В. П. Юрченко
В июле 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. В сфере безопасности после вывода американских войск из городов страны ситуация в некоторых районах характеризовалась заметной напряженностью.
Наиболее важным внутриполитическим событием в июле стали прошедшие 25 июля выборы президента и депутатов парламента курдской автономии. В минувшем месяце активизировались американо-иракские контакты на высоком уровне.
Президент США Б. Обама в июле неоднократно признавал, что Ирак, несмотря на известные позитивные изменения, «без сомнения», впереди еще ждут «трудные дни».
Ситуация в сфере безопасности в Ираке в июле 2009 года продолжала оставаться сложной, а в некоторых районах страны напряженной. Страна все еще продолжает жить «в климате страха». Вместе с тем, число погибших от насилия в Ираке в июле сократилось, по сравнению с июнем. Так, по информации правительственных органов Ирака, от различных видов вооруженного насилия в июле погибли 224 человека из числа гражданских лиц (в июне 372). Кроме того, был убит 41 боевик и террорист, а 400 человек, подозреваемых в терроризме и участии в вооруженном сопротивлении, арестовано. В то же время число раненых мирных жителей возросло с 825 человек в июне до 975 человек в июле.
Иракские власти и американское ко-мандование считают,
что нападения со стороны боевиков и террористов будут продолжаться еще на протяжении нескольких лет. Так, глава
Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерал Д. Петрэус заявил, что насилие в Ираке все еще требует к себе внимания, «хотя оно и падает».
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности по-прежнему остаются северные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны - Багдад и прилегающие к городу районы. В июле вновь осложнилась ситуация в северо-восточной провинции Дияла (г. Баакуба). Продолжает осложняться обстановка в западной провинции Анбар (г. Рамади), где в прошедшем месяце возросло число терактов и вооруженных нападений.
В июле на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели
место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Эль-Мусайиб, Рамади, Байджи, Эд-Дуджайль, Эль-Баадж, Зуммар, Джурф-эс-Сакр, Баакуба, Мадаин, Абу-Грейб, Талль-Афар, Эль-Каим, Эль-Халис, Эш-Шаркат и в ряде других мест.
Устойчивой нестабильностью и напряженностью по-прежнему характеризуется ситуация в крупнейшем городе иракского севера Мосуле, который считается одной из самых «горячих точек» страны. Здесь постоянно совершаются вооруженные нападения, теракты, другие виды насилия. И это несмотря на повсеместное присутствие в городе и его окрестностях войск и полиции («КПП на каждом углу, водометы, бронемашины»).
Нестабильная обстановка сохраняется в Киркуке. В городе регулярно совершаются вооруженные нападения и теракты.
Положение дел в Багдаде в минувшем месяце продолжало оставаться сложным, а временами напряженным.
В июле в столице вновь была совершена серия терактов, приведших к большим человеческим жертвам.
В городе и его окрестностях регулярно происходят вооруженные нападения, обстрелы и другие виды насилия.
На большей части территории иракского юга в июле положение дел в основном характеризовалась стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Эд-Дивания, Басра, Хилла и в некоторых других местах.
В июле ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в целом была спокойной.
Напряженность сохраняется в отношениях между арабами-суннитами и шиитами.
В стране (и, наверное, за ее пределами) имеются и действуют силы, всячески пытающиеся разжечь пламя межконфессионального противоборства. Так, теракты, совершенные в июле, были направлены преимущественно против шиитов.
Боевики, связанные с местной «Аль-Каидой», призвали продолжать нападения на американские войска вплоть
до их полного ухода из страны. Нападения, по их утверждениям, должны совершаться, даже, если американцы останутся «на маленьком пятачке иракской пустыни».
24 июля госдепартамент сообщил об имевших место в Турции в начале 2009 года контактах между представителями США и
иракских суннитских повстанческих группировок. В Вашингтоне заявили, что считают такого рода контакты частью усилий по примирению между шиитским правящим большинством и суннитскими повстанцами. Со своей стороны, т. н. Политический совет сопротивления в Ираке (ПССИ) подтвердил факт переговоров с представителями США, целью которых было «освобождение заключенных, возвращение беженцев, восстановление Ирака, принесение извинений иракскому народу и выплата ему материальных и моральных компенсаций». Американцы же, по заявлению представителя ПССИ, «требовали прекращения огня,
всех боевых военных операций против них, что отвергает сопротивление, которое обусловливает выполнение этих требований выводом всех американских войск из Ирака». Напомним, что ПССИ был создан в октябре 2007 года. В него вошли следующие суннитские повстанческие группировки: «Исламская армия Ирака», «Армия моджахедов», «Последователи сунны», «Исламский фронт иракского сопротивления», «Исламское движение сопротивления» (иракский ХАМАС) и «Армия завоевателей».
Как видится, американцы пошли на контакты с суннитским повстанцами не только ради возможного примирения между
суннитами и шиитами, но и с целью попытаться обеспечить более безопасные условия вывода своих войск из Ирака, снизить потери среди личного состава.
Сообщения о встречах американцев с вооруженными противниками режима вызвали недовольство у официального Багдада, о чем премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил президенту США Б. Обаме.
Как и прежде, наиболее часто террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, врачи. В июле участились нападения на иракских христиан. Продолжают активно действовать террористы-смертники, в т. ч. подрывающие автомашины, начиненные взрывчаткой.
Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.
Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.
По словам заместителя министра юстиции Ирака С. ар-Рубаи, в списках пропавших без вести с начала войны 2003 года значится около 600 тыс. человек, а «80 тысяч тел, которых мы считаем жертвами насилия на религиозной почве, были захоронены неопознанными».
Ирак продолжает обвинять соседние с ним государства в недостаточных усилиях по пресечению проникновения потенциальных боевиков и террористов на его территорию, а также контрабанды «оружия, наркотиков и других опасных товаров». В Багдаде считают эту проблему не столько относящейся к сфере безопасности, сколько политической. По оценке иракцев, из всех соседних стран только Кувейт принял надлежащие меры по охране границы. С остальными сотрудничество по этому вопросу оценивается как «слабое». В последнее время уменьшилось число боевиков, проникающих в Ирак из Саудовской Аравии.
Но, как полагают в Багдаде, это произошло после того, как из Ирака в королевство возрос поток контрабанды наркотиков,
что в Эр-Рияде посчитали опасным и приняли меры по усилению охраны своей северной границы. «Проблемной» считается граница с Ираном. «Если Иран захочет отправить в Ирак оружие, то он может это сделать», считает заместитель главы МВД и начальник иракских пограничных сил генерал А. А. аль-Хафаджи. По мнению генерала, слабое взаимодействие «с другими столицами» объясняется тем, что там «некоторые официальные лица видят угрозу в поднимающемся Ираке, руководимом шиитами».
Для улучшения положения дел иракцы сооружают на границе различные заграждения. Так, на 160-километровом участке границы с Сирией в провинции Анбар отрывается ров глубиной 3 м и шириной 3 м. Численность иракской пограничной охраны составляет 42 тыс. человек, но это, как считают в МВД, недостаточно, и число пограничников должно быть, как минимум, удвоено. В дополнение
к существующим 610 пограничным пунктам (заставам) необходимо воздвигнуть еще около 200.
Ирак продолжит сотрудничество с Турцией «до полной нейтрализации» сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). Об этом заявил 28 июля представитель иракского правительства после завершения в Анкаре очередного заседания трехстороннего комитета (Ирак, США, Турция) по борьбе с КРП.
30 июля после специальной операции, продолжавшейся два дня, подразделения иракской армии и полиции установили контроль над лагерем иранской оппозиционной «Организации моджахедов иранского народа» (ОМИН) в районе Ашраф в провинции Дияла. В лагере находятся свыше 3500 сторонников ОМИН и членов их семей. После свержения режима С. Хусейна в 2003 году лагерь контролировали американские войска, которые разоружили боевиков.
По состоянию на 1 августа 2009 года в силовых структурах Ирака (вооруженные силы и МВД) числилось около 750 тыс. человек в вооруженных силах 250 тыс. человек и в МВД 500 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в охранных формированиях различных министерств и ведомств.
По официальной правительственной информации, в июле 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 52 человека (в июне 65), в т. ч. военнослужащих 12 (в июне - 20) и полицейских 40 (в июне - 45). Ранения в июле получили 35 военнослужащих (в июне 34) и 93 полицейских (в июне 101).
Правительство Ирака приняло решение продлить пребывание в стране миссии НАТО (действует с 2004 г., срок соглашения
истекал 31 июля). Инструкторы из стран Североатлантического альянса занимаются обучением личного состава иракской армии и сил МВД и не участвуют в боевых операциях.
Министр обороны США Р. Гейтс заявил в ходе своего визита в Багдад, что одним из приоритетов Вашингтона является
«гарантированное обеспечение военного потенциала Ирака, чтобы он был в состоянии защитить себя». Соединенные Штаты намерены усилить «материальную поддержку иракской армии и сил безопасности».
Пентагон изучает возможности создания ПВО Ирака с тем, чтобы после ухода из страны американских войск в 2011 году иракцы смогли бы «иметь некоторые возможности» по защите своего воздушного пространства, сравнимые «с уровнем соседних государств». Подчеркнем, что в настоящее время Ирак не имеет абсолютно никаких сил и средств противовоздушной обороны, уничтоженных в 2003 году, а решение задач контроля национального воздушного пространства и ПВО страны возложено на
американский контингент в Ираке.
Речь, прежде всего, идет о поставке из США 36 тактических истребителей F-16, о чем достигнута договоренность в 2008 году (всего Ирак хочет получить 96 самолетов этого типа к 2020 г.), и возможной продаже бывших в эксплуатации истребителей ПВО F-15С. Специалисты американских ВВС считают, что до конца 2011 года Ираку необходимо подготовить летный состав,
инженерно-технический персонал, создать необходимую наземную инфраструктуру, комплекс материально-технического и тылового обеспечения, сеть РЛС, связи и управления авиацией. Речь, фактически, идет о создании «с нуля» авиации ПВО, но при этом американцы не ведут речь о формировании наземных сил противовоздушной обороны, прежде всего зенитных ракетных частей.
По мнению специалистов ВВС США, боевой состав иракской авиации к концу 2011 года должен включать 14 эскадрилий
истребительной авиации, две эскадрильи разведывательных самолетов, пять эскадрилий боевых вертолетов, пять эскадрилий многоцелевых (транспортных) вертолетов, пять эскадрилий военно-транспортных самолетов, эскадрилью для сил специальных операций, эскадрилью для поисково-спасательных операций и две учебные эскадрильи (самолетная 1, вертолетная 1).
В настоящее время ВВС Ирака имеют на вооружении 15 легких самолетов для разведки и патрулирования, 4 военно-транспортных самолета, 23 учебно-тренировочных самолета (11 из них могут использоваться для патрулирования) и
53 многоцелевых и транспортно-десантных вертолета.
Свое мнение по вопросам военного строительства в стране высказал министр иностранных дел Ирака Х. Зибари (курд по
национальности): «Перед лицом терроризма иракская армия не нуждается в танках и бронемашинах, но ей необходимы разведка, быстрая связь и народная поддержка».
Серьезную угрозу безопасности страны и ее населения представляют до 25 млн. мин (причем карты минных полей отсутствуют) и примерно столько же неразорвавшихся снарядов и других боеприпасов. К числу опасных регионов относятся 350-километровая полоса вдоль ирано-иракской границы, протянувшаяся с севера на юг. Еще несколько миллионов неразорвавшихся снарядов, включая кассетные бомбы, использовавшиеся американцами при обстрелах военных и гражданских объектов, в т. ч. населенных
пунктов, - последствия операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Часть минных полей на севере страны - наследие еще 1970-х годов, времен столкновений курдских повстанцев с иракскими войсками. В 1990-е годы площадь заминированных территорий в курдском регионе расширилась усилиями уже самих курдов противоборствовавших в тот период Демократической партии Курдистана (ДПК)
и Патриотического союза Курдистана (ПСК), а также КРП. В итоге пораженными оказались обширные территории в провинциях Дахук, Эрбиль и Сулеймания. Войска западной коалиции активно использовали кассетные бомбы при вторжении в Ирак в 2003 году.
В последующем пораженными оказались город Эль-Фаллуджа и его окрестности, где шли ожесточенные бои в апреле и ноябре 2004 года, и город Эн-Наджаф, который американская авиация бомбила в августе 2004 года. Города Самарра, Рамади, Мосул, провинция Дияла, окрестности Багдада, Басры и Эль-Кута также попали под бомбардировки с использованием кассетных бомб.
В июле 2009 года численность и боевой состав группировки вооруженных сил США в Ираке не претерпел значительных изменений.
По состоянию на 1 августа она насчитывала около 130 тыс. человек в составе 12 боевых бригад. В Белом доме и Пентагоне
заявляют, что график вывода американских войск из Ирака может корректироваться в соответствии с развитием обстановки в этой стране. Так, министр обороны США Р. Гейтс заявил 28 июля в Багдаде о возможности досрочного вывода из Ирака 5000 американских военнослужащих, «если тенденция уменьшения насилия сохранится».
Сокращение масштабов участия американских войск в боевых и специальных операциях в Ираке непосредственно повлияло на снижение потерь среди личного состава. В июле 2009 года они были самыми низкими за всю иракскую кампанию, составив убитыми 7 человек (в июне 15). Число раненых составило около 40 человек (в июне - 60). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 августа 2009 года составили, по уточненным данным, убитыми 4576 человек и ранеными
около 31450 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
С 1 июля власти Ирака существенно ограничили свободу передвижения и масштабы деятельности американских войск в Багдаде.
Прекращено совместное иракско-американское патрулирование столицы. Военные автоколонны, осуществляющие снабжение баз ВС США, могут передвигаться только в ночное время. Эти иракские распоряжения были негативно восприняты командованием
войск США в Багдаде. Вместе с тем, по заявлениям командующего ОЦК ВС США генерала Д. Петрэуса и командующего американской
группировкой в Ираке генерала Р. Одьерно, несмотря на имеющиеся трения, взаимодействие с иракскими силовиками в целом
является нормальным и даже «намного лучше», чем ожидалось. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики указал на «высокую
координацию между иракскими и американскими силами».
После ухода из иракских городов американские войска продолжают патрулирование в сельской местности.
Интенсивность действий боевой авиации США в Ираке в июле снизилась Авиация (преимущественно тактические истребители
F-16) оказывала поддержку боевым действиям иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям
боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха
передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. В минувшем месяце
американские самолеты ежедневно совершали от 11 до 52 боевых вылетов (в июне - от 28 до 60). Для нанесения ударов по
противнику использовались различные авиационные боеприпасы. Авиация США регулярно привлекалась к решению
поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США и Великобритании
главным образом на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские
самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
В Пентагоне заявили о предстоящем размещении в Ираке четырех бригад специальной организации, адаптированной к новым
задачам, поставленным перед американскими войсками в этой стране, особенно после того, как августе 2010 года Ирак покинут
боевые части ВС США. Условно названные «советническо-помогающие», эти бригады в случае необходимости смогут «вести весь
спектр боевых операций. Их численность составит 14 тыс. человек. Новые соединения планируется направить в Ирак в процессе
плановой ротации войск. Три бригады будут сформированы на базе 3-й пехотной дивизии (пд), а четвертая - на базе 4-й пд.
По словам представителя Пентагона, новая бригада будет отличаться от обычной армейской большим числом старших офицеров и обладать «гражданско-военными возможностями». В ней будут находиться «гражданский персонал, инженеры, военная полиция, специалисты по транспорту», а также юристы, управленцы, специалисты по экономике, которые будут содействовать программам по линии госдепартамента.
В начале июля американская военная администрация в Ираке освободила пять иранских дипломатов, которые были арестованы в 2007 году в Эрбиле по обвинению в организации снабжения оружием шиитских боевиков.
В июле из Ирака были выведены последние подразделения вооруженных сил Австралии, Великобритании и Румынии.
В результате на иракской территории остались только войска США.
27 июля сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра сорвали голосование в парламенте по утверждению военного соглашения с Великобританией. Повторно этот вопрос будет обсуждаться после парламентских каникул, скорее всего, в сентябре.
А пока около 150 британских военных, которые должны были обучать военнослужащих ВС Ирака, были передислоцированы в Кувейт.
Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в июле 2009 года продолжало оставаться сложным, а в некоторых районах страны - напряженным.
www.iimes.ru/rus/stat/2009/06-08-09c.htm
Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2009 года) - Часть I
2332 | 0 |