития двусторонних отношений. В Багдаде со 2 по 4 июля находился с визитом вице-президент США Дж. Байден. Затем в Вашингтон направился иракский премьер-министр Н. аль-Малики. Визит главы иракского правительства Н. аль-Малики в США, итоги его переговоров с высшими должностными лицами американской администрации показали взаимную заинтересованность сторон в продолжении и развитии многопланового сотрудничества между Соединенными Штатами и Ираком,
но одновременно подтвердили наличие разногласий в подходах Вашингтона и Багдада к ряду вопросов урегулирова-ния ситуации в Ираке. Президент Б. Обама заверил Н. аль-Малики, что США не отказываются от плана вывода войск из Ирака до конца 2011 года и не собираются создавать на иракской территории постоянные военные базы. На переговорах обсуждались положение в иракской углеводородной отрасли и тема «внутренних границ, которая будет фундаментально важной для будущего
объединенного Ирака». Обама рекомендовал аль-Малики «быть более гибким» в вопросах использования силы при решении внутренних проблем, и дать возможность властям провинций «играть большую роль в принятии решений». Глава Белого дома признал наличие «расхождений в стратегии» между командованием ВС США и руководством иракских правительственных сил при решении вопросов обеспечения безопасности в стране. В Вашингтоне Н. аль-Малики сделал важное заявление о том,
что срок пребывания американских войск в Ираке может быть продлен, если «иракским силам потребуются дополнительная
подготовка и поддержка». Подобное заявление свидетельствует о неуверенности иракского лидера в способности национальной армии и полиции самостоятельно обеспечить стабильность правящего режима и безопасность в стране. Н. аль-Малики провел отдельные переговоры с главой Пентагона Р. Гейтсом, обсудив вопросы поставок вооружения и военной техники для ВС Ирака, обучения их личного состава, проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях между американскими и иракскими военными.
28-29 июля в Ираке находился министр обороны США Р. Гейтс, вновь обсудивший с премьер-министром Н. аль-Малики вопросы обеспечения безопасности и поставок американского оружия. На встрече с Гейтсом аль-Малики настаивал на увеличении и ускорении военных поставок Ираку.
Общенациональный референдум по «Соглашению о статусе войск США в Ираке», заключенному в ноябре 2008 года, должен состояться одновременно с парламентскими выборами 16 января 2010 года. Правительство отложило намеченное первоначально а 30 июля голосование, мотивировав это нехваткой финансов и якобы неготовностью Высшей независимой избирательной
комиссии провести референдум. Данное решение вызвало крайне неоднозначную реакцию в иракских политических кругах - от оценки референдума чуть ли не как некой формальности до обвинений в нелегитимности отсрочки. Ряд политиков восприняли ешение кабинета министров как попытку уйти от ответственности. Многие считают, что главная причина решения правительства отсрочить голосование - это опасения того, что иракц одобрят соглашения. По оценкам иракских юристов, отсрочка не влияет
на исполнение условий соглашения, подписанного правительством и одобренного парламентом.
Ряд политических наблюдателей отмечают снижение влияния Соединенных Штатов в Ираке, подчеркивая, что этот процесс может ускориться по мере вывода из страны американских войск. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на известные успехи в деле укрепления национального суверенитета, Ирак по-прежнему находится в сильной политической и военной зависимости
от Соединенных Штатов. Поэтому отдельные демонстративные действия и высказывания иракских руководителей, прежде всего, Н. аль-Малики, подчеркивающие их независимость, предназначены главным образом «для внутреннего потребления» и имеют цель
поднять авторитет нынешнего правительства среди населения, настроенного в основной массе антиамерикански.
Иракское руководство продолжает настойчиво добиваться освобождения страны от обязанности выплаты репараций Кувейту за агрессию и оккупацию в 1990-1991 годы. Будучи в США, Н. аль-Малики обратился к пяти постоянным членам Совета Безопасности ООН с просьбой принять положительное для Ирака решение по этому вопросу.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что отношения Багдада с соседними государствами базируются на «уважении,
взаимных интересах и конструктивном диалоге», который не предполагает вмешательство во внутренние дела. При этом
решать все спорные вопросы Ирак намерен мирно, с учетом обоюдных интересов. Аль-Малики отверг информацию о том, что Ирак
«создает какие-то альянсы в регионе», отметив, что в них нет необходимости. Багдад, по словам премьер-министра, может
выступить посредником между США и Ираном, но только в том случае, если это пожелают обе стороны.
11 июля Египет и Ирак подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам двустороннего сотрудничества и стратегического диалога. В политической области документом предусматривается создание Высшего комитета по сотрудничеству между Египтом и Ираком во главе с министрами иностранных дел и участием в нем «компетентных министров». Комитет займется обсуждением
наиболее важных политических вопросов, главными из которых являются расширение совместных арабских действий и активизация сотрудничества в целях обеспечения единства и территориальной целостности Ирака. Кроме того, меморандум направлен на упрочение связей между оборонными ведомствами и правоохранительными органами двух стран. В частности, египетская сторона
обеспечит иракскую армию и полицию необходимыми учебными программами. Что касается экономической части документа, то предполагается создать совет бизнесменов Ирака и Египта, в задачи которого войдут выявление возможностей для сотрудничества в области торговли и инвестиций, а также разработка механизма для быстрого распространения информации о проводимых тендерах с тем, чтобы позволить египетским компаниям участвовать в программе по восстановлению Ирака.
Меморандум также представляет комплексный план по развитию сотрудничества в общественно-социальной, культурной и научной областях, сфере туризма.
В ходе визита в Багдад 2 июля премьер-министр Франции Ф. Фийон обещал иракскому правительству содействие Парижа в
решении спорных проблем с соседними странами и поддержку в вопросе снятия с Багдада санкций, введенных Советом
Безопасности ООН в 1990-1991 годы. Правительство Ирака заключило с рядом французских компаний соглашения по
восстановлению инфраструктуры страны, включая энергетику и электроснабжение.
Таким образом, июле 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Вывод американских войск
за пределы городов страны и значительное сокращение их участия в боевых и специальных операциях против боевиков и
террористов пока существенным образом не отразились на ситуации в Ираке.
www.iimes.ru/rus/stat/2009/06-08-09c.htm
Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2009 года) - Часть II
2203 | 0 |